Все родители желают видеть своих детей успешными и самостоятельными. Но как только детские убеждения начинают идти вразрез с родительскими желаниями, в семье могут начаться конфликты. В этой ситуации взрослым стоит проявить терпение и мудрость, попытаться принять выбор своего ребенка.
Если после окончания школы выпускник заявляет, что не хочет учиться, а хочет работать, это его решение, которое нужно уважать. Однако родителям стоит рассказать ребенку о возможных последствиях такого выбора, убедиться в том, что выбор ребенка самостоятельный, не навязанные кем-то извне, удостоверится, что подросток готов нести ответственность за сделанный шаг.
К сожалению, дети, а иногда и родители не всегда правильно понимают слово «самостоятельность». Отсюда вытекают частые разочарования подростков в совершенном выборе, стремление вернуться под родительское «крыло» или, наоборот, у подростков появляется полное безразличие к жизни. Отсутствие самостоятельности у ребенка оборачивается для него апатией и потребительским отношением к окружающим. Для родителей это становится настоящей трагедией.
Слово «самостоятельность» означает: «человек может стоять сам». Самостоятельным можно назвать человека тогда, когда он готов принимать решения о том, как поступить или вести себя, без подсказок и помощи папы, мамы или учителей, а также нести за свои поступки полную ответственность. Многие подростки путают самостоятельность с вседозволенностью, однако, это в корне неверное понимание этого понятия, самостоятельное поведение не ущемляет окружающих, а реализуется в рамках дозволенного законом и моралью.
Неотъемлемой частью самостоятельности является целеустремленность. Родители должны способствовать увлеченности ребенка каким-нибудь делом, желанию получить не любой, а нужный результат. В свою очередь целеустремленность подкрепляется умением концентрироваться, выбирать главное и отсеивать второстепенное.
Ответственность – составная и неотъемлемая часть самостоятельности. Это умение отвечать за результат своего поступка, принимать как положительные, так и отрицательные его стороны, не переводя вину за неудачи на других людей или обстоятельства.
Воспитать самостоятельного ребенка не так сложно. Достаточно с малых лет приучать к самообслуживанию, выполнению родительских поручений, учебе без напоминаний. Наряду с этим важно объяснять, что хорошо, а что плохо, формировать основы нравственности и твердый волевой дух.
К сожалению, родители склонны баловать своих детей. Достаток, в свою очередь, может порождать инфантилизм и безразличие. Ребенок, живущий в изобилии вещей и возможностей, не знает, чем ему заняться, не может самоопределиться в жизни. Желания перерастают в капризы, безрассудную настойчивость с единственным аргументом: «Я так хочу!».
Очень опасно, если нежелание учиться у подростка порождено именно таким капризом, стремлением идти против воли родителей, без понимания ответственности за свой поступок и принятия его последствий. Результатом может стать загубленная жизнь, потеря своего «Я», дальнейшее бесцельное существование до момента переосмысления собственной жизни.
Прежде всего, родителям стоит разобраться, какие чувства и мысли управляли ребенком, совершившим выбор в пользу работы, а не учебы. Попросите школьника как можно подробнее аргументировать свой поступок.
Если выбор был сделан сознательно, и в его основе лежит проявление силы воли, разговор будет вестись спокойно, доказательства правильности решения последуют убедительные и неоспоримые. Сила воли не противоречит послушанию. Ребенок способен понять точку зрения папы и мамы, признать ее правоту и одновременно объяснить свою собственную.
Когда за смелым выбором стоит упрямство и дань моде, родители увидят всплеск эмоций и череду несвязных мыслей, а порой и обвинений. В этом случае меняйте тактику поведения:
Анализ создавшейся ситуации поможет подростку принять правильное решение. Если даже после ваших увещеваний и разумных доводов выпускник решает работать, а не учиться, примите его выбор.
Не отказывайте, если в первое время он попросит вашей поддержки, как советом, так и материальными средствами (в разумных пределах). Самостоятельность формируется на основе жизненного опыта. Если вы не научили подростка с детства заботиться о себе, то в старшем возрасте ему не обойтись без помощи родителей.
Не скупитесь на советы, но материальная помощь должна быть строго ограничена и со временем сойти на нет. Так вы будете уверены: ваш ребенок учится сам справляться с трудностями, достигает целей, а не взращивает в себе потребительскую жилку.
«Есть только два плеча на которые то можешь твердо положиться… Но каждый раз ты убеждаешься, что эти плечи твои собственные…» (И. С. Тургенев).
Самостоятельность не дар, а мастерство, приобретаемое усердием и трудом, как на физическом, так и на духовном уровне. Работая, подросток научится мастерству, общаясь с людьми, обретет духовную стойкость и независимость суждений. Возможно, впоследствии он придет к выводу о необходимости образования, но теперь это решение будет принято сознательно и в силу необходимости.