Время полутонов проходит. Та атака, что была развернута в начале года на коренные основы русской государственности и ее фундаментальные исторические и духовные ценности, перешла к началу осени в глобальную войну. Причем, охватившую уже не только Россию, но и весь остальной цивилизованный мир – Запад, прежде всего. Пока эта война сугубо информационно-психологическая, но она крайне жестока и коварна.
И дело “PussyRiot” в начатой битве – всего только повод, эпизод, от которого отталкиваются силы, ведущие наступление. Попробовав власть и Православную церковь «на зуб», и обломав его после известного судебного приговора, они начали новое, более мощное и системное наступление. В целом развернутую кампанию можно назвать условно «гнилая опора». Так во всяком случае, видится ситуация либералам внутри страны и их союзникам за рубежом. Суть ее довольно емко изложена в редакционной статье «Независимой газеты» 3 сентября. Процитируем дословно:
- Власть сама загнала себя в ловушку, сделав ставку на «государствообразующую роль» традиционных религий, особенно Православной веры и Церкви. Следовало работать над усилением позиций гражданской идентичности новой России, а не искать подпорок в виде замшелых мировоззрений и социальных институтов. Эти подпорки легко подломились, обрушивая мир и стабильность в государстве.
Сразу отметим – мы имеем дело не с анализом ситуации, а типичной пропагандой, призванной подавить волю противника, когда желаемое - «подпорки легко подломились» - выдается за действительное. Это вранье с попыткой навязать не только свое видение ситуации, но и ее реальное развитие. Мир и стабильность в государстве, несмотря на все факты антиправославного вандализма, вовсе не обрушены. А после двойного убийства в Казани и кровавой надписи на стене “FreePussyRiot!” размахивать этим стягом – грязной и вонючей тряпкой, ставшей к тому же кровавой, могут теперь исключительно только отморозки.
Что же касается того, будто надо было сидеть тихо, стерпев оскорбительную хулиганскую и сатанинскую ритуальную выходку, зарыв голову в песок, то это, по крайней мере, лукавое примиренчество. Случайного ничего нет. Возможно, еще вчера подобное сошло бы с рук, но сегодня сама нравственная ситуация в стране стала иной. И не благодаря Путину и Патриарху. Иным становится наше общество. В нем крепнут силы, которые не хотят терпеть дальше либеральный беспредел. Скажут, их мало? Может быть, но они активны. И оттого реакция государства это не какой-то жестоко средневековый взбрык, как пытаются уверить либералы в России и на Западе, а всего лишь последовательно принципиальный ответ, продуманный и взвешенный.
Эту идею хорошо выразил в «Известиях» (18 августа 2012) политолог и ученый Андраник Мигранян:
- В данном случае власть не может проявить слабость не потому, что власть или Церковь хотят отомстить… Вопрос здесь гораздо более серьезный. Государство не может позволить себе в этом вопросе никакого попустительства, особенно в такой многоконфессиональной и многонациональной стране, где оскорбление религиозных или национальных чувств может повлечь за собой массовые беспорядки и межнациональные и межконфессиональные распри. Вот почему в данном случае не работает примитивный аргумент многих лидеров российской оппозиции, что «девочек» строго наказывают, потому что это лишь месть Путина или Патриарха Кирилла.
Короче говоря, своеобразие текущего момента, как принято было выражаться в начале прошлого века, заключается в том, что сегодня мы имеем дело не с каким-то спонтанным самодурством и упрямством властей и правоохранительной системы. Во многом подвели к осознанию грозящей беды сами лидеры и участники «Болота» и «Сахарова», явивших всем свои зимне-весенние перформансы как в мирном, так и в ином формате. Развал и распад страны за ними так и маячат.
И что они сегодня предлагают в качестве идеи кроме ернического креатива и оскорбительных перформансов? Почитайте их прессу, послушайте «Эхо Москвы» или посмотрите телеканал «Дождь». Там сплошные призывы «раздавить гадину», цитаты из Маркса о «бесстыдно-примитивном господстве меча и рясы» и другие ссылки, причем вырванные из исторического контекста, Вольтера, Энгельса и Ленина. Такое впечатление, будто достали старые конспекты по истмату и диамату. Но тогда, чтобы быть последовательными, им неплохо процитировать бы и известный революционный марш:
Мы раздуваем пожар мировой
Церкви и тюрьмы сравняем с землей.
С отрядом флотских товарищ Троцкий
Нас поведет в смертельный бой!
И еще им неплохо бы поучиться у великих мастеров прошлого. Так, в 1925 году в Одессе во время съемок знаменитого «Броненосца Потемкина» Сергей Ейзенштейн искал по всему городу типажи уродцев и вырожденцев, которые должны были по воле режиссера изображать в фильме офицеров и корабельного священника. Искал он таких «актеров» чуть ли не по всем психиатирическим клиникам Одессы. Батюшка на экране вышел такой, что только слюна изо рта у него не катилась.
Но есть и другие примеры. В страшном 1942 году, когда шло наше отступление к Волге, снимался фильм «Секретарь райкома», где впервые за четверть века на советском экране появился положительный образ священника, помогающего партизанам. И тогда же Твардовский в одной из глав «Василия Теркина» воскликнул:
Сколько лет живем на свете?
Двадцать пять?
Нет, тыщу лет!
И чтобы закончить этот ряд, скажем о фильме «Крейсер Варяг», вышедшем сразу после войны, где не было ни одного карикатурного образа морских офицеров, и корабельный священник вовсе не дурил головы матросам, а поднимал их боевой дух, являясь полноценным членом героической команды. К тому же благодаря знанию восточных языков сумел раскрыть замысел противника.
Последний пример характерен для того времени. Богоборчество отступило, патриотизм преобладал, но религия как таковая все же была за рамками художественного замысла и его воплощения. Просто в те годы власть и народ поняли, что на одной левой фразе далеко не уедешь. А у наших либералов эти фразы сегодня взяты по случаю напрокат. Еще вчера они сами с бешенной страстью поносили и Маркса, и Энгельса, и Ленина. Только Троцкого никогда не трогали по причине родства душ. Однако в опоре на левую фразу есть у них вполне рациональный смысл и замысел.
Благодаря показному левому повороту они пытаются сбить в одну колонну откровенных западников, представителей социального протеста и националистов. Врагами объявлены носители традиционных ценностей – патриоты, сторонники православия, несектантского ислама. Словом, государственники. Замысел вовсе не безобидный. И, кстати говоря, уже имевший прецедент в отечественной истории столетней давности. Нельзя забывать, что попа Гапона в 1905 году вели не столько царские спецслужбы, сколько эсер Пинхус Рутенберг. Его боевики также поспособствовали тому, чтобы разыгралась трагедия 9 января. В мирной манифестации оказались хорошо вооруженные люди, и они стреляли. Сам Гапон сорвал наперстный крест и раскрутив, швырнул его в сторону с воплем: «Нет больше ни Бога, ни Царя». А Рутерберг, предусмотрительно захвативший ножницы, тут же остриг ему волосы и бороду.
Благодаря своему перформансу Гапон прославился тогда не меньше, чем нынешние «пуськи». Ездил по Европе, публиковал за хороший гонорар свою биографию, которую перевели на несколько языков, и познакомился с лидерами революционных партий в эмиграции. А вернувшись в Россию, сказал на встрече с рабочими-участниками кровавого марша, что все революционные вожди – это инородцы, которым на Россию и ее народ наплевать. Рутенберг после этого и организовал поездку авантюриста-расстриги на лесную дачу в Финляндии, где тот был повешен боевиками.
Просто удивительно, какие исторические аналогии всплывают! Еще в апреле, задолго до процесса и приговора, адвокаты «пусек» предусмотрительно зарегистрировали товарный знак панк-группы в ожидании будущих дивидендов. Да это же «рояль в кустах» и «ножницы Рутенберга»
И сегодня мы видим, как тех, кто выражает справедливый социальный протест, у кого есть реальные претензии к властям, пытаются подтолкнуть к новой потасовке с патриотами, православными, приверженцами традиционного ислама. Потому так важно видеть и понимать суть замысла проекта «гнилая опора». Хочется верить – он провалится. Однако еще немало равнодушных и непонимающих того, к чему ведет слом традиционных государственных и религиозных ценностей.