После захвата Алеппо протурецкие банды "Хайят Тахрир аш-Шам" (запрещена в РФ) и СНА продолжили наступление, захватывая один за другим населенные пункты у разучившейся воевать и бегущей армии Сирии.
В последние дни боевики окружали 600-тысячную Хаму, а сегодня вошли в город. Под контролем боевиков военный аэропорт города, местная тюрьма (выпустили 3000 зеков), они уже зашли в центр. Несколько часов назад стало известно, что армия режима Башара Асада стала выводить свои силы из города.
Авиация ВКС России наносила удары по боевикам, но это не хватило, чтобы остановить их наступление. Главарь «Хайят Тахрир аш-Шам» Абу Мухаммад аль-Джолани уже официально заявил, что их банды зашли в город.
Сирийская армия также заявила, что вывела города все войска, чтобы «не подвергать риску жизни мирных жителей», и продолжит боевые действия за пределами города.
Повстанцы заняли военный аэропорт Хамы с множеством военной техники и самолётами сирийской армии. Россия собирается эвакуировать корабли из порта Тартус и самолёты с авиабазы Хмеймим.
После падения Хамы и начала наступления бандформирований в направлении Хомса жители города начали покидать город, а спящие ячейки террористических группировок активизировались и атаковали некоторые посты сирийской армии на окраине города Хомс.
Также ночью большие колонны бронированной и автомобильной тетехники Сирийской арабской вошли в Хомс, сопровождаемые российскими боевыми вертолетами.
Люди бегут из столицы провинции Хомс, боясь, что и её скоро захватят протурецкие боевики и начнут массовые расправы.
ВКС России нанесли точный удар по мосту у Растана между Хамой и Хомсом. Таким образом российские войска затрудняют продвижение джихадистов на Хомс.
Иракский парламент предоставил премьер-министру полномочия участвовать в операции против террористов в Сирии. Иракской армии было приказано развернуть силы вблизи сирийской границы.
Один из командиров боевиков-исламистов, захвативших город Алеппо в Сирии, называющий себя Абу Абдо, вчера дал интервью израильскому каналу i24NEWS (https://www.i24news.tv/en/news/middle-east/levant-turkey/artc-syrian-rebel-commander-israel-opposition-fighting-a-common-enemy).
Он заявил, что Иран и его прокси-силы, в том числе, Хезболла и "режим Асада", являются преступными организациями, "мечтающими вернуться во времена былой славы исторической Персидской империи".
"Мы смотрим на Израиль и США с приходом президента Дональда Трампа и испытываем к ним большое уважение и симпатию за их действия против Ирана — страны, которая возглавляет терроризм в регионе и во всём мире". Он заявил, что его группа "с нетерпением ждёт возможности сотрудничать и уничтожить этого врага, а также восстановить стабильность".
И это не первый факт наличия связи между Израилем и террористами в Сирии. Несколько дней назад в интервью израильскому 12-му телеканалу израильский арабист и бывший офицер военной разведки Мордехай Кейдар заявил, что он находится в контакте с "сирийскими оппозиционными группировками", и они готовы заключить мир с Израилем.
Таким образом, против Сирии ведется совместная комплексная операция США, Израиля и Турции.
Это косвенно подтверждается использованием США самолётов штурмовиков A-10, что вызвало большой резонанс – потому что это трудно понять иначе, как непосредственную поддержку армией США наступающих террористов в Сирии. Вашингтон занервничал. Через профильные издания пошли «сливы» о том, что ролики, во-первых, старые, во-вторых, А-10 летают не так часто, в-третьих – проводятся только «в качестве демонстрации силы на востоке страны», в-четвёртых – А-10 летали, но ударов в поддержку террористов не наносили. Налицо явная несогласованность версий.
В пресс-релизе CENTCOM к тому же объявили, что в ходе этой конкретной операции 29 ноября было уничтожено несколько систем вооружения, в том числе три РСЗО на грузовиках, танк Т-64, бронетранспортёр и миномёты. А цели, по которым были нанесены прямые удары A-10, «представляли явную и непосредственную угрозу для сил США и коалиции» на базе «Евфрат», и не были связаны с событиями в Алеппо. Осталось придумать, что же это была за колонна бронетехники, взявшаяся из ниоткуда.
5 ноября Центральное командование ВВС США опубликовало в Сети серию фотографий под заголовком «Дополнительные A-10 прибывают на Ближний Восток», где изображены A-10 из состава 107-й экспедиционной истребительной эскадрильи, развёрнутой в 127-м авиакрыле на базе Национальной гвардии Селфридж в Мичигане.
То есть, за некоторое время до эскалации США перебросили в регион дополнительные А-10, которые a little воюют против неких наземных сил. Причём эти силы – не террористы. Было бы нелишним, если бы в Сирии возникли ещё какие-нибудь таинственные силы с достаточным запасом ПЗРК. Чтобы лишить наступающих террористов воздушной поддержки. Которой вроде бы нет, но она есть.
О сложившейся ситуации размышляет artjockey:
"После перегруппировки и подтягивания резервов повстанцы продолжили наступление и сегодня зашли в Хаму. Армия Асада оттуда просто ушла, вероятно, чтобы избежать попадания в котел, объявив, что сделала это ради сохранения жизней мирных жителей.
Бегство остановить удалось, но наступление повстанцев — нет. Выигранное время было использовано для дипломатии, очевидно, что у Асада нет сил противостоять наступлению самостоятельно, но и помогать ему не спешат. Иран заверил, что отправит свои войска на помощь Дамаску, если такой запрос поступит. Очевидно, что запрос пока еще не поступал.
А не поступал он потому, что 7-8 декабря планируются переговоры между Турцией, Россией и Ираном. При этом сам Асад не запрашивал никакой встречи с Эрдоганом, хотя имел такую возможность через министра иностранных дел Ирана, который уже успел посетить и Дамаск, и Анкару.
Иран — единственная надежда Асада. Россия увязла всем, чем можно было увязнуть в Украине и помочь не в состоянии, Вагнера больше не существует, и даже Хезболла пожелала Асаду хорошего настроения и держаться. После провальной войны с Израилем сил у них нет.
Однако Иран тоже не спешит ввязываться в войну в Сирии, что вполне укладывается в их стратегию сдавать союзников один за одним, выигрывая для себя время. Иран сейчас волнует транзит власти и попытка заключить новую ядерную сделку, а не новая война.
Сейчас же Ирану предлагается вывести свою армию со своей территории и развернуть ее на западе Сирии, тем самым подставив прямо под удары Израиля, и это не считая войны непосредственно против повстанцев, которая вряд ли пройдет для Ирана легко и бескровно. Естественно, Тегеран не хочет на это вестись и готов пожертвовать если не всей Сирией, то значительной ее частью. Так что на переговорах, очевидно, будут обсуждать уступки и «красные линии», после которых Иран введет армию. Однако учитывая темпы и успехи повстанцев, похоже, что проложены эти красные линии достаточно далеко.
Второй интересный момент заключается в том, что повстанцы, пока подтягивали силы к Хаме, не сидели просто так, и кроме охвата самой Хамы по флангам, еще и серьезно расширили зону контроля вдоль шоссе, опасно подобравшись к горам. А за горами, всего в 30-40 км от них, находятся обе ключевые российские базы Тартус и Хмеймим. На высоте в 1000-1500 метров относительно уровня моря можно с очень большим комфортом разместить как передатчики для дальних БПЛА, так и получить прибавку к высоте, позволяющую с большим успехом стрелять из ПЗРК по пролетающим над головой самолетам."
Очевидно, что время удара по Сирии было выбрано коалицией в лице США, Израиля и Турции очень удачное.
Россия не может вести войну на два фронта. Все её силы уходят на СВО. Сама же Сирия стала ссылкой для генералов неудачников, отрицательным образом проявивших себя во время СВО.
Хезболла разгромлена Израилем, а потому не поможет сирийской армии. Иран далеко и также испытывает серьёзные проблемы и внутренние противоречия. Подставляться в Сирии ему не очень хочется, т.к. он рискует быть разгромленным на сирийском фронте силами США и Израиля, учитывая то, что Трамп явно намерен начать против Ирана как минимум прокси-войну, а Израиль и так находится с Ираном в жёстком военном противостоянии.
Армия Сирии же рассыпалась при агрессии коалиции. Вероятно также, что внутри неё был сговор и предательство значительной доли сирийских генералов.
В этой ситуации Турция получает большие выгоды. Сирия рискует полностью перейти под турецкий контроль.
Таким образом, будет большим достижением, если Иран, Россия и Турция договорятся о каком-либо разграничении зон контроля и прекращении наступления контролируемых Турцией террористических группировок. Надежды, впрочем, на это не много. Поэтому остаётся надеяться, что сирийским войскам при поддержке ВКС России и проиранских прокси удастся сохранить контроль над большей частью пока ещё территорией Сирии.
Емельян Разумеев