Вход

Двигатель

Болонский процесс в Беларуси — как приглашение к серьёзному разговору об образовании

6 июля 2018 в 19:33 | Емеля |ИАЦ | 1311 | 0

Развернувшаяся некоторое время назад полемика между «широко известным в узких кругах оппозиционеров» порталом «TUT.BY» и Министерством образования Республики Беларусь по поводу участия белорусской делегации в конференции министров образования Европы и принятых в ходе его решениях, касающихся участия страны в Болонском процессе, даёт нам основание не только высказать свою оценку по такому важному, но всё-таки частному вопросу, как «Беларусь и Болонский процесс», но и, принимая во внимание важность самой темы «Образование», поделиться с нашими читателями размышлениями в целом по этой тематике.

При этом мы исходим из того, что система образования и подготовки кадров является частью культуры, развитие которой и обуславливает уровень жизни общества буквально во всех сферах его деятельности. А поэтому образование в последнее время тема обсуждаемая, но, к сожалению, связано это не с успехами в этой сфере, а, наоборот, с тревогами о будущем системы образования.

Сегодняшняя система образования, построенная на преподавании книжной мудрости, зашла в тупик, впрочем, как и само общество, которое находится в общекультурном кризисе. Выходом является замена доминирующей кодирующей педагогики — педагогикой методологической, обучающей в первую очередь навыкам самостоятельной выработки новых знаний в темпе появления в них потребности, в тесной взаимосвязи с воспитанием нравственности, присущей Человеку. Вот обо всём этом мы и поговорим в данном материале.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: «С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ»?

Но вначале кратко: о самом Болонском процессе и почему его так любят либералы, хотя и не только они. Болонским процессом с 1999 года — года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств — стали именовать движение, цель которого заключается в гармонизации систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.

Подразумевается, что создание единого образовательного пространства должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнёров — за счёт повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами.

Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми. Это может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат — магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образовательных кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

Официально провозглашёнными целями движения являются: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Как и любое общественное явление, Болонский процесс в современных условиях глобализации имеет свои определённые положительные, а, по мнению либералов — исключительно положительные стороны, к которым можно отнести: повышение уровня доступности и привлекательности именно европейского высшего образования, ориентированность на рынок труда присваиваемых вузами степеней и квалификаций, что обеспечивает успешное трудоустройство, большую мобильность студентов и преподавательского состава.

Значимых целей Болонского процесса по сути всего две:

  • межгосударственная стандартизация образования
  • и академическая мобильность (обе цели решают глобализационные проблемы раздробленной на национальные государства Европы).

И обе изначально не работают. Стандартизация кредитами обеспечивается на уровне единых названий дисциплин и их трудоёмкостей в часах. Но содержание и методика преподавания — это творчество преподавателя.

Мобильности сопротивляется естественное желание человека выстраивать связи с сокурсниками, преподавателями (потенциальным научным руководителем курсовых, диплома, аспирантуры…), коллегами. Идея мобильности противоречит самой же европейской традиции обучения в формате «тьютор — ученик».

Выходит, что популярные ещё 5 — 8 лет назад дебаты о преимуществах Болонского процесса оказались разговорами ни о чём. Любопытно, что в Украине упоминание о БП при общей прозападной риторике постепенно исчезает из образовательных документов, как упоминание о неудачном эксперименте.

Надо понимать и то, что вводимая «болонская» система высшего образования, ориентированная исключительно на унификацию с европейской системой образования и интеграцию в неё — вот за это-то, по большому счёту, её и превозносят либералы — коренным образом отличается от исторически сложившейся системы образования в Беларуси, к тому же, повторимся, как любое явление, имеет недостатки, более того, содержит потенциальные угрозы. И главная из них — это снижение в ходе «болонизации» уровня образования, фрагментация знаний (в силу ориентации на узких специалистов), делающая невозможным формирование критического и аналитического мышления. Кроме того, существует реальная опасность утраты того ценного, что было достигнуто за предыдущую историю белорусского (в том числе и как непременной части российского, советского) высшего профессионального образования.

Преподаватели чувствуют, что остались у разбитого корыта, а что им делать — не знают. Предложение «вернуть всё, как было при СССР», не подходит: во-первых, нет СССР с его системой ценностей и отношений; а во-вторых, советская профессура сегодня уже слишком сильно демотивирована (почтенный возраст плюс унизительная нищета с девяностых по сегодняшний день), а молодые преподаватели не застали старой школы и, вливаясь в такую унылую среду, часто демотивируются ещё сильнее. Сегодня можно видеть в университетской среде таких 35-летних «стариков», которым уже ничего не нужно в самом расцвете сил.

БЕЛАРУСЬ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Республика Беларусь стала участницей Единого пространства высшего образования (ЕПВО) и, соответственно, Болонского процесса 14 мая 2015 года. Правда, со второй попытки, так как в 2012 году европейские министры образования на форуме в Вене отклонили первую просьбу Беларуси о приёме, обосновав свой отказ наличием минимальных академических свобод в белорусских вузах, слабой развитостью системы студенческого самоуправления, отсутствием прозрачности в работе администрации университета и выборов ректора. Да, и 14 мая 2015 года, хотя страна и стала частью европейского интеграционного проекта, но стала с определёнными условиями, отражёнными в так называемой «Дорожной карте», согласно которой государство взяло на себя обязанности до 2018 года реформировать систему образования в соответствии со стандартами ЕПВО.

bolonsky-07

К сегодняшнему дню некоторые меры по реализации дорожной карты приняты. В частности, подписан ряд международных договоров о сотрудничестве между вузами, осуществляется ввод рейтинговой системы оценки уровня образования, внедряется национальная рамка квалификаций, обеспечена автоматическая бесплатная выдача приложения к диплому, активизировался обмен студентами и преподавателями между странами.

Однако согласно официальному заявлению Министерства образования Беларусью действительно не выполнены все положения дорожной карты, что объясняется недостаточным сроком — всего три года — для осуществления предусмотренных этим документом серьёзных структурных изменений. Поэтому министерством на основе «Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года» разработана стратегия, в которой, наряду с решением общих задач в области образования, предусматривается осуществление мер по дальнейшему внедрению принципов и инструментов Европейского пространства высшего образования в систему высшего образования РБ.

Общий вывод о положении Беларуси в Болонском процессе по состоянию на май сего года зафиксирован в Парижском коммюнике министров образования Европы от 25 мая 2018 года:

«Республика Беларусь вошла в ЕВПО в 2015 году на основе согласованной Дорожной карты. Мы признаём, что были инициированы некоторые первые реформы, но при этом сохраняются существенные вызовы. Мы приветствуем приверженность Беларуси работать с партнёрами и воспользоваться их поддержкой в реализации предложенной стратегии в период 2018—2020 гг.»

При этом, безусловно, в сегодняшних реалиях заслуживает уважение позиция белорусских властей, изложенная в заявлении пресс-центра Министерства образования РБ «Беларусь — равноправный член Болонского процесса:

«Мы же подчёркивали и подчёркиваем, что Беларусь развивает свою систему высшего образования в соответствии с болонскими принципами и с учётом национальных интересов (выделено нами при цитировании)».

КАКОЕ ЖЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕОБХОДИМО СЕГОДНЯ БЕЛАРУСИ?

Если же говорить в целом о состоянии образования в стране, то подробно об этом писали ещё в 2016 году в статье «Куда плывёт система образования в Республике Беларусь?», и за прошедшее время принципиальных изменений в этой сфере — скажем честно — не произошло.

Или как «мягко» констатировал президент страны:

«Вся система образования в Беларуси очень отстала от современности …Столько проблем, что мы их не успеваем решать. Не идём в ногу со временем».

При этом выразим своё твёрдое убеждение, что никакими косметическими мерами, к которым можно смело отнести, в том числе и Болонский процесс, положение исправить невозможно, если не решать эту проблему концептуально.

Дело в том, что весь современный процесс образования в мире построен в русле устаревшей по всем параметрам стратегии развития кодирующего образования — когда ученик осваивает некоторый набор фактов, с помощью которого, методом перебора имеющихся вариантов, «подбирает» решение поступающих задач.

В ходе профессиональной деятельности под давлением устаревания прикладных знаний и навыков на протяжении активной жизни поколения встаёт вопрос о построении системы «непрерывного образования» взрослых, которая помогала бы им поддерживать профессиональный уровень или переходить в другие профессии, когда освоенные ими в прошлом профессиональные знания и навыки утрачивают социальную востребованность. Движение по этому пути (а именно на него нацелен «болонский процесс») ведёт к ещё одному образовательному непреодолимому в принципе барьеру: практически к каждому взрослому для осуществления «непрерывного образования» на принципах, свойственных сложившейся системе (лекции плюс практические и семинарские занятия), необходимо приставить как минимум по одному наставнику, который должен владеть новейшими знаниями и быть при этом эффективным учителем.

bolonsky-06

Но кто будет готовить это параллельное общество наставников? — Ответа на этот вопрос в рамках сложившейся системы науки и образования нет, и потому этот образовательный барьер на её основе непреодолим. Однако его необходимо преодолеть, поскольку массовый непрофессионализм чреват всё более тяжёлыми по последствиям «Чернобылями» и «Фукусимами».

Т.е. проблема развития образования не в том, чтобы выработать очередной «современно-перспективный» набор сведений и навыков, которые необходимо загрузить в психику обучаемых в процессе получения ими образования на каждом уровне, а в том, что принципы образования, сложившиеся в прошлом и породившие нынешнюю систему образования, неадекватны новой эпохе.

Процесс формирования и поддержания системы такого образования базируется на старой логике социального поведения в прошлом и не учитывает её кардинального изменения, произошедшего ещё в первой половине прошлого века.

Заметки на полях: кратко о логике социального поведения.

У человечества, как некоторой системы, есть собственные параметры, в том числе частоты течения различных процессов. Одна из основных — это частота смены поколений, которая характеризует скорость обновления биологической составляющей человечества, которая примерно равна 25 годам. Эта частота практически не менялась на протяжении многих тысяч лет.

Социальная составляющая, также присущая человечеству как виду, меняется с иной скоростью. Её изменения легко проследить, оценив на примере какой-то отрасли частоту смены поколений технологий в ней, в которой выражается скорость обновления информационной среды.

Возьмём транспорт. Человек изобрёл телегу, и она прослужила без существенных изменений тысячи лет. Человек изобрёл карету, и она проездила сотни лет. Изобрёл паровоз, его конструкция менялась через десятки лет (паровоз, тепловоз, электровоз, монорельсовая железная дорога). С изобретением автомобиля и самолёта обновление отрасли уже занимает единицы лет.

Таким образом, частота смены технологий постоянно нарастает, и если вначале она измерялась тысячелетиями, то на сегодняшний день — измеряется годами. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества. Такому же закону смены поколений информационной среды на нынешнем пути развития человеческой цивилизации подвержена вся культура, если под культурой понимать всю внегенитически передаваемую от поколения к поколению информацию.

Получается, что скорость обновления социальной составляющей обогнала биологическую к середине XX века. В результате произошла смена логики социального поведения.

И если до смены частот выигрышной стратегией жизненного успеха было заучивание знаний, то в настоящее время, когда скорость смены технологий приблизилась к порогам скорости освоения новых технологий человеческой психикой, на первое место выходят методы освоения новых знаний, а не сами знания, которые быстро устаревают. В связи с чем и возникает необходимость замены кодирующего образования на методологическое — это когда человек осваивает методы получения новых знаний и навыков, а в дальнейшем — воспроизводит необходимые знания и навыки самостоятельно в темпе течения жизни и поступления задач. Поэтому теперь в процессах обучения наибольшую важность играет обучение методам (того КАК надо делать), тогда как фактология уходит на второй план (обучение КТО, ЧТО, КОГДА).

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ

Будучи реально мыслящими людьми, мы отчётливо представляем всю архисложность перестройки процесса обучения на новый лад. Но вместе с тем мы также убеждены, что единственным выходом из тупика, куда нас завела сегодняшняя система образования, а с помощью таких «приёмчиков», как, например, тот же Болонский процесс заставляет и дальше двигаться по этому тупиковому пути, является замена кодирующей педагогики — педагогикой методологической, обучающей в первую очередь навыкам самостоятельной выработки новых знаний в темпе появления в них потребности.

bolonsky-02

Тем более что уже сформулированы — пусть черновые, схематичные — разработки принципов устройства системы образования альтернативных существующим, в которых наряду с обучением, непременной составляющей является ещё и нравственное воспитание, о чём «частенько забывают», причём иногда преднамеренно, когда речь идёт о процессе образования.

По одному из таких вариантов процесс образования конкретного человека должен начинаться ещё до появления его на свет.

Помните известную притчу:

«К одному из мудрецов пришла будущая мама и спросила: «У меня скоро родится ребёнок, скажите, с какого времени я должна начинать его воспитывать?». «А на каком Вы месяце беременности?» — спросил мудрец. «На шестом» — ответила женщина. Мудрец, не задумываясь, в ответ произнёс: «Тогда Вы опоздали уже на 6 месяцев».

Наиболее важный этап формирования, то есть образования (во всех его четырёх значениях — см. «Толковый словарь Ушакова») мировоззрения начинается сразу после рождения ребёнка и состоит из двух основных этапов: младенчества, особенно важного для формирования основ нравственности, и времени первого знакомства маленьких людей с обществом через взаимодействие с другими детьми и освоение навыков поведения в общественной среде (детские сады).

Затем следует тот самый период, который сегодня в обыденном привычном сознании и именуется у нас собственно образованием, но основанный на таких обязательных принципах, как: наставничество, раздельное обучение, поддержание постоянной связи с производственными предприятиями и с высшими учебными заведениями в школе; а также: самообразование, доступность информации, учение без принуждения, индивидуальный и коллективный анализ своей деятельности, трудовой и творческий принципы, постоянная система переквалификации кадров, которые, в соответствии с требованиями сегодняшнего, тем более завтрашнего дня, должны быть задействованы в образовательном процессе на протяжении всей жизни человека.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: С ЧЕГО НАЧАТЬ ?

Возможно первым шагом для воплощения изложенных выше идей уже сегодня могло бы стать не требующее материальных затрат мировоззренческое переосмысление самого отношения к образованию. И надежда на молодых преподавателей, которым нужно уже сегодня решать сложнейшую дилемму: как вписаться в существующую систему, но при этом мотивировать студентов и коллег, давать действительно ценные профессиональные знания и самое главное — ориентировать учеников, студентов на самообразование, помочь им в этом?

К тому же нужно в головах государственных деятелей победить серьёзнейший либеральный стереотип в отношении системы образования. Сегодня оно у нас является «социалкой», то есть, какой-то нагрузкой на бюджет и экономику, статьёй затратной и не более того. Но если же понять другое, а именно, что:

  • Образование — не затраты, а то, что создаёт стоимость в новейшей экономике и экономике будущего, непосредственно влияет на ВВП государства и на лидерство государства на мировой арене;
  • Образованные люди есть основа государства, его стабильности и процветания, прежде всего, а также основа гуманитарного, исторического лидерства государства на международной арене;
  • Сфера образования — место, где воспроизводятся, просеиваются и куются кадры, государственные в том числе;

тогда и настоятельная необходимость перехода от кодирующей педагогики к педагогике методологической становится жизненно необходимой.

И это действительно настоящий первый шаг, с которого — вспомним китайский афоризм — «и начинается даже самый длинный путь».

bolonsky-05

Источник

12345  5 / 2 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Алексей Михайлович
вчера в 15:01 10
Алексей Михайлович
вчера в 14:04 5
Алексей Михайлович
15 декабря в 00:09 3
Каиргали
11 декабря в 12:19 1
СБ СССР
11 декабря в 11:00 1
Каиргали
21 ноября в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7

Лента

Га !?
Видео| 20 декабря в 16:16
СамодержецЪ и Народ
Статья| 14 декабря в 11:27
Зверь загнавший себя в угол
Статья| 13 декабря в 20:50
Триумф советской разведшколы
Аналитика| 12 декабря в 22:42
Когда сердца застучат в тишине…
Статья| 10 декабря в 09:55
Варианты мировоззрений
Статья| 5 декабря в 12:07
Золотое предвидение депутата
Статья| 28 ноября в 10:19
Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| 22 ноября в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.