Кампания по ликвидации безграмотности, проведенная с 1919 года до начала 1940-х — это массовое обучение грамотности взрослых и детей, не посещавших школу. Это был самый масштабный социальный образовательный проект впервые и за всю историю России. Ликвидация безграмотности — главное достижение Великой Октябрьской социалистической революции, которое позволило стране решить основные проблемы общества и выйти в мировые лидеры в короткие сроки.
Кадровая проблема всегда остро стояла перед российским обществом и в разные эпохи решалась по-разному, однако именно в начале XX века была реализована программа, которой не было и нет аналогов в истории России.
Сто лет назад 26 декабря 2019 года был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.»
Декрет Совета Народных Комиссаров.
О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.
В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил:
1) Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Обучение это ведется в государственных школах как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Народного Комиссариата Просвещения.
Примечание. Действие этого пункта распространяется на красноармейцев, причем соответственная работа в военных частях производится при ближайшем участии политотделов Красной Армии и Флота.
2) Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами Депутатов по принадлежности. Общие планы по ликвидации безграмотности на местах составляются органами Народного Комиссариата Просвещения в двухмесячный срок со дня опубликования настоящего декрета.
3) Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения.
4) К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Народным Комиссариатом Просвещения и местными органами его привлекаются все организации трудового населения, как-то: профессиональные союзы, местные ячейки Российской Коммунистической Партии, союз коммунистической молодежи, комиссии по работе среди женщин и проч.
5) Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы.
6) Для ликвидации безграмотности органам Народного Комиссариата Просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т. п.
7) Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.
8) Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
9) Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.
Подписали:
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевич.
Секретарь С. Бричкина.
26 декабря 1919 года.
Распубликован в № 294 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 30 декабря 1919 года.
Проблема неграмотности в начале XX века стояла крайне остро, можно даже сказать, что ситуация была катастрофической — следствием неграмотности стали Первая мировая и Великая Отечественная войны, унёсшие жизни миллионов людей. Иначе бы развитие России пошло по-иному пути, а не так, как это случилось в результате ошибок Александра Третьего и Николая Второго. Также и сегодня Россия несёт колоссальные демографические потери и пожинает социально-экономические проблемы вследствие управленческой неграмотности населения на всех уровнях принятия решений — от местного до федерального.
Перепись 1897 года показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. В этом аспекте Россия стояла последней в списке европейских держав.
Вопрос активно обсуждался в обществе и стал обязательным пунктом для всех политических партий.
Победившая в октябре 1917 года партия большевиков 26 декабря 1919 года начала кампанию по ликвидации безграмотности среди населения Советской республики.
Большевики ставили задачу активного сознательного участия населения в жизни страны, для этого необходимо было поднять уровень грамотности населения. Таким образом власть большевиков была властью, прежде всего, народной.
«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели.
Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники.
Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».(В.И. Ленин)
Советскому государству требовался новый человек. Однако, как и показали последующие действия Советской власти, троцкисты и большевики понимали эту задачу по-разному:
«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Бывший министр образования РФ А.А.Фурсенко
Министр образования РФ, ныне советник президента А.А.Фурсенко, не скрывает своей идейных убеждений и фактически говорит о том, что человека необходимо отбросить назад в прошлое. Данное высказывание четко показывает антинародную сущность проводимых реформ образования, целью которых является максимальное снижение участия населения в сознательном управлении страной через снижение уровня грамотности, что мы и наблюдаем. Параллельно этому происходит и деградация здоровья учащихся, на что Министерство просвещения не обращает никакого внимания, несмотря на постоянную регистрацию данного факта Министерством обороны в виде ухудшающихся показателей здоровья призывников настолько, что даже данные последних лет пришлось засекретить; а также на выступления ведущих специалистов Министерства здравоохранения.
В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населённый пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа.
Наркомат просвещения и его отделы могли привлекать для работы в ликбезе «в порядке трудовой повинности все грамотное население страны» (не призванное в войска) «с оплатой их труда по нормам работников просвещения». Уклоняющимся от исполнения декретных предписаний грозила уголовная ответственность и другие неприятности.
19 июля 1920 года появился новый декрет — об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), а также ее отделов «на местах» (их называли «грамчека») — комиссия занималась общим руководством работой. При ВЧК л/б имелся штат разъездных инструкторов, помогавших своим районам в работе и следивших за ее выполнением. Это было связано с тем, что за предыдущие полгода не удалось добиться больших успехов.
Ликвидация безграмотности представляла собой, прежде всего, обучение чтению и письму, простому счёту. Окончивший ликпункт теперь считался малограмотным, то есть умел читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства».
Понятно, что для полноценной жизни и деятельности малограмотным было быть недостаточно, поэтому школы для малограмотных стали второй ступенью в системе образования государства рабочих и крестьян.
Цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории. Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе – политехнических наук.
В ноябре 1920 года в 41-й губернии Советской России работало примерно 12 тыс. школ грамоты, однако работа их не была полностью налажена, не хватало ни учебников, ни методик: старые азбуки (в основном детские) категорически не годились для новых людей и новых нужд. Не хватало и самих ликвидаторов безграмотности: от них требовалось не только обучать основам наук, но и разъяснять цели и задачи строительства советского хозяйства и культуры, вести беседы на антирелигиозные темы и пропагандировать — и разъяснять — элементарные правила личной гигиены и правил социального поведения.
Зачастую ликвидации безграмотности сопротивлялось само население, особенно сельское в глухих районах и на окраинах. Курьёзные причины отказа учиться приписывали народам Севера: те считали, что учить стоит оленя и собаку, а человек и сам разберется).
Новые буквари начали создавать уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна основная цель ликбеза — создание человека с новым сознанием. Буквари были мощнейшим средством обучения и формирования мировоззрения: с детства детям объясняли — «Заводы наши», «Мы были рабы капитала… Мы строим заводы», «Советы установили 7 часов работы».
В 1920–1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых (авторства Д. Элькиной и др.). Букварь назывался «Долой неграмотность» и открывался известным лозунгом «Мы – не рабы, рабы – не мы».
Теперь сравните с тем, чему учат сегодня в современном федеральном государственном образовательном стандарте за 1 класс — потребительскому отношению к жизни и труду родителей: дети развлекаются, а родители вкалывают за сеткой-рабицей на огороде (как в тюрьме).
Как итог — человек видел, что дала ему советская власть — право на труд, бесплатное образование и медицины, равные права, 8 и 7-часовой рабочий день, пенсию, право на материнство и детство и многое другое. О том, что забрала сегодняшняя власть, хорошо известно.
Массовые газеты и журналы начали издавать специальные приложения для малограмотных. В таком листке-приложении в первом номере журнала «Крестьянка» (в 1922 году) в популярной форме излагалось содержание декрета о ликбезе 1919 года.
Кампания по ликбезу активно проводилась и в Красной армии: ряды её в значительной мере пополнялись за счёт крестьян, а те в массе своей были неграмотны. В армии также создавали школы для неграмотных, проводили многочисленные митинги, беседы, чтение вслух газет и книг.
В 1922 году был проведён Первый Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности: там было решено в первую очередь обучать грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов в возрасте 18-30 лет (срок обучения увеличили до 7-8 месяцев). Ещё через два года – в январе 1924 года – XI Всероссийский съезд Советов 29 января 1924 года принял резолюцию «О ликвидации неграмотности среди взрослого населения РСФСР», и поставил 10-ю годовщину Октября сроком полной ликвидации неграмотности.
В 1923 году по инициативе ВЧК л/б было создано добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН), которое возглавил председатель Центрального исполкома съезда Советов РСФСР и СССР М.И. Калинин. Общество выпускало газеты и журналы, буквари, пропагандистскую литературу. По официальным данным, ОДН быстро росло: от 100 тыс. членов к концу 1923 года до более полумиллиона в 11 тыс. ликпунктов в 1924 году, и около трёх миллионов человек в 200 тыс. пунктов в 1930 году. Но по воспоминаниям, никого иной как Н.К. Крупской, истинные успехи общества были далеки от этих цифр. Ни к 10-летию, ни к 15-летию Октября (к 1932 г.) взятые обязательства по искоренению неграмотности выполнить не успели.
Во второй половине 1920 года Россию посетил Герберт Уэллс, который написал:
«Я пришёл к убеждению, что в условиях колоссальных трудностей в Советской России непрерывно идёт работа по народному просвещению и что, несмотря на тяжесть положения в стране, количество школ в городах и качество преподавания неизмеримо выросли со времен царского времени».
Строительство школьных учреждений и создание педагогических кадров позволило приступить к введению в РСФСР всеобщего начального обучения в соответствии с декретом ВЦИК и Совнаркома от 31 августа 1925 года. Предельный срок для осуществления этого декрета был назначен – 1933/34 учебный год. Успехи в развитии образования привели к тому, что к 1926 году уровень грамотности в СССР поднялся до 56,6%.
С конца 1920-х гг. кампания по ликвидации неграмотности вышла на новый уровень: меняются формы и методы работы, увеличивается размах. В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход: требовалось влить свежие силы в движение, его пропаганда и изыскание новых материальных средств для работы. Существовали и другие, необычные формы агитации: например, выставки, а также передвижные агитвагоны и агитпоезда: создавали новые ликпункты, организовывали курсы и конференции, привозили учебники. Культармейцев к середине 1930 г. стало миллион, а официальное число учащихся в школах грамоты достигло 10 млн.
К концу 30-х годов массовая безграмотность была преодолена. По данным переписи 1939 года, процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР — 89,7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла — 96 %, женщин — 83,9 %, городского населения — 94,9 %, сельского — 86,7 %.
Это было огромное достижение Советского государства.
Повышение управленческой грамотности населения сегодня ещё более необходимо, чем ликвидация безграмотности в Советской России. Если тогда общество стояло на пороге осознаваемых перемен, то сегодня общество находится в состоянии неопределённости и не знает куда шагнуть. А пока оно пребывает в неопределённости, проблемы только нарастают. Лишь немногие пока понимают, что необходимо повышать свою управленческую грамотность, а пока она не освоена, положение страны усугубляется.
Тем не менее именно сегодня у России есть все необходимые условия, чтобы решить проблемы раз и навсегда во всех сферах — подвигнуть общество пойти по пути Человечности, ликвидировать эксплуатацию человека человеком в общественно-экономическом устройстве, показать всему миру принципиально новую модель жизнеустройства. Именно поэтому в ближайшем будущем вновь потребуется массовая ликвидация управленческой безграмотности, но это уже тема следующей статьи.
Продолжение следует…