Экономика России проституирована. Вместо того, чтобы ставить задачи собственного развития, Россия служит подспорьем, сырьем для чужого развития. Мы поставляем дрова к чужим домам (при этом гордимся, что являемся надежными поставщиками дров) и в обмен получаем бусы и зеркала. Достижение последних 10 лет в том, что теперь бусы нам поставляют россыпью, и мы сами тут научились насаживать бусины на нитки.
Местное производство неконкурентноспособно на мировом рынке по объективным причинам - издержки производства, стоимость жизни здесь значительно выше среднемировых. На экспорт ничего кроме дров не поставляется, а вся рублевая прибыль местных предприятий в конечном счете обменивается на валютную выручку от экспорта дров и вывозится за границу.
Когда цена дров на мировом рынке высока - здесь у нас избыток "дроводолларов" и начинается "экономический бум": строятся новые предприятия по сборке бус, появляются новые рабочие места, растут зарплаты рабочих. Когда на мировом рынке цена на дрова падает - начинаются проблемки, рабочих сокращают, зарплаты урезают. А стоимость жизни по-прежнему высока, квартиры нужно продолжать отапливать, снег на улицах убирать, дороги ремонтировать. И рабочим становится тяжело. Тяжело, потому, что их хитрым образом, через мировой рынок, заставили конкурировать с нигерийскими, индийскими, индонезийскими рабочими, где стоимость жизни многократно ниже, зимы нет, квартиры отапливать не нужно, а еда сама круглый год растет на улицах.
А что-то еще начнется, когда дрова на всех удобных делянках вырубят и продать на экспорт толком станет нечего? Ведь тогда, заранее предвидев это, все собственники заблаговременно всеми правдами и неправдами начнут выводит не то что прибыль, но и оборотные средства за границу. Рубль и зарплаты рабочих многократно обесценятся и тогда уж вряд ли миновать прозрения и национализации "лесных угодьев". К сожалению, в виде пеньков.
Шахтеры сейчас требуют: платите нам больше, мы работаем в скотских условиях, нам не хватает на жилье, а тем, у кого есть свое жилье еще от СССР, не хватает на бусы и зеркала. Смотрите какие жирные вязанки бус на шеях у наших хозяев! Дайте нам больше бус и зеркал здесь и сейчас, а там, после нас, хоть трава не расти!
Позиция проста и разумна с точки зрения интересов каждого отдельного шахтера. Но гибельна с точки зрения долговременных интересов всех шахтеров и их семей.
Сознательный, умудренный жизненным опытом шахтер должен бы сейчас требовать совсем другого:
- Мы согласны потерпеть вообще без бус и зеркал, мы согласны работать за нынешнюю зарплату. Но чтобы не один доллар из валютной выручки не тратился больше на финтифлюшки. Чтобы ни одна сволочь из дирекции не смела присвоить себе ни одного доллара из выручки предприятия! Чтобы вся валютная выручка нашего предприятия тратилась только на закупку самых современных заводов - фармакологических, автомобильных, электронного, медицинского оборудования... Мы согласны потерпеть, но чтобы через десять лет у нас была лучшая в мире бесплатная медицина, лучшее в мире бесплатное образование, пусть не лучший в мире, но дешевый, надежный, экономичный автомобиль полностью из отечественных комплектующих, дешевый отечественный мобильный телефон и ЖК-телевизор; чтобы предприятие строило бесплатное жилье для рабочих, детские садики, пионерские лагеря, дворцы пионеров для наших детей...
Все это казалось бы маниловскими мечтами, если бы только мы не знали твердо, что все это уже существовало в нашем недавнем прошлом - каких-нибудь 30-40 лет назад. Поэтому все это не мечты, а вполне жизнеспособная конструкция, не противоречащая никаким фундаментальным физическим законам. Но достичь этого исключительно трудно, поскольку это противоречит интересам Капитала, Капитала, который присосался к России, подмял ее под себя, подчинил ее своим интересам и сосет-сосет из нее прибыль. И Капитал пойдет на любую ложь и на любое преступление, лишь бы не дать сценарию развиваться в этом направлении.