1.2. Нужен ли преподаватель в условиях применения дистанционных технологий?
Но все же, неоспорим, тот факт, что тенденции перехода на ДОТ, в большей степени, с нашей точки зрения, отразились на самом главном образовательном уровне, где формируется качество учебного процесса. Мы глубоко убеждены в том, что все предпринятые образовательные реформы последние 25-30 лет,никакого отношения к качеству учебного процесса не имеют, а лишь имели целью переформатировать ГОСы под стандарты, выработанные Болонской конвенцией. И как квинтэссенция этого проекта, переход большей части образовательных дисциплин, по крайней мере, в высшем образовании, на дистанционный формат.
Да, сначала, это будет частичное вовлечение некоторых дисциплин, с преобладанием в сторону заочного или очно-заочного обучения. Это будет делаться, что бы не вызвать резкую критику со стороны преподавателей и учителей. Ведь даже сейчас, если взять уровень преподаватель-обучающийся, то большая часть участников против этого процесса, особенно корпус преподавателей и преимущественно старшего поколения. И это, как нам кажется, в первую очередь неиз-за слабой подготовки многих к работе в онлайн-пространстве, хотя трудности существуют. Здесь преобладает отсутствие возможности выстраивания со всей аудиторией информационно-энергетической, эмоциональной связи, особенно в сфере гуманитарных наук. Это возможность преподавателем применять различные стили поведения и выстраивать творческую групповую атмосферу при изучении материала.
Да, как утверждают многие последователи современного применения онлайн-технологий, что - «Для преподавателя сильная сторона онлайн-курсов состоит в возможности самовыражения, в передаче своего опыта бесконечному числу обучающихся; для обучающихся же – в доступности образования, в возможности повысить квалификацию, приобрести новые контакты для сотрудничества в будущем»[5,6,7]. Более того – «Для осуществления дистанционного обучения преподаватель должен владеть активными методами обучения и помогать студентам формировать собственные стили обучения в онлайн-режиме, овладевать возможностями платформы онлайн-обучения и необходимым программным обеспечением, преодолевать трудности и барьеры электронного общения. Для эффективного управления онлайн-курсом преподавателям нужно использовать инструменты стимулирования обучающихся к освоению курса, вырабатывать у них дисциплину и навыки соблюдения сроков выполнения заданий, осуществлять своевременную оценку студенческих работ и предоставлять оперативную обратную связь»[8].
Можно согласиться с данными аргументами, однако здесь, как нам видится, представлена лишь одна сторона медали. Если мы говорим, что онлайн платформы предоставляют преподавателю возможность для самовыражения, то здесь необходимо уточнить следующее. Во-первых, если вы записываете свою лекцию, то поскольку вы не артист, наученный искусству демонстрации своего образа, то трудно дать оценку своему «выступлению» с профессиональной точки зрения. Либо возникнет необходимость записывать лекцию несколько раз, а это так следует из отзывов коллег. А это тоже труд, который не учитывается ни как. Во-вторых, практика работы показывает, что каждый раз, когда преподаватель заходит в аудиторию, то начинает лекцию по новому, поскольку на это влияют и время, и эмоционально-волевой настрой и другие социально-психологические и поведенческие факторы. В-третьих, да это дает возможность передачи своего опыта множеству участников процесса обучения, нотогда вопрос, как будет определяться, таким образом, нагрузка для преподавателя? Необходимо перестраивать условия оплаты труда. В-четвертых¸ любое занятие это индивидуальный творческий труд автора, который должен защищаться авторским правом. Тогда необходимо вырабатывать юридическую основу взаимоотношений вуз-преподаватель. Сейчас активно проталкивается концепция открытого образования, где утверждается, что результаты творческого и научно-образовательного труда преподавателя должны быть бескорыстны, поскольку это его работа в рамках договорных обязательств.
По нашему глубокому убеждению, здесь скрывается злой умысел и нежелание вузов, в период перехода в ДОТ, увеличивать свои издержки на оплату ППС, за авторство. Более того экстраполируя в недалекое будущее, рассмотренные нами тенденции данного образовательного процесса, можно, с определенной доле вероятности утверждать, что имея таким образом накопленный объем визуальной и видеоинформации, вузы могут компилировать, те или иные дисциплины, уже без участия преподавателя. В виду этого и необходимость содержать имеющийся штат ППС, не будет иметь смысла.Эта практика уже давно применяется в Европе и, особенно в США, где нанятому новому профессору, не надо представлять свой лекционный материал, а его задача сводится к доведению уже имеющегося, причем от себя он не имеет право, что-либо дополнить. Не это, ли приведет к деградации системы образования?
Далее говорят, что преподаватель должен овладеть активными методиками обучения. Это конечно дело хорошее, но опять же практика показывает, что с этими проблемами преподаватель остается один на один. Да, на базе онлайн курсов проводятся занятия в вузах по изучению тех или иных образовательных онлайн платформ. Но в основном занятия проводят специалисты IT-дисциплин, и многим преподавателям, особенно гуманитариям, в большинстве случаях даже непонятна та терминология, по которой передается информация, не говоря уже о самом принципе работы. Если мы опять же смотрим на Запад, то там, по рассказам их профессоров, в подготовке к проведению его онлайн-лекций и выстраивание коммуникации между ним и группой, принимают участие четыре человека, его помощник и 3 специалиста IT. Вопрос, когда нам будет доступно такое обеспечение образовательного процесса?
Затем было высказано мнение о возможностях преподавателя эффективно применять инструменты стимулирования обучающихся к освоению курса, вырабатывать у них дисциплину и навыки соблюдения сроков выполнения заданий. Исходя из того, что технологии дистанционного образования призваны, в свое основе лишь выстроить эффективную коммуникацию образовательного процесса, то в основном инструменты стимулирования по освоению курса, не будут слишком отличаться от существующих, с одной лишь оговоркой, что формы предоставления этих методов могут отличаться. А вот соблюдение сроков выполнения и сдачи заданий, это очень важный момент. Он заключается в том, и опять же практика показывает, что всегда в группе имеется 20-30% обучающихся, которые редко по уважительны причинам, не сдают вовремя задания. Если говорить в офлайн формате, то у преподавателя есть временной лаг, где он может дать опоздавшим возможность сдать задание. В случае онлайн, программа, автоматически определяет их как не сдавших и по сути это уже отразится на возможности или не возможности сдать зачет или экзамен по этому курсу. Однако, с нашей позиции, даже это меньше зло для образовательного процесса. Дело в том, что выстраивание такого отношения неизбежно приведет к тому, что коммуникация преподаватель-обучающийся примет административно-ресурсный характер. Это так же видно по примеру западной системы обучения.
Ну и нельзя, не затронуть проблему своевременной оценки студенческих работ. Имеющиеся ресурсы и дистанционные образовательные технологии, не позволяют достаточно оперативно, а главное с наименьшей нагрузкой для преподавателя, проверять задания по курсу. Одно дело, вы работаете с тестовой формы контроля, где можно быстро получить результат и выставить оценки. Другое дело, например с реферативными и другими видами сдачи письменных работ. Здесь совсем уже другое. Если раньше вам студент приносил письменную работу, то можно было, просмотрев, допустим на предмет оформления, взять ее посмотреть содержание и дать тут же дать рекомендации и сделать пометки на листе бумаги в тексте. То теперь это сделать гораздо труднее и преподавателю, приходится сидеть за компьютером, не только в урочное время, но и в вечернее, поскольку банально не хватает времени на то, что бы сначала сделать пометки, в тексте выделяя красным цветом и делая пометки в примечании. Потом надо написать письмо и там кратко дополнить суть ваших замечаний и т.д.
Список литературы
5. Хакимова Л., Лапасова Ф. Роль дистанционного обучения в системе высшего образования в период карантинных мероприятий в связи с пандемией Covid–19 // InterConf., 2020.
6. Шамсиев А.М., Курбаниязов З.Б., Давлатов С.С. Современные инновационные технологии в образовательной деятельности самаркандского медицинского института // Сборник тезисов, 2018. Т. 15. С. 100.
7. Давлатов С.С., Курбаниязов З.Б., Рахманов К.Э. Инновационные технологии в практике обучения на хирургической кафедре // Сборник тезисов IV Общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование-2013» 4–5 апреля- 2013 г. Москва. С. 141-143.
8. Ризаев Ж.А., Пўлатов О.А. Ўқитувчи портфолияси ва технологияси // Сборник учебно-научно-практической конференции “Общение пациентом, проблемы обучения практических навыков и их решение при подготовке квалифицированных специалистов. Ташкент, 2018. С. 2-3.