Отклонив «налог на богатых», российская власть продемонстрировала презрение к справедливости
Чуда не произошло. Государственная Дума большинством голосов отклонила поправки в закон, заменяющие плоскую шкалу налогообложения физических лиц на прогрессивную. «Налог на богатых» так и не был введен. Начиная с 2001 года, когда была установлена единая ставка в 13 процентов, это уже девятая по счету попытка изменить сам принцип налогообложения и заставить богатых платить больше. А воз и ныне там.
Надо признать, что в своё время введение плоской шкалы налогообложения было оправдано. В условиях постельцинского хаоса страна нуждалась в некоем успокоении, в упорядочении финансов, в простых и понятных каждому условиях взаимодействия с государством. «Я вам 13 процентов, остальное моё»: эта формула вполне подходила большинству и поэтому принесла успех. В первый же год собираемость налогов возросла на четверть.
Однако ничто не стоит на месте. За последующие годы становилось всё более очевидно, что позволив части населения накопить жирок, государство должно постепенно начинать перераспределять излишки в пользу малоимущих слоев населения. Ведь нацию, народ, скрепляет, связывает воедино в том числе и осознание социальной справедливости. И если в тучные годы нефтяного изобилия это было не так важно, то сейчас, перед лицом кризиса, этот вопрос из чисто экономического превратился в политический.
Поэтому неудивительно, что одна из парламентских фракций, в данном случае партия «Справедливая Россия», разработала и внесла законопроект, скажем так, корректирующий ставки налогообложения. Во всяком случае, назвать его драконовским по отношению к богатым нельзя было при всем желании. Предполагалось, что изменения коснутся только тех, кто декларирует официальный доход свыше 5 млн. рублей в год. Даже в жирной Москве таких, по данным ФНС, всего 8235 человек из 11 миллионов. Менее одного процента.
По сути, закон касался бы только 110 богатейших людей России, контролирующих 30 процентов всех доходов. И даже им пришлось бы платить всего 28 процентов налога. Чуть более четверти! Да они молиться были должны на такой закон, ведь их «коллеги» по классу в Европе платят гораздо больше. В Великобритании – 45, в Швеции – 56, а во Франции – все 75 процентов. Постоянный посетитель Куршавеля Михаил Прохоров наверняка в курсе. Тем не менее, его миллиарды никто не тронет.
Именно Прохорова привела в пример представитель «Единой России» Раиса Кармазина, оппонируя автору законопроекта Олегу Нилову. Она заявила, что в случае прогрессивной шкалы олигарх нашел бы способ уклониться от налогов и не заплатил бы 6 млрд. в бюджет Красноярского края, как он это сделал однажды. Уровень аргументации, конечно, «впечатляет». В ответ Нилов верно заметил, что «20 миллион людей в России находятся за чертой бедности, а сверхбогатые куражатся от своих сверхдоходов … Мы бы никогда не победили в Великой Отечественной войне, если бы одни получали 125 граммов хлеба в день, а другие бы устраивали балы, где тортами и икрой давились бы».
Отличились и другие депутаты-единороссы, главный из которых Евгений Федоров. Именно этот вроде бы патриот озвучил отрицательное заключение профильного комитета по бюджету и налогам, членом которого он является: «Подобное решение создало бы неравные условия налогообложения, которые противоречили бы требованиям конституционного принципа всеобщности и равенства налогообложения». Равенство налогообложения! Да тут Федорову впору на научное открытие претендовать. Ну, просто стыдоба.
Наряду с депутатами отрицательное заключение вынесло и правительство РФ. Почему-то это не удивляет. Причем ни у кого из чиновников, ни в парламенте, ни в правительстве, уровень официальных личных доходов не превышает нижнюю заявленную границу в 5 миллионов, да это и неважно. Есть стойкое ощущение, что причиной подобной лояльности к немногим сверхбогатым является этакий социальный снобизм. Даже не будучи миллиардерами, эти люди в костюмах от Brioni чувствуют себя социально близкими именно с ними, а не с «бывшими трактористами и шахтерами».
Недаром столько страстей вызвали требования общества к топ-менеджерам госкорпораций раскрыть свои доходы. Только бесхарактерный либерал Герман Греф сдался сразу. Якунин же, как мы помним, стал шантажировать правительство своей отставкой и переходом в частный бизнес, а Сечину и вовсе понадобилась «помощь» президента Путина. Лишь после его вмешательства общественность узнала примерный уровень компенсации ему от «Роснефти». Отказываться от этих жирных кусков в связи с кризисом никто из них даже и не думает.
Все эти наблюдения не имели бы особого значения, если бы страна не была в состоянии войны. Большой цивилизационной по сути войны. В этих условиях консолидация нации – важнейший фактор будущей победы. А о какой консолидации можно говорить, если власть боится отщипнуть у самых богатых чуть больше четверти их доходов? Остальные 99 процентов россиян сделают из случившегося единственно возможный вывод – олигархов власть уважает и считает за людей, а ими, большинством, пренебрегает, если не презирает. А до выборов тем временем не так уж много осталось. Оппозиция получит мощный козырь против Кремля.
Загладить эту обиду можно только устранив её причину. Если это не очевидно сейчас, то станет очевидно очень скоро. Следует вспомнить о существовании пресловутой вертикали власти и применить ее рычаги и возможности не только в направлении репрессий по отношению к политическим оппонентам, но и в деле сплочения, консолидации, нации на основе чувства социальной справедливости. Народы не бухгалтеры и не столько мыслят, сколько чувствуют. Это понимали все великие, от Ленина до Ганди. Русский народ сейчас чувствует, что с ним обходятся несправедливо.