Сегодня ЦБ в очередной раз (в четвёртый, если быть более точным) с начала года «порадовал» наше народное хозяйство повышением ключевой ставки. Что за ставка, спросит неискушённый читатель? «Ставку рефинансирования знаю», - скажет он. «А ключевая – что за зверь такой?».
Популярно объясняю. Эта ставка, по сути, заменила собой ставку рефинансирования, которая больше не играет никакой роли. В скором времени (с 1 января 2016 года) ставка рефинансирования будет скорректирована (т.е. скорее всего уже – повышена) до уровня ключевой ставки. Ставка рефинансирования ещё сохраняется, но деньги по ней уже не выдаются. Она лишь играет справочный характер за счёт привязки к тем или иным законодательным актам РФ.
А вот полноценное кредитование коммерческих банков осуществляется теперь по ключевой ставке, которую ещё принято называть недельной ставкой по аукционам РЕПО (сделка по продаже бумаг или валюты с обязательным обратным выкупом, т.е. коммерческий банк под залог покупает рубли, а через неделю обязуется данный залог выкупить).
Теперь, когда суть ключевой ставки более-менее понятна, отметим, что повышение составило сразу 1,5%. Теперь её величина зафиксирована на уровне 9,5%.
Чем же объясняет ЦБ такой рост ставки?
Прежде всего, ростом потребительских цен или по-привычному – инфляцией. По их данным она на 27 октября этого года составила 8,4%. Не правда ли, её величина весьма сильно коррелировала с самой ключевой ставкой, которая до сего дня составляла 8%.
Естественно есть люди, приученные думать, будто бы ключевая ставка растёт потому, что растёт инфляция. Но мы то с вами знаем, что всё происходит с точностью до наоборот: инфляция растёт в большей степени именно потому, что повышается ключевая ставка (как раньше – ставка рефинансирования).
Для тех кто «в танке» поясню на графике.
Снижение или повышение учётной ставки ФРС понижало или повышало показатель инфляции с некоторым (примерно в 1 год) запаздыванием во времени (рынок должен отреагировать на выполненную настройку системы), которое вы можете наблюдать для точек А, В – в случае понижения, и Б, Г, Д – в случае повышения ставки.
Идём дальше и смотрим, чем же объясняет ЦБ увеличение инфляции, а значит и потребность в увеличении ключевой ставки:
1. Ослабление рубля (вклад в инфляцию 1,3%);
2. Внешнеторговые ограничения (вклад в инфляцию 1,2%);
3. Психологический фактор (вклад в инфляцию не определён).
Разберём по пунктам.
Ослабление рубля – целиком заслуга ЦБ, который с прошлого года заявлял о своих планах по прекращению поддержки рубля в рамках перехода к плавающему валютному курсу с 2015 года. С января сего года им был отпущен курс (т.е. ещё до госпереворота на Украине), а уже 24 июня 2014 года Центробанк полностью прекратил валютные интервенции с целью поддержки курса российского рубля.
Если объяснить популярным языком, то это прямое нарушение Конституции РФ, которой ЦБ п.2 ст. 75 предписано в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля. Теперь, благодаря ЦБ, любая масштабная атака на валютном рынке может привести к тому, что курс национальной валюты рухнет, а вместе с ним рухнет и экономика России. А мы знаем, что недоброжелателей у России хватает.
Значит ослабление рубля в августе-сентябре этого года, о котором как о причине №1 говорит ЦБ – есть целенаправленная политика самого ЦБ.
По второму пункту есть серьёзные сомнения в соответствии приведённой причины текущему положению дел. Стоит отметить, что подозрительно сильно показатель увеличения инфляции начал расти после марта, когда ЦБ повысил ключевую ставку с 5,5% до 7%. За первый квартал инфляция составила 2,3%. А уже на на конец октября - 8,4%! И это неудивительно, так за период с марта по октябрь текущего года, т.е. за период действия санкций, которыми пытается прикрыться Центральный банк, увеличение ключевой ставки составило аж 2,5%, - с 5,5% до 8%.
А вот психологический фактор – очень может быть, т.к. зная жлобство нашего бизнеса всех уровней, можно легко объяснить повышение цен на товары российского происхождения, хотя никакой причины для этого нет. Ведь, как признаёт тот же ЦБ, загрузка и рабочей силы, и производственных мощностей находится на самом высоком уровне. Притом, что с прилавков исчезли продовольственные товары западного происхождения, дефицита товаров не наблюдается. Скорее всего психологическими факторами обусловлено повышение инфляции от одного до трёх процентов.
Т.е. как мы видим, причина кроется в самом финансовом регуляторе, который сначала породил причину роста инфляции, а затем, вертя инфляцией (как следствием, закономерно вытекающим из причины), обосновал необходимость очередного повышения ключевой ставки.
Кроме этих вредительских шулерских действий стоит отметить также и то, что ЦБ весь год намеренно сдерживал темп прироста денежной массы (агрегат М2 – наличные, срочные вклады, чеки, дебетовые карты и вклады до востребования). Так на конец октября показатель составил 7,4% - более чем в два раза меньше по сравнению с 16,1% на аналогичную дату прошлого периода. И это всё в то время как экономика испытывает существенный дефицит денежных средств (порядка 60%, если смотреть по соответствию денежной массы и ВВП в текущих ценах).
Снижение темпов прироста денежной массы ведёт к тому, что товарооборот замедляется, в результате предприятиям требуется кредитование для ведения своей хоздеятельности.
С повышением ключевой ставки, закономерно увеличивающей ставки по кредитам производственному сектору, вырастет и себестоимость, а значит и стоимость производимых товаров.
Вкупе с падением заимствований на рынке потребительского кредитования, связанного с повышением ставок, всё это ведёт к всё большему проседанию платёжеспособного спроса.
Положение усугубляет, ставший возможным из-за роста депозитных ставок (обусловленного потребностью банков в дешёвых деньгах), и рост числа сберегательных вкладов населения.
Таким образом, рост потребительских цен, дефицит денежных средств у предприятий и населения, а также предпочтение сбережению у тех, кто имеет свободные финансовые средства, приведут к тому, что производственный сектор из-за падения оборота вынужден будет оптимизировать расходы, как правило, выраженное в сокращениях рабочей силы или в ещё большем повышении цены на товары и услуги. Что ещё более раскручивает маховик проблем в экономике.
И Центробанк признаёт, что спрос будет падать, и будет падать совокупный объём производства товаров и услуг ниже потенциального уровня.
Но более того, по признанию ЦБ, падение экономического роста не оказывает сдерживающего влияния на инфляцию!
Так с чем же тогда борется ЦБ посредством повышения ключевой ставки, если все его действия не приведут к снижению инфляции, а, по его же признанию, наоборот – вызовут дальнейший её рост?
Ведь говоря, что рост цен обусловлен причинами структурного характера, финансовый регулятор пытается навести тень на плетень, обвинив производственный сектор, и отвести от себя подозрения в измене и вредительской деятельности.
Но мы же знаем, какая структура тому виной, и даже знаем и название этой структуры. Центральный банк Российской Федерации или популярно – местный филиал Федеральной Резервной Системы. И борется этот филиал не с инфляцией, а с государством Россия.
«Бизнес и ничего личного», как сказали бы на Западе.
С отчётом перед головной организацией и саморазоблачением перед нами, в тонкостях которого мы сегодня с вами разбирались, можно ознакомиться по ссылке http://cbr.ru/press/pr.aspx?file=31102014_133027dkp2014-10-31T13_15_16.htm.
Учитывая вышеизложенное, в целях безкризисного управления народным хозяйством страны, наш ответ должен состоять в устранении препятствий, которые по роду своей деятельности чинит нам ЦБ РФ. И чем скорее, тем лучше.