Всем привет! Открываю новый цикл статей: «практика применения ДОТУ». Он будет состоять из нескольких частей, возможно до 7-8. В нем буду делиться собственным опытом применения ДОТУ на промышленных предприятиях. Если первые публикации найдут отклик, то появиться продолжение.
Часть первая. Вводные данные.
Ваша квалификация. Вы работаете директором по развитию и маркетингу в производственной компании, знакомы с западными моделями управления (содержание курса MBA), прошли курс «Бережливое производство», у вас есть дополнительное профильное образование в сфере менеджмента и базовое техническое образование. Знакомы с «модной» управленческой литературой издательства «МИФ». Примечание: в процессе написания статьи обнаружил интересные ассоциации сокращенного названия издательства «манн, иванов, фербер». В прямом подчинении у вас: служба маркетинга и IT отдел; в функциональном: директора торговых и производственных филиалов; в проектном по запросу могут оказаться: коммерческий директор, служба снабжения, технический директор, руководители подразделений.
Специализация компании. Производство строительных материалов. Компания имеет 5 производственных филиалов, 7 региональных складов. Поставки осуществляются в 40 регионов Российской Федерации и Казахстан. Самый западный производственный центр – Краснодар, самый восточный – Уфа. С 2010 года компания демонстрирует устойчивый рост. Управленческие процессы не успевают за темпом развития.
Описание задачи. В последнее время в компании возникли трудности с обеспечением филиалов готовой продукцией. Компания вынуждена хранить 50% от месячного объема продаж на складе. При этом номенклатурный ряд включает в себя 32 ходовые позиции и еще около 40 позиций составляющих менее 30% объема продаж. Все производственные филиалы имеют разнотипный парк оборудования, оптимальное время производства одного типа номенклатуры на одном станке не менее 3-х суток (всего на предприятии 6 типов номенклатуры, под типом подразумевается другое сырье). Так как предприятие производит продукцию для строительной отрасли, то оно обладает высокой сезонностью (60% всех продаж приходиться на 5 месяцев), а его клиенты низкой способностью к планированию заказов (ожидания клиентов – поставка продукции за 1 день в радиусе 400 км).
Продажи филиалов различаются по ассортименту (у каждого филиала есть свои ходовые позиции), сезонностью (разный географический фактор) и спросом (другие факторы). Требуется решить задачу обеспечения запасами готовой продукции в срок, при этом обеспечить равномерность загрузки производства и снизить складские остатки сначала до 45% от объема продаж, а потом до 40%. При этом необходимые изменения важно произвести максимально осторожно, так как компания зарабатывает всю годовую прибыль за эти 5 месяцев.
Дополнительно требуется снизить временные затраты на планирование и конфликтность коммуникаций. На текущий момент к планированию приходиться привлекать директоров всех филиалов, службу снабжения, коммерческого директора, генерального директора с временными затратами 8 рабочих часов в неделю на каждого. При этом дополнительное осложнение возникает из-за того что производственные центры находятся в административном подчинении некоторых директоров филиалов и они могут «перетягивать одеяло на себя», что создает напряженность в коммуникациях. Долгосрочное и устойчивое планирование предприятия осложняется неустойчивым спросом (компания работает в полностью рыночной среде).
Заключение первой части. Итак, вам предстоит разработать, внедрить и некоторое время руководить системой обеспечения готовой продукции. Предстоит выбрать подходящую теоретическую основу для решения задачи, учесть риски. Здесь каждый читатель может попробовать применить ДОТУ и КОБ, подобрать альтернативные теоретические модели или покритиковать… Я планирую опубликовать свою версию решения это задачи с позиции ДОТУ, следующие части будут выкладывать по мере их оформления (забегая вперед расскажу, что эта проблема была решена именно с применением известной тут теории).
Послесловие. Просьба к читателю. Отнеситесь к решению задачи локально, а применяйте теорию с позиции решения более глобальных задач (естественно в масштабах предприятия). Изменять производственный парк, отрасль и т.п. нет смысла, у предприятия в текущих условиях таких возможностей нет. Реальность вот она…