Широкое обсуждение скандальной идеи превращается в новое шоу. В ход идут газеты и ТВ
В Общественной палате Югры пройдут слушания, которые решат — быть ли в округе сухому закону. Инициатива запретить в населенных пунктах Югры торговлю алкоголем принадлежит группе общественников-трезвенников. Губернатор Наталья Комарова на одной из встреч с населением поддержала инициативу. Но захотела обсудить предложение с земляками. Сейчас ей пытаются выставить ультиматум, обвиняя в отказе от первоначального плана.
Идея ужесточить в ХМАО продажу алкоголя сейчас является самой обсуждаемой темой в регионе. Сторонники трезвого образа жизни предложили вынести все точки продажи алкогольных напитков за пределы населенных пунктов и сосредоточить их в специально отведенных разрешенных зонах. Первый этап общественного обсуждения этой инициативы уже прошел на базе правительственного центра «Открытый регион». Во время круглого стола прозвучали аргументы как за сухой закон, так и против. Представители бизнес-сообщества настаивают, что мировой опыт (в том числе СССР) показывает — введение запретов только порождает негативные последствия для населения.
Один из инициаторов введения сухого закона, представитель «Союза борьбы за народную трезвость» Юрий Налимов считает, что власти изменили свою первоначальную позицию и сейчас отдают свое предпочтение бизнес-сообществу, а не активистам-трезвенникам. По мнению общественника, организаторы первых слушаний не предоставили достаточного количества времени для полного представления проблемы, а отведенных минут хватило только для поверхностного разговора.
«У наших оппонентов было огромное численное преимущество. Они выступали, выражали своё несогласие, задавали вопросы. Нам даже не была предоставлена возможность ответить на многочисленные безосновательные обвинения и вопросы. Считаю, что это не только не правильно, а провокация, опять же в пользу предпринимателей, которых было многократное численное превосходство. То, что устроили этот балаган и клоунаду, это полная профанация, в защиту интересов торговцев алкогольными ядами и алколоббистов, которые от этого тоже имеют свой куш, „крышуя“ этот „бизнес“ на отравлении и смерти народа», — возмущается собеседник в разговоре с агентством.
Также активист считает, что продажа алкоголя в регионе идет на пользу не только предпринимателям, но и политикам. «Отравленное население становится покорным и управляемым стадом, которое можно грабить и помыкать», — сообщает пропагандист здорового образа жизни.
Общественники приводят в пример публикации проправительственных изданий, ОТРК «Югра» и «Новости Югры», которые, по их мнению, искажают реальную ситуацию и необоснованно критикуют позицию трезвенников. «Мы по всей стране проводим соцопросы, и от 70 до 75% опрошенных поддерживают нашу инициативу. Сейчас мы видим, что нашу позицию пытаются исказить, мы просим управленцев или журналистов предоставить нам возможность самим, от первого лица, рассказать суть нашей программы на телевидении в какой-нибудь из передач», — рассказал «URA.RU» другой инициатор сухого закона, представитель «Трезвой России» Алексей Вуколов.
Югорские предприниматели считают, что данная инициатива противоречит здравому смыслу и несет только негативные последствия. Председатель «Ассоциации честных предпринимателей Сургута и Сургутского района» Леонид Тарабанов считает, что «хотят сделать доброе дело, вопреки желаниям народа». «Даже если вывести алкоголь из населенных пунктов, люди не перестанут пить. Будут пить паленые напитки, покупать в аптеках спиртосодержащие вещества, покупать сомнительную продукцию в Интернете, ставить самогонные аппараты. Пострадает от этого как минимум бюджет. Это глупые и неэффективные меры», — считает представитель бизнес-сообщества.
По словам депутата гордумы Ханты-Мансийска Виталия Чистова, инициатива переноса алкоголя не вписывается в экономическую и социальную жизнь региона, а его введение ударит по бизнесу и инфраструктуре населенных пунктов. «Это гвоздь в гроб бизнеса. В секторе продовольственной розницы и ресторанного бизнеса все держится на алкоголе. В данном сегменте доходы уменьшились до состояния выживаемости. Потеряем большую часть продовольственных магазинов, за молоком и хлебом придётся ездить в „Ленту“ (сеть крупных гипермаркетов — ред.)», — возмущается депутат гордумы.
Политические эксперты считают, что власти ХМАО попытались подчеркнуть уникальность региона, однако не до конца оценили ситуацию, сделав ставку на радикальные организации. По словам основателя консалтинговой компании «Bakster Group» Дмитрия Гусева, на данном этапе тяжело предугадать, к чему приведут результаты слушаний и пойдет ли на пользу перспектива введения дополнительного ограничения, но в конечном этапе эти начинания могут сыграть в пользу для югорских властей.
«Конечно, мелкие производители будут страдать, но задача правильная, как и пропаганда здорового образа жизни. Нужно искать компромиссы, полным запретом эту проблему не решить. Но, с другой стороны, это как закон о реновации: изначально было много шума и много противников, но в конечном результате население положительно приняло нововведение, возможно тут будет также», — размышляет эксперт.
По мнению политолога Константина Калачева, история может сыграть лишь на определенный сегмент электората. «Я не думаю, что это пойдет на пользу репутации правительства. Не считаю, что такими запретами можно решить ситуацию, хотя избирателям-женщинам данная инициатива может и понравиться», — рассуждает собеседник.
По мнению тюменского политолога Александра Безделова, инициатива, изначально проявленная югорскими властями, создала конфликт, дальнейшее обсуждение которого может привести к еще более худшим последствиям, и поэтому из него нужно выходить. «Единственный способ уйти от конфликта — это спустить все на тормозах. Раздувание приведёт к скандалу в федеральной повестке, где ХМАО скоро будут сравнивать с Чечней. Комаровой нужно максимально затянуть инициативу, а после про нее забыть», — считает политолог.
В департаменте общественных и внешних связей ХМАО Югры сообщили, что решение о сухом законе возлагается исключительно на общественность, а власти отказываются принимать чью-либо сторону. «Это было определено изначально — решение о введении дополнительных ограничений будет приниматься исключительно с учетом мнения жителей, по результатам общественного обсуждения. Задача органов власти — собрать мнения общественности, обобщить их и на их основе принять решение», — говорится в сообщении департамента общественных и внешних связей Югры.
Для сравнения: согласно результатам общественного голосования, объявленного на официальной странице мэра Сургута Вадима Шувалова, 36% проголосовавших поддерживают введение дополнительных антиалкогольных мер в Югре, в то время как 64% выступают категорически против.