Казахстан постепенно дистанцируется от России. На днях его МИД отверг требование главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова отменить безвизовый режим с США. Ранее глава республики Нурсултан Назарбаев распорядился перейти с кириллицы на латиницу. И, наконец, чиновникам Казахстана отныне запрещено публично выступать на русском языке.
На первый взгляд ничто не предвещало бури. Глава МИД РФ Сергей Лавров по окончании трехсторонней встречи в Астане делегаций России, Турции и Ирана (гарантов перемирия в Сирии) сердечно поблагодарил Нурсултана Назарбаева за посредническую роль в межсирийском процессе урегулирования.
Но в ходе общения с журналистами один вопрос застал российского министра врасплох. Его спросили, как Россия оценивает введение Казахстана безвизового режима с США. И тут вдруг выяснилось, что Лавров не в курсе.
Он в деликатной форме потребовал от Астаны отменить этот режим, введенный в ходе январского визита Нурсултана Назарбаева в Вашингтон. По словам Лаврова, прежде чем открывать границы американцам, Казахстан должен согласовать это с руководством ЕАЭС, на территории которого установлен безвизовый режим.
Чего опасается Москва? Того, что американские шпионы приедут в Казахстан без визы, а затем, воспользовавшись безвизовым режимом между ним и РФ, незаметно проникнут на российскую территорию. Естественно, это затрагивает интересы национальной безопасности.
Но Астана проигнорировала требование Лаврова. Буквально на следующий день МИД Казахстана в специальном заявлении дал резкую отповедь главе российской дипломатии, заявив, что введение безвизового режима для граждан зарубежных стран является правом любого суверенного государства.
Разумеется, такое жесткое заявление не могло выйти без личного одобрения Нурсултана Назарбаева. А он тем самым дал понять Кремлю: времена, когда "старший брат" давал указание казахам, ушли в прошлое.
Кстати, еще один тревожный для Москвы момент: Астана, несмотря на членство в ОДКБ, активно развивает военное сотрудничество с Вашингтоном. На днях офицеры инженерных войск ВС Казахстана побывали в США, где посетили два учебных центра по подготовке инженерных специалистов Пентагона — Форт Ли и Форт Эп-Хилл в штате Вирджиния.
Вот что сообщила потом пресс-служба министерства обороны Казахстана: "В ходе двустороннего брифинга были обсуждены вопросы проведения на базе Центра разминирования войсковой части 65 476 курсов по подготовке инструкторов в области разминирования и уничтожения взрывоопасных предметов с участием американских специалистов".
Естественно, у руководства минобороны РФ может возникнуть вопрос: почему Назарбаев предпочел отправить своих офицеров для повышения квалификации в американские, а не в российские военные центры?
Еще один шаг Казахстана к выходу из "русского мира" — это решение президента страны перейти от кириллицы к латинице. Казахский алфавит унифицирован с турецким, что будет способствовать плавному вхождению республики в культурное пространство Турции.
И хотя официально Москва не выражала беспокойства на этот счет, опасения по поводу "пантюркизации" Казахстана вполне реальны. Однако Назарабев их отвергает. "Процесс перехода на латиницу является исторически важным для нашего народа", — заявил он.
И, наконец, еще один приказ главы Казахстана, который сужает сферу применения русского языка в его стране: недавно на встрече с министром информации и коммуникации Назарбаев объявил, что правительство и парламент республики отныне должны говорить исключительно на государственном языке, то есть на казахском.
"Необходимо продолжить работу по повышению статуса казахского языка. Деятельность парламента и правительства должна осуществляться на государственном языке", — пояснил он. Правда, добавив: "В то же время нельзя ущемлять права граждан в этом вопросе. Необходимо предусматривать для них возможности синхронного перевода".
Как выяснилось, не только этнические русские, но и сами казахи пока недостаточно хорошо знают родной язык. Министр юстиции страны Марат Бекетаев, выпускник лондонской школы экономики, который в совершенстве владеет английским, нанял репетитора — подтянуть казахский.
Перечисленные шаги Нурсултана Назарбаева вызывают вопрос: сохранит ли Астана свою традиционную многовекторную политику в ближайшие годы, или начнет дрейфовать в сторону тюркского мира и заокеанской сверхдержавы, которая все более активно пытается укрепиться в Центральной Азии?