Проблематика применения ДОТ и экстраполяция тенденций на перспективу: гносеологический аспект (Часть I)
1.1 Структурный анализ системы внедрения дистанционного образовательного процесса
Динамика общественного развития в области образовательного процесса, наравне с другими направлениями, стремительно ускоряется. Данный динамизм вызван, в первую очередь, стремительным ростом информационно-коммуникационных технологий, их проникновением во все сферы человеческой деятельности. Однако, именно существующие образовательные институты одни из последних, и только под давлением, как государственной системы, так и нахлынувшей пандемии, начали заниматься вплотную вопросами массовой организации и внедрения дистанционно-образовательных технологий (ДОТ). Дискуссии на эту тему были и продвигались они под патронажем небезызвестной ВШЭ, но до реального воплощения в реальный механизм, который бы задействовали все учебные заведения, было не так близко. Причем как открытое, так и пассивное сопротивление оказывается не администрацией ВУЗа, а по большей части профессорско-преподавательским составом, то есть теми участниками образовательного процесса, которые непосредственно заняты передачей знаний умений, навыков и компетенции.
Это не простой вопрос, поскольку требует комплексной оценки, всех сторон затрагивающих этот процесс. Как нам представляется здесь надо рассматривать несколько плоскостей: со стороны государства в лице Министерства науки и высшего образования; со стороны вузовской администрации; со стороны ППС и обучающихся вуза.
Если касаться этого вопроса со стороны государства, в лице Министерства образования, то здесь прослеживается та последовательная политика, которая ведется с начала перехода образовательных стандартов от ГОСов к ФГОС 3++.Мы уже неоднократно высказывались по этому поводу и сделали, с нашей позиции, неутешительный вывод о том, что происходит целенаправленное реформирование и встраивание постсоветской образовательной системы в Евро-американскую болонскую систему. И на данный момент этот процесс, по-видимому, завершается. Одним из заключительных этапов реформирования, стало реализация концепции дистанционного образования, как одного из механизмов формирования образовательного процессас использованием ИКТ.
Для России, эта концепция воспринималась с осторожностью, в то время как на западе, она развивалась достаточно быстро. Однако выбранный прежде курс модификации образования заставил Министерство образования, применяя, прежде всего административный ресурс, более интенсивно реализовывать задуманное. И, конечно же, этому способствовало, начавшаяся пандемия коронавируса. Обобщенный анализ открытых источников, позволил выявить основные направления деятельности со стороны государства:
перевод в ДОТ формат всей сети образовательных институтов, включая школьные, дошкольные и институты повышения квалификации. Причем этот процесс осуществляется не только в результате начавшейся пандемии. По оценкам мнений экспертов следует, что после перехода в нормальный режим функционирования, однозначно часть дисциплин и курсов останутся в дистанционном формате. Это напрямую подтвердил и Президент – «Такой формат [Онлайн-образование – Прим. авт.] не заменит никогда прямого личного контакта между студентом, учащимся и преподавателем. Во всяком случае, этого ещё очень долго не произойдет[1]»[1];
- создание в России, за счёт средств федерального бюджета, общей инфосистемы «Современная цифровая образовательная среда» в сфере высшего образования. «Система объединит информацию обо всех онлайн-курсах в стране и результатах их освоения учащимися. Решение будет реализовано в виде создания единого реестра онлайн-курсов путем интеграции образовательных платформ. Формирование и ведение реестра будет контролировать Минобрнауки России.
Также будет организован централизованный учет результатов обучения на онлайн-курсах и учет образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования. Кроме того, система позволит организовать межвузовское взаимодействие в рамках сетевой формы. В системе будет сформировано «цифровое индивидуальное портфолио обучающегося» доступ, к которому иным лицам будет возможен только с согласия обучающегося»[2];
создание в образовательной среде, новых альтернативных форм получения знаний, которые, по мнению создателей, способны более гибко адаптироваться к запросам изменяющейся социально-экономической системы. Среди этих форм отмечаются: Lego-образование «человек, собери себя сам»; развитие «компетентных заказчиков» (родители, работодатели, сами учащиеся); «гибридная» педагогика, а также технологии Big Data и Искусственный интеллект; стратификация системы школьного образования через деление школ на элитные, массовые и «отстающие» школы, вплоть до исчезновения единства правил внутри школьной системы. Вне школы «Детские образовательные сервисы» дополняют и частично замещают школьное образование[3].
С нашей мировоззренческой позициик процессу образования, данные рекомендации по формированию образовательной среды, лишь только усугубят, проблему социальной справедливости, призванной выстроить общество так, что каждый рожденный индивид стал человеком, и имел бы равные стартовые условия к своему развитию. Здесь же представлена прямо противоположная концепция. Разделение людейне только по доходам, это уже сделано, но и разделение по якобы умственным и интеллектуальным способностям. Предлагается вместо мозаичного мировосприятия, бесформенное, формирующего у ребенка, да и у родителей легкую форму калейдоскопического идиотизма. Складывается четкая установка на то, что бы большая часть населения не задумывалась над глобальными, смысловыми, общечеловеческими поросами, в чем смысл жизни, каково человеческое предназначение, туда ли движется цивилизация и т.д. Все зациклено на сиюминутных, операционных, в лучшем случае средне тактическихустановках, как прожить, как не выпасть из обоймы цифрового поезда и, в конце концов, как выжить? И система и процесс образования только будут сопутствовать этой установке в виду того, что менеджмент образования, под это изначально создан, а те, кто до конца не понимает, управляется в обход сознания.
Очевидным примером здесь является второй исполнительный уровень, системы образования – ВУЗы. В условиях разразившейся пандемии коронавируса, многие руководители, бойко докладывали, что их учреждения эффективно перешли на дистанционный образовательный формат. В зависимости от имеющихсяонлайн технологий и различного программного обеспечения, а так же уровня подготовки ППС, каждый Вуз находил свои площадки для создания электронной образовательной среды (ЭОС). В основном большинство использовало уже имеющиеся технологии на онлайн-рынке (например, Skype, Zoom, Meet и др.). Для вузов технического уклона, данная проблема решалась, достаточно легко, для гуманитарных вузов, возможно сложнее. Однако на текущий момент, можно утверждать, что все институты, способны решать имеющиеся задачи в условиях дистанционного образования. Скажется это на качестве образования, покажет время. И все-таки приходится констатировать, что по-прежнему количество недостатков в переходе на дистант, значительно больше чем положительных[4].
Да, можно согласиться с тем, что применение технологий электронной образовательной среды, значительно улучшают когнитивные возможности получения и передачи, как теоретических знаний, так и некоторых практических навыков, например с использованием виртуальных лабораторий, а так же технологии виртуальной и дополненной реальностей (VR/AR). Хотя до их полного внедрения, по оценкам IT-специалистов еще лет 5-10. Но это никак не заменит непосредственно психо-эмоциональный и социально-физиологический контакт преподаватель-ученик.
Еще одним существенным мотивационным аспектом перехода на дистанционное обучение со стороны вуза, по нашему мнению, служит и чисто практический экономический эффект. Ведь понятие рынка никто не отменял и задача у любого института и, в частности образовательного, цель помимо предоставления качественного образования, это сокращение издержек и получение прибыли. Переход на данный тип образования позволяет, как правило, выявить несколько путей повышения финансовой эффективности, а именно:
- сокращение постоянных издержек (электричество, эксплуатация лабораторного оборудования, высвобождение неиспользуемых площадей и т.д.);
- переменных издержек (экономия на реактивах, оборудовании, средствах защиты и т.д.), в виду того, что почти все институты не удосужились для эффективного образовательного процесса, обеспечить ППС, необходимым оборудованием. В частности это касается обеспечением компьютеров, нужной мощностью и оперативной памятью, необходимым программным обеспечением и другими средствами, ограничившись, составлением инструкций к исполнению, как правильно организовывать занятия в дистанционном формате.
Если, в перспективе все же вузы перейдут сначала частично, на ДОТ, то появится возможность, оптимизации имеющихся площадей и затрат на их обслуживание, что неизбежно приведет к сокращению штата обслуживающего персонала и возможности арендного использования имеющегося фонда для увеличения ликвидности активов учреждения. Более того, это может напрямую отразиться и на оплате ППС и, конечно же, не в сторону увеличения.
Данную мысль подчеркивает и президент в недавнем выступлении на ежегодной пресс-конференции, где он остановился и на вопросе снижения стоимости обучения в университетах – «Если взять структуру расходов высшего учебного заведения, примерно 70 процентов – расходы на заработную плату»[1]. Он также отметил, что если у некоторых вузов есть возможность снизить стоимость обучения, то можно пойти на определенное снижение оплаты там, где обучение осуществляется преимущественно в онлайн-формате. Снижение стоимости, сразу отразиться на фонде оплаты труда ППС.
Список литературы
1. Выступление В.В. Путина на ежегодной пресс-конференции. [Электронный ресурс]. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=26882 (дата обращения: 20.12.20).
2. В России будет создана инфосистема «Современная цифровая образовательная среда» в сфере высшего образования. [Электронный ресурс]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=26031 (дата обращения: 21.12.20).
3. Форсайт российского образования – 2030. [Электронный ресурс]. –URL: https://ppt-online.org/111995 (дата обращения:27.08.2020).
4. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях СOVID-19. Букейханов Н.Р., Гвоздкова С.И., Бутримова Е.В. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 23.12.20).
[1] Если предположить, что президент, всегда взвешивает и обдумывает свои слова, то становится очевидным, что стратегическое видение развития всей образовательной системы, в будущем будет именно в дистанционных форматах, что напрямую противоречит нашей концепции понимания процесса образования в объективной реальности (прим. автора).