Двенадцатого мая в Государственной Думе рассматривали поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие введение налога на предметы роскоши, а также возможность введения прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц.
Законодательные поправки были заведомо обречены, поэтому рассматривали их недолго, после чего усилиями «Единой России» похоронили.
Суть предлагаемых изменений в НК проста и понятна. Часть депутатов решила, что за приобретение дорогих автомобилей, самолетов, вертолетов, яхт и катеров следует «доплатить». Для автомобилей стоимостью от двух до двадцати миллионов рублей ставка налога предлагалась в один процент от их стоимости, для транспортных средств ценой от 20 до 50 миллионов рублей – три процента, и для машин, которые оцениваются дороже 50 миллионов рублей – пять процентов.
Почему же эта законодательная инициатива не прошла? Формально – потому что комитет Госдумы по бюджету и налогам, который должен был предварительно рассмотреть инициативу, законопроекта не одобрил: появление нового сбора приведет к двойному налогообложению... Неформально – по причине явного нежелания исполнительной власти «щипать» владельцев роскоши, правительство регулярно заворачивает как законопроекты о введении прогрессивного подоходного налога, так и предложения о налоге на предметы роскоши. В январе фракция КПРФ, вносившая инициативу о введении прогрессивной шкалы, получила отзыв из кабинета министров за подписью вице-премьера Сергея Собянина. Ни одного аргумента против нет, но: «Правительство РФ законопроект не поддерживает».
В марте министр финансов Алексей Кудрин согласился, что расслоение по уровню доходов в российском обществе «выше, чем принято». Но плоскую шкалу налогообложения менять не следует, потому что в России, пояснил он, слабы как администрирование, так и работа правоохранительных органов. Тезис о невозможности собрать повышенные налоги с богатых сограждан появился в период введения 13-процентной плоской шкалы в 2001-м: дескать, «с барского плеча хоть шерсти клок».
Таким образом, за девять лет реформ и модернизации – что косвенно признал А. Кудрин – мы так и не создали системы, позволяющей полностью собрать налоги.
Странное дело. Ударно созидая «сколковско-силиконовую долину» по американской кальке, мы бежим от любых изменений в системе налогообложения состоятельных граждан по западному образцу. И не только по западному По случайному, видимо, совпадению накануне рассмотрения законопроектов в Госдуме правительство Украины объявило о намерении ввести налог на предметы роскоши: самолеты, вертолеты, яхты, дорогие автомобили и элитную недвижимость. Украинские чиновники уверены, что смогут тем самым увеличить доходную часть бюджета страны. При этом они нисколько не сомневаются в способностях мытарей сосчитать размер налога и заставить владельца «парохода» его заплатить. Правительство Армении в конце апреля заявило о готовности создать, совместно с депутатами, рабочую группу для разработки законопроекта, устанавливающего налог на роскошь. Министр финансов Армении заверил, что указанный вопрос весьма актуален.
Однако нам никто не указ. К тому же, при столь высокой плотности миллионеров и миллиардеров в России на один квадратный километр, легко получить массовое недовольство небедных людей...
В апреле в Британии ввели новую ставку подоходного налога: сотрудники компаний, зарабатывающие в год 150 тысяч фунтов – около 7 миллионов рублей - и выше, будут отчислять в бюджет страны подоходный налог в размере 50 процентов!
Некоторые субъекты налогообложения сильно разволновались, хотя лейбористы увеличили ставку всего лишь на пять процентов, с действовавших 45...
Даже сами наши инициаторы «перераспределения налогов» прекрасно понимают, как трудно это сделать. Хотя, естественно, ничего невозможного нет – если не считать жесткого сопротивления исполнительной власти. А вот наше общество – если не считать самой левой его части – к этой инициативе абсолютно безразлично. Нет, идея о том, что богатые должны платить больше со своих доходов, отторжения не вызывает. Однако крах многочисленных попыток ее реализовать довел многих из нас до состояния апатии: «Барин приедет, барин рассудит».
Американцы, с малолетства приученные верить в некие правила игры в демократию, преисполнены желания скальпировать своих богатых. Известные мантры власти «Перераспределение есть антиамериканский способ» и «Они эти деньги заработали» уже не действуют. Более того, кризис развенчал и главный миф капиталистического обустройства: якобы если обложить богатых дополнительной данью, то они сократят объемы своих инвестиций в экономику, соответственно вырастет безработица. Америка провела эксперимент по снижению налогов, после чего сократились вложения не только в промышленность, но даже и в сферу обслуживания. Они пошли на финансовые рынки, где деньги лишь делают деньги. В итоге, перед началом кризиса, 40 процентов доходов корпораций составляли прибыли от игры в «казино Уолл-стрит».
Сегодня американцы предлагают несколько способов, которые заставят их богатых сограждан платить. Удивительно простых.
Закрыть все оффшорные лазейки – потому что государственная казна по этой причине ежегодно недобирает около 100 миллиардов долларов в виде налогов. Ввести налог на финансовые спекуляции – как это делается при каждой сделке на Лондонской фондовой бирже. Дин Бейкер, со-директор вашингтонского Центра исследований экономической политики, уже сосчитал: это принесет, по самым минимальным подсчетам, опять же 100 миллиардов долларов в год. Добавить к этому налог на так называемые бонусы труженикам Уолл-стрит: некоторые горячие головы из американских законодателей предлагают ставку аж в 75 процентов, чтобы неповадно было так трогательно о себе заботиться. Совсем революционным предложением может считаться налог на пополнение фондов системы социального обеспечения: исходя из того, что богатые американцы обязаны любить и заботиться о своих бедных соотечественниках.
Но, как говорят сегодня, «оно нам надо»? У меня есть одно предположение насчет причин, по которым исполнительная власть отказывается «щипать» доходы богатых людей. Да, законопроект – при всех его плюсах и минусах – дает определение и стоимость «предметов роскоши», подпадающих под дополнительные налоги. Его можно обсуждать, корректировать.
Однако ведь только тронь эту проблему – возникнет неприятный вопрос, каким образом «предметы роскоши» в России становятся доступными людям очень бедным?
Действительно, как можно обкладывать дополнительными налогами, к примеру, покупку дорогостоящего автомобиля? Наоборот, давайте пожалеем их владельцев. В ноябре 2007-го в Москве угнали джип «Порше кайенн». В апреле 2008-го украли «БМВ-Экс 5». Уже другой «Порше кайенн» отобрали у владельца в июне прошлого года. В октябре воры позарились на «БМВ-Экс 6». Но сенсация приключилась месяцем позже: воры угнали гордость британского автопрома, машину «Бентли»!
Перечисленное – лишь небольшая выборка машин, украденных, как сообщили в правоохранительных органах,у наших безработных сограждан. Со стоимостью этих автомобилей каждый может ознакомиться в специализированных изданиях или в интернете. Значит, сегодня наши парламентарии поступают абсолютно правильно, отвергая предложенные поправки в Налоговый кодекс. Тем самым они демонстрируют свое гуманное отношение к несчастным российским безработным: как те смогут заплатить налоги на роскошь? Ну разве могут у них быть деньги?
«Зарубить» законопроекты без мотивировки куда легче, чем ответить на этот вопрос…