Для начала хотелось бы прояснить, почему именно этот комедийный фильм был выбран для анализа. Данное кино не обладает ни высоким рейтингом, ни какой-нибудь особенной популярностью – вполне себе средненький фильм без претензий на высокий стиль и тонкий художественный замысел. Но есть в этой киноленте парочка довольно занятных моментов, которые очень наглядно демонстрируют некоторые актуальные темы.
В Эквадоре началась война. Двух сотрудников одной нью-йоркской радиостанции, Фрэнка и Финча, отправляют туда осветить эту тему, создав серию специальных репортажей. Фрэнк – удавшийся репортёр, но ради своего успеха он частенько преступал закон, поэтому начальство грозит ему увольнением. Финч – во многом полная противоположность Фрэнка: он не уверен в себе, не любит поездки, путешествия, коллекционирует фигурки супергероев и комиксы, не стремится к всеобщей известности, слегка неуклюж, рассеян и застенчив. У него нелады с собственной женой, которая, выходя за него замуж, рассчитывала, что её мужу удастся построить успешную карьеру, занять высокооплачиваемую и престижную должность. Именно по вине Финча билеты на самолёт и паспорта оказываются в мусоровозе. Теперь они с Фрэнком не могут попасть в Эквадор, и не могут вернуться назад на работу, так как будут уволены. Они селятся в кафе напротив своей работы, и начинают искать выход из сложившейся ситуации…
Граница Эквадора внезапно закрывается – попасть в горячую точку уже невозможно, но Фрэнк и Финч уже солгали о том, что находятся в эпицентре событий. Получается, что они, располагаясь в кафе напротив своей работы, заявили себя, как рупор всех американских СМИ, так как только им якобы выпала честь наблюдать за тем, что происходит в южно-американской стране. И им приходится играть свою роль, продолжая выстраивать длинную цепь откровенной лжи.
К каким приёмам прибегают два мошенника, чтобы сохранить свою репутацию?
Во-первых, они стараются избегать какой-либо фактологии, играя на эмоциях и чувствах людей: они рассказывают о том, как там убивают детей, женщин, как там взрываются бомбы, в ярких красках описывая всё это. Они рисуют яркие, трагичные картины событий, избегая изложения какой-либо конкретной информации.
Во-вторых, для материализации зла им нужно медийное лицо – нужен злодей, одно имя которого будет вызывать страх. Его персоналия будет ассоциироваться с самыми тяжкими преступлениями, которые способен совершить человек: терроризм, торговля людьми, захват заложников, торговля наркотиками, оружием, война и т.д. И Фрэнк с Финчем создают такого человека. Знакомьтесь, Эмилио Альварес! Теперь именно Эмилио Альварес – террорист номер один.
Важно отметить: здесь прослеживаются некоторые параллели с реальными фигурами и организациями. И самой известной, пожалуй, является фигура Усамы Бен Ладена, жизнь и смерть которого покрыта тайной. Ему вменяют связи со спецслужбами США, а некоторые и вообще ставят вопрос о его реальном существовании.
Надо сказать, что данные приёмы – вполне эффективные инструменты, которые могут применяться (возможно, и применяются) для создания определённой, довольно угнетающей атмосферы, в целом, для устрашения людей. Ведь человек, который объят страхом, способен прогнуться под любым давлением сверху. Когда речь идёт о вопросе жизни и смерти, вряд ли кто-нибудь будет разбираться в юридических оказиях и обращать внимание на тонкости новых законопроектов, продвигаемых якобы с благими намерениями: защитить своих граждан, но при этом лишая их ряда прав и свобод.
Другие СМИ с жадностью гиен, увидевших падаль, подхватывают «утку», запущенную Фрэнком и Финчем, и начинают обсасывать шокирующую новость, додумывая свои детали происходящего, превращая информационный эфир в сплошной фарс. И в этом тоже прослеживается определённая характеристика работы современных СМИ: более авторитетные теле-, радиослужбы способны формировать информационные тренды (волны), которые будут подхватываться уже менее авторитетными СМИ и таким образом усиливаться.
В данном случае в роли авторитетного СМИ выступают два репортёра, которые якобы оказались в центре событий в Эквадоре. Именно они – первоисточник, первое лицо. Все остальные – лишь посредники, передаточные звенья, которые ловят каждый звук, каждое слово, произносимое в радиотрансляции Фрэнка и Финча. Удивляет то, с какой лёгкостью наши герои лгут людям, не осознавая, что их ложь формирует мировосприятие миллионов людей. Кажется, ради денег, популярности и сохранения своего места они готовы на всё что угодно.
Конечно, роль СМИ состоит в информировании населения, но часто ли они добросовестно выполняют свою работу? Этот фильм позволяет нам взглянуть за кулису происходящего, ещё раз убедиться, что в СМИ работают такие же люди, которые так же держатся за свою зарплату, за своё место; и ради того, чтобы им было что кушать, во что одеваться и т.д., они так же способны переступить через многое, и на некоторое время забыть о том, какую важную функцию в обществе они выполняют. Однако так как это всё подано в комедийном формате, то речь идёт не столько об актуализации проблемы, сколько о её замыливании и превращении в фарс.
Американские власти собираются вызволить Финча и Фрэнка из того ада, в котором они якобы оказались. Для этого наши герои должны добраться до американского посольства, где им предоставят защиту и самолёт на родину. Но ведь проблема в том, что наших репортёров нет в Эквадоре. Что им остаётся?! Конечно, придумать ещё одну ложь…
Теперь Фрэнк и Финч якобы попали в заложники, и исчезли из эфира на несколько недель. Выдуманная террористическая организация «Фронт освобождения Эквадора» требует выкуп за американских репортёров.
Далее в игру вступает жена Финча – Элеанор. Её муж исчез как нельзя кстати, чтобы её смелые мечты об успехе, всемирной славе и деньгах наконец-то осуществились. Её дебют состоялся на одном из американских шоу, где она исполнила песню для пленников собственного сочинения. Песня с говорящим названием «Доллар для героев» запускает настоящую акцию спасения двух американских граждан, которые сидят в соседнем здании напротив своей работы и на самом деле даже не покидали страны. Да и жена Финча, как выясняется позднее, начала это дело вовсе не ради спасения мужа из плена. Рейтинги у радиостанции, где работают Фрэнк и Финч – просто сумасшедшие. Теперь вы представляете, каким картонным миром может быть медиапространство?! И какими гнусными и нечестными путями люди готовы идти к своей «американской мечте»?!
Тут надо сделать отступление. В данном контексте под термином «американская мечта» понимается следующее: Американская мечта (англ. American Dream) — выражение, часто употребляемое для обозначения жизненных идеалов жителей США как в материальном, так и в духовном смысле.
И та мечта, которая декларируется через американский медиаконтент, – это вполне конкретная мечта: деньги, карьера, слава и т.д. – без каких-либо «лишних» и «эфемерных» составляющих: справедливости, совести, чести, достоинства, сострадания и т.д. Ведь эти составляющие могут существенно осложнить воплощение такой мечты в жизнь. И тут на самом деле для американцев нет ничего нового: все мы прекрасно помним о временах золотой лихорадки, когда тысячи мигрантов тянулись в новоиспечённое государство, чтобы разбогатеть. И до сих пор мысль (скорее миф) об «американской мечте» привлекает тысячи мигрантов со всего мира.
Муж в плену, а Элеанор Финч фотографируется для модных глянцевых журналов, даёт интервью для самых авторитетных издательств, участвует в телепередачах, готовится к выпуску своего первого альбома, продолжая собирать деньги и набирать популярность. Вот на чём зиждется успех! В этом и состоит главный секрет преуспевания США: зарабатывай на всём, чём можешь, и плевать, что у кого-то горе или беда.
И в этот момент мы должны себя спросить: «Готовы ли мы закрыть глаза на проблемы человечества, на несчастия других ради собственной выгоды? Способны ли мы переступить черту, за которой любая мораль теряет ценность?» Если нет, тогда нам никогда не быть успешными по-американски, и в этом пора честно признаться самим себе. Нет смысла пытаться идти по проторенной кем-то дорожке, надо искать свою, опираясь на свой менталитет и свои ценностные ориентиры, создавать свою мечту.
Постепенно перед главными героями встаёт вопрос: «Что делать дальше? Как распутывать клубок постоянно растущей лжи? Как остановить эту лавину и выбраться из-под неё?» У них один выход – отправиться в Эквадор и добраться до американского посольства – только так они не «ударят в грязь лицом», и их ложь останется тайной.
В Эквадоре, оказавшись в какой-то убогой забегаловке, они по первому же предложению употребляют психотропные вещества. Двое взрослых мужчин абсолютно не отдают себе отчёт в том, что это опасно и может поломать их жизни. И с этого момента мы начинаем наблюдать метаморфозы с Финчем – его превращение из тряпки в настоящего мужика.
Отчасти, превращение Финча в настоящего мужчину спровоцировано экстремальными условиями: его бросила жена, он висит на волоске от того, чтобы распрощаться со своей карьерой, в Эквадоре он оказывается на волосок от смерти. Но есть и другая составляющая – это наркотик, от употребления которого в безвольном, слабохарактерном поведении Финча начинают проявляться черты сильного, волевого поведения, пусть и слегка грубого: даже Фрэнк не решается выстрелить в одного из своих похитителей, что с лёгкостью делает Финч. В состоянии наркотического отравления Финч превращается в настоящего гангстера, который как настоящий профи расстреливает наотмашь из автомата целую мафию в глубинке Эквадора.
При этом важно помнить, что подобные изменения в поведении Финча, в его образе, чётко привязываются к психотропным веществам – без них он бы был не способен на такие действия. Таким образом, нам демонстрируют, что употребление наркотических ядов в некоторых экстремальных ситуациях может быть даже полезным, а слабовольным «хлюпикам» вообще рекомендуется.
Художественная привязка наркотиков к образу мужественности – есть не что иное, как работа в интересах наркотическое лобби. В таких случаях сразу же надо включать критическое мышление: «Превратился бы он в такого мужика под действием наркотиков? Смог ли бы он так хорошо стрелять из автомата под наркотическим опьянением? Смог ли бы он вообще покинуть камеру, где их держали?» Конечно, он не смог бы превратится в чемпиона по стрельбе, съев бумажку, пропитанную какой-то химией, и его слабовольность никуда не исчезла бы, возможно, даже усилилась бы. Но разве тогда выглядели бы наркотики так привлекательно? Разве были бы они тем чудодейственным средством, решающим все проблемы прямо на глазах? Вот так, в казалось бы безобидную комедию под маской юмора могут быть вшиты очень опасные вещи.
Конечно, многие могут возразить: «Ничего тут такого нет. Я ведь не побежал после этого фильма наркотики покупать». Да, после данного кино никто сразу не побежит к дилеру. Но образ наркотических ядов, отношение к ним постепенно начинают приобретать совершенно иной окрас. Вспомните фильм «Такси», где начальник полиции случайно употребил кокаин, и, весь обсыпанный белым порошком, превратился в настоящего «Рэмбо» с пулемётом в руках, выпуская ленты патронов в бандитов. А сюжет с главным героем фильма «Плохие парни 2», когда в результате употребления экстази у него, наконец-то, просыпается его «мужская сила» – снова привязка мужественности к отравляющим веществам!
Примерно то же самое происходило с сигаретами в последних десятилетиях двадцатого века: главные герои в кино – «настоящие мачо», постоянно были с сигаретой в зубах. Табачное лобби вкладывало очень много средств в создание образа крутого ковбоя, одинокого волка в шляпе с дымящейся папиросой во рту, как в открытой рекламе, так и в кино. Многие, кому за тридцать или около того, вспомнят таких героев. Хотя и сейчас подобные герои на экране – не редкость.
Появление комичных сюжетов с наркотиками, привязка их к образу мужественности – далеко не случайность. Многие подростки, благодаря подобным сюжетам в молодёжных комедиях, уже и марихуану не считают наркотиком, отчего её употребление в молодёжной среде неуклонно растёт. Что будет, когда вырастет новое поколение, которое не будет считать табуированными более тяжёлые и быстрые формы самоуничтожения?
Снова идёт перепрошивка мозгов, и то, что раньше считалось крайне опасным для жизни и здоровья, теперь всё чаще демонстрируется как нечто новое, интересное, смешное, связанное с образом настоящего мужского поведения.
Что будет, если ребёнку пятнадцати лет, насмотревшемуся подобных сюжетов, в шумной компании кто-нибудь предложит испытать новые ощущения со словами «не будь тряпкой, ты же – настоящий мужик или нет»? Откажется ли он? Или замыленность глаз всё же сработает в пользу наркотического лобби, и в этом мире появится ещё один зависимый с неустойчивой психикой, плохим здоровьем и сломанной судьбой?
Мораль:
Фильм позволяет взглянуть на другую сторону медали медиапространства, знакомит нас с некоторыми механизмами работы СМИ, методами, с помощью которых можно манипулировать общественным сознанием. Мир, который мы видим из телеэкранов, вполне может быть ширмой, за которой нет вообще ничего, кроме горстки людей, стремящихся заработать на нашем внимании.
Конечно, в этом смысле фильм ничего нового не рассказал – подобные вещи давно муссируются в интернете. Но ещё раз напомнить о том, что СМИ не всегда добросовестно выполняют свои функции, часто преследуют свои корыстные цели или работают в угоду правящему режиму, будет совсем не лишним. Проблема только в том, что это не тема для шуток. Юмористическая форма подачи одной из главных проблем современности формирует к ней лёгкое и неадекватное обстановке отношение. Безответственность сотрудников СМИ несёт обществу колоссальные проблемы и бедствия, по сути каждый из нас является заложником существующей системы и в любой момент может статьи её жертвой. Уместен ли здесь смех или надо вести серьёзный разговор о том, как бороться с ложью в средствах массовой информации?
Также в фильме показана ещё одна сторона современной жизни – это путь к успеху и процветанию, который, согласно западному мировоззрению, должен строиться по принципу «плевать на всех». Жена Финча и её успех на фоне трагедии мужа, который якобы находится в плену, – это яркий пример такого пути, да и само поведение главных героев – из этой же серии. Однако будет ли общество нормальным, если каждый будет плевать на каждого – это тема отдельной статьи, но уже и сейчас многим понятно, что подобный вопрос является, скорее всего, риторическим, и ответ на него очевиден.
Наркотики: Cцена превращения Финча в настоящего мужчину после употребления наркотиков. Тема «наркотики=мужественность» в фильме выглядит настолько выпукло и навязчиво, что невольно возникает мысль о неслучайности происходящего на экране. Кроме того, подобное довольно часто появляется в кино комедийного жанра: Такси, Плохие парни 2, Красотки в бегах, Волк с Уолл-стрит и т.д. Цель данной сюжетной составляющей в медиапродукции – создание нового образа наркотикам, более пафосного, глянцевого, привлекательного. Слоганом к данному фильму могла бы послужить фраза: «Употреби наркотик – стань настоящим мужиком». Также в картине присутствует множество эпизодов с употреблением алкоголя.
Насилие: Сцены перестрелок, убийств.
Секс: Жена Финча изменяет ему с его же товарищем и коллегой по работе – Фрэнком. Она предлагает Фрэнку периодически встречаться, на что Фрэнк отвечает отказом.