Печально известная записка из Google, написанная инженером Джеймсом Даморе, вызвала к жизни многолетние споры о различиях между женщинами и мужчинами.
Все, включая Даморе, признают роль нашей социальной среды в формировании гендерных различий. Идеи о том, какие рабочие места «подходят» женщинам, давление, оказываемое на мужчин, играющих «мужественные» роли — эти ощущения, ожидания и возможности влияют на нашу гендерную роль.
Но обычно считается, что биологические различия между полами создают различия в поведении, которые нельзя преодолеть даже создав в равные условия окружающей среды для мужчин и женщин.
В своей записке Даморе использовал научные идеи, предлагая, что обычные различия в интересах между мужчинами и женщинами («вещи» и «люди») и предпочтения (статус и конкуренция по сравнению с семьёй и сотрудничеством) частично объясняются эволюционными, генетически обусловленными различиями.
Если вы будете придерживаться этого общепринятого взгляда, то даже либеральная среда Кремниевой долины не сможет преодолеть столь глубоко укоренившееся мнение.
Но что, если тысячи лет воспитания уменьшили значение развития генетических механизмов, обеспечивающих половые различия? Эту идею мы предлагаем в нашей новой статье.
Эволюционисты признают, что наши потомки не просто наследует гены. Оно также наследуют все виды ресурсов: экологию, родовое гнездо, родителей и сверстников. И похоже, эти факторы постоянства окружающей среды помогают обеспечить надёжное воспроизведение полового признака в разных поколениях.
Возьмём, к примеру, «инстинктивное» сексуальное предпочтение овец и коз к самкам своего вида.
Примечательно, что эта адаптивная поведенческая черта, по-видимому, частично зависит от раннего контакта с представителями их собственных видов. Было обнаружено, что у самцов овец и коз, выросших в группе иных видов, развивается сексуальное влечение к самкам этих видов.
Значит генетика не является единственным унаследованным ресурсом для развития: постоянство среды, в которой овцы растут с овцами, также имеет значение.
Мы предполагаем, что устойчивая среда, которая учит мужчин быть мужчинами, а женщин женщинами, может потребовать от генетиков считать обсуловленность развития биологическими механизмами преувеличенной.
Это помогает объяснить, что в ином случае казалось бы очень удивительным: мы можем вывести овец, испытывающих влечение к козлам, за одно поколение. Но, возможно, в конечном итоге мы не должны удивляться. Только регулярное кросс-видовое воспитание обеспечит им генетическую страховку в отношении их сексуальных предпочтений.
В сущности, генетически определённые признаки могут быть даже потеряны, когда некоторая надёжная особенность окружающей среды делает их ненужными. Одним из примеров является потеря у приматов способности синтезировать витамин С, поскольку этот витамин легко доступен в их фруктовой диете.
Мы не утверждаем, что на основании этих примеров можно делать широкие обобщения на разные виды или поведенчески черты: это вопрос эмпирического исследования. Но понимание того, что стабильные условия окружающей среды могут сыграть решающую роль в развитии и наследовании адаптационных характеристик поведения, весьма актуально для человечества.
Окружающая человека среда включает обширные культурные, поведенческие и экологические механизмы для передачи половых черт.
Мы подчёркиваем пол человека с помощью имён, одежды и причёсок. Мы узнаем о поле из убеждений, суждений, поведения индивида и требований семьи, друзей, знаменитостей, средств массовой информации, искусства и науки. Люди обладают огромным потенциалом к социальному обучению, а это значит, что большинство из нас легко усваивает эти уроки.
Фактически, недавние исследования в лаборатории Мелиссы Хайнс показывают, что пол может повлиять на тех, с кем мы учимся.
Эти исследование показали, что девочки с врождённой гиперплазией надпочечников (ВГН), подвергающиеся воздействию необычно высоких уровней андрогенов (группа стероидных гормонов, включающих тестостерон), демонстрируют снижение тенденции имитировать поведение женщин и «подчиняться» своему полу.
Это может объяснять больший интерес девочек с ВГН в «мальчишечьим играм», открытие, часто приводимое в поддержку утверждений, что предпочтения в играх у мальчиков и девочек расходятся из-за более высокого пренатального тестостерона у мальчиков.
Исследования Хайнс подтверждают вероятность того, что в некотором роде пол через тестостерон влияет на то, какое поведение (мужское или женское) перенимает индивид, но окружающая среда определяет то, чему мы учимся. Если окружающая среда будет мужской, то индивид будет отдавать предпочтения мужским игрушкам. И наоборот.
На первый взгляд идея о том, что пол не обязательно является единственным способом передачи признаков между поколениями, кажется несовместимой с доказательствами. Исследования показывают, что генетические и гормональные компоненты пола влияют на структуру и функцию мозга.
Однако недавние исследования у крыс о влиянии пола на мозг показывают, что эти эффекты могут варьироваться и даже быть противоположными в разных условиях окружающей среды, таких как различные уровни стресса.
Эти взаимодействия между полом и окружающей средой, которые также могут быть разными в разных частях мозга, порождают мозг, состоящий из уникальных «мозаик». Такие мозаики были недавно обнаружены и у людей.
Иными словами, пол влияет на мозг, но это не значит, что существуют два разных типа мозга — «мужские мозги» и «женские мозги». Хотя вы можете предсказать пол человека с точностью выше вероятности на основе мозаики их мозга, но сделать обратное предсказание — определить уникальной мозаики мозга человека на основе формы его гениталий — было бы сверх сложно.
Вероятность того, что ключевая роль в нашем генетическом наследовании заключается в формировании пола из окружающей нас культуры, поддерживает организационные инициативы в пользу поддержания полового баланса.
Обратная сторона заключается в том, что распространённость «гендеризации» культурной среды означает, что многие социальные аспекты должны измениться, чтобы половые стереотипы поведения могли смещаться на уровне популяции.
Те, кто работает над увеличением числа женщин в сфере технологий и управления, должны много сделать для этого. Тем не менее, люди уникальны в своей способности трансформировать социальную среду.
Столетие назад наши гендерные споры были сосредоточены на том, нужны ли женщинам высшее образование и возможность участвовать в выборах. Сегодня такие споры смехотворны благодаря развитию социальных отношений и науки. Сейчас они идут о присутствии женщин в технологических отраслях промышленности и управлении.
Исторический опыт показал, когда меняются идеи о том, какие роли женщины и мужчины выполняют «лучше», фактические роли женщин также изменяются в течение нескольких поколений.
Перевёл Емельян Разумеев