Тонущая под грузом долгов Греция, принужденная платить такую цену за спасение, что утопающему впору повеситься, — это новостная картинка, скорее скрывающая смысл происходящего, чем наоборот. А смысл в одном: Греция не самая невинная, но уж точно жертва глобального кризиса, производителем которого были и остаются Соединенные Штаты Америки. Еще раз: основные параметры финансового положения Греции — уровень долгов и бюджетного дефицита — такие же, как у Америки. Разница в том, что Греция не может просто так печатать деньги, а Соединенные Штаты пока могут. Это же касается всей еврозоны в целом. Да и, собственно, всех остальных участников глобальной долларовой экономики.
Суть в том, что никакого «восстановления» экономики не было и не собирается быть. Восстановилась деятельность частных финансовых паразитов, поскольку государства (то есть в первую очередь США и Европа, а затем это вынуждены были сделать и все остальные) взяли на себя все их долги и все их риски. Произошла просто национализация долга. И теперь это риски государств. И надо же, какое удивление! Почему-то вместо банковских акций начали обесцениваться национальные валюты. Кто бы мог подумать?!
Мировой спрос сжимается (причем темпами, совпадающими с началом Великой депрессии). Соответственно, реальный сектор не растет и расти не может. Расширяются только финансовые пузыри. Рост цен на фондовых рынках и даже рост цен на сырье отражает не спрос, а капитальную инфляцию валют, в первую очередь доллара. Где тонко, там и рвется. Страдает не тот, кто хуже, а тот, кто слабее. Евросоюз слабее Америки, потому что это не страна, а аморфная каша, к тому же она полный американский сателлит. Внутри ЕС Греция и Португалия слабее Испании, Италии или Бельгии. Все они слабее Франции и Германии. Так оно и будет рассыпаться, как домино, пока американский федрезерв имеет возможность практически напрямую содержать свое правительство, печатая доллары в счет растущих долгов. Деньги закачиваются в банки, банки качают деньги в Китай, Китай (и не только) скупает американские облигации, Америка печатает новые деньги и новые долги. Это война паразитов против слабаков, где паразиты стараются воевать до последнего слабака.
Здесь есть одно но: слабые падают, и валюты их падают. Однако, как заметил нобелевский лауреат Роберт Манделл, существует прямая связь между сильным долларом и банковским кризисом в Америке. При сильном долларе американские финансовые гиганты не смогут закрывать свои дыры. Если доллар опустится к 1,2 за евро, рухнет еще какой-нибудь немаленький американский банчик. И эту проблему заливать будет уже нечем. Потому как пристрастие китайцев к резаной бумаге тоже имеет свои границы.