Что первично - материя или сознание? Над этим "основным вопросом философии" бьются уже не одно поколение философов, а ответ так и не был найден. Так может быть дело во вздорной постановке этого вопроса? Попробуем взглянуть на философию с несколько непривычных позиций, а поможет нам в этом один из древнейших символов - кадуцей или жезл Гермеса.Что первично - материя или сознание? Над этим "основным вопросом философии" бьются уже не одно поколение философов, а ответ так и не был найден. Так может быть дело во вздорной постановке этого вопроса? Попробуем взглянуть на философию с несколько непривычных позиций, а поможет нам в этом один из древнейших символов - кадуцей или жезл Гермеса.
Две змейки обвивают один окрылённый жезл. Владелец жезла - обожествлённый посланник, некогда, по легендам, принёсший знания в Египет. От него пошёл герметизм - тайные знания под грифом секретности: "только для посвящённых, за разглашение - смерть". Жезл издревле - символ некой власти и мера длины.
На аллегорическом рисунке жезл - символ МѢры вообще, а две змейки, головы которых на одном уровне, символизируют два взаимно обусловленных процесса, эволюционного развития материальных форм и душ (информационных модулей), накапливающих информацию, управляющих этими материальными формами.
Змейки, в отличии от верёвочек, имеют головы и умеют ползать только головой вперёд, что символизирует однонаправленность эволюционного процесса. Рука, держащая жезл-МѢру, направляет развитие двух эволюционных спиралей - материи и информации - вверх по иерархии Вселенной. Головы змеек на одном уровне, как символ соразмерности: эволюционный процесс материи не может обогнать эволюционный процесс духа (информации) или отстать от него.
Отсюда видна вздорность постановки "основного вопроса философии" диалектического материализма: что первично материя или дух (сознание)? На основе этого вопроса ничего и не могло быть построено, поскольку МѢра определяет изменение и материи и информации (духа).
Основной вопрос философии не как демагогии, а как практически полезной мудрости - это вопрос о предсказуемости последствий с детальностью, достаточной для ведения деятельности людьми (включая и управление обстоятельствами) как в одиночку, так и коллективно в реально складывающихся жизненных обстоятельствах.
Аналогичные воззрения на основной вопрос жизненно полезной философии, как на вопрос о предсказуемости последствий человеческой деятельности, высказывались и при жизни основоположников марксизма. Так английский этнограф XIX века Э.Б. Тайлор - современник К. Маркса и Ф. Энгельса - высказался о "философии истории в обширном смысле, как об объяснении прошедших и предсказании будущих явлений в мировой жизни человека на основании общих законов". Известно и ещё более ранее аналогичное по смыслу высказывание Наполеона Бонапарта:
"Предвидеть - значит управлять!".
И это единственно здравая постановка основного вопроса философии, которая прослеживается на протяжении всей истории нынешней цивилизации как минимум в форме неувядаемого практического интереса к возможностям предвидеть будущее на уровне от лично бытового до всеобщечеловеческого, с целью избрания наилучшего поведения в настоящем и обозримой перспективе.
А соответственно ей:
Методология познания Объективной реальности, позволяющая переработать множество разрозненных частных фактов в единство подтверждаемых Жизнью мнений о течении и перспективах любого из процессов во Вселенной, включая и развитие человеческого общества, - единственно полезная философия, ввиду единственности Объективной реальности и многогранности одной и той же Истины, общей для всех обитателей Вселенной