1.3. Перспективность развития экономики нового типа в России, как региональной цивилизации
Если говорить о России как региональной цивилизации, а именно мы из этого и исходим, то главная основополагающая её миссия, в современном мире, будет осуществляться не на технико-технологическом направлении, а на изменение мировоззренчески-методологического состояния как её самой, так и всего человечества. Именно Россия способна предложить свой путь выхода из апокалипсического тупика, и этот путь не только для себя. Он по своему нравственному потенциалу станет пригодным для большинства стран, стремящихся к самобытному развитию в рамках общей концептуальной направленности - построения на земле общечеловеческой единой цивилизации, где каждой нации, этносу, народностям, есть место в общем векторе развития, и каждая из них вносит своё разнообразие, особенности, в дело построения общеземного рая.
Из всех приведённых выше подходов, наиболее целесообразным является комплексный подход. Здесь во главу угла должно быть положено формирование такой социальной системы, где в центре стоит человек, его гармоническое личностное потенциальное развитие, основанное на принципе социальной справедливости.
Это не «служебный» человек, это самодостаточная интеллектуально развития личность, способная на всех управленческих местах, принимать решения направленные на улучшение уровня жизни и социальных отношений, в русле общественных полезно-значимых целей.
Как было отмечено выше конвергентностный подход, предложенный еще П. Сорокиным, ни к чему хорошему не привел и не приведет. Это так называемый капитализм с человеческим лицом. Его осуществление может быть только в том случае, когда у двух систем имеется единое концептуальное мировоззрение и единое целеполагание, но идут они, к примеру, разными стратегиями. Здесь же противоречия заложены в основе мировоззрения более трех тысяч лет назад. А это по закону А.А. Богданова, расхождения систем, приводит, и привело к тому, что эти системы накопили такое структурное качественное различие, что говорить о конвергенции не приходится.
Говоря о подходе, основанном на религиозной мифологии, то приходится констатировать, что религиозный аспект, в современном обществе стал более заметным и, с некоторым подтекстом, даже востребованным. Это связано, прежде всего, с тем, что с перестроечных времен, у нас в стране по оглашению, так и не сформирована государственная политика в области идеологи. Плюс в конституции 1993 года, где юридически закреплено в Статье 3, о недопущении приоритетности какой- то ни было идеологии над другими.
Поэтому в образовавшемся идеологическом вакууме, церковь, вновь пытается занять свои когда-то утерянные позиции. И этому всячески способствуют так называемые неомонархисты. Однако они не учитывают той историко-социально-нравственной закономерности, которая проявилась в нашем обществе. Россия единственная страна в мире, которая за время её существования, на генетическом уровне сознания большинством населения, преодолела две разновидности атеизма – идеалистический атеизм и материалистически атеизм.
В первом случае это двухтысячелетнее насаждение иудохристианства на Руси, которое впоследствии выродилось, сначала в правоверие, а уж потом в православие, где каждому человеку для непосредственного прямого диалога с богом, предлагалась прослойка с толмачом, который выполнял роль посредника. А ведь Иисус Христос прямо говорил «…с сего дня благовествуется, каждый усилием воли, попадет в царствие божие».
Надо понимать, что вера в бога, которое исходит из уст священников и вера богу, два фундаментально разных понятия. В первом случае вы можете сказать, либо верю либо нет. Тогда путь к нему, только через лоно церкви, ритуалы, посты, службы и т.д. Во-втором случае, вариантов нет. Вы не просто верите, вы знаете, что он есть на основе личного опыта общения через молитву и язык жизненных обстоятельств, где вам приходилось при различных трудностях просить помощи напрямую и, опираясь на свою нравственность и добронравие, получать её по жизни. Бытие Бога – это не предмет веры, а предмет знания, непрестанно подтверждаемого Богом на практике в жизненном диалоге с человеком. Это не в церковной ограде, а где бы вы не находились, чувствуя интуитивно его повсюду. А этого можно достигнуть, только став человеком – индивидом, живущим по диктатуре совести. Однако при этом, нельзя так скептично и категорично относиться к Церкви как институту православной веры. Она в историческом процессе исполнила свою роль, по крайней мере, она многих неверующих и неопределившихся людей привела в лоно веры и понятию бога как Вседержителя.
Если говорить о материалистическом атеизме, то мы его преодолели намного быстрее в течение трех поколений. Опыт построения социализма, показал, что развивать общество, исключительно на диалектическом материализме, опираясь только на науку, как методологию познания жизни и безверие невозможно.
Прийти заново к тому, от чего с такими потерями и преобразованиями вышли, для здравомыслящего человека, врятли возможно. Тот существующий уровень образования, который еще сохранился в обществе, позволяющий большинству населения думать диалектически грамотно, не позволит ему свалиться в церковное прошлое, где под предлогом заботы о заблудших в вере, граждан, попы пасли свое стадо.
Предлагаемый на сегодня проект по сплочению народных масс под лозунгом – патриотизма и сформировать в достаточной степени к этому приверженность не получится, в виду того, что общество не объединено сознанием, опирающемся на фундаментальные мировоззренческие категориальные установки. В 1917 году в России, у белых и красных тоже был патриотизм, что не мешало одного русского убивать другого.
Исходя из вышеперечисленного и экстраполируя сказанное на экономическую модель будущего России, необходимо, прежде всего, выработать научно-методологическую основу, исходя из мировоззрения и миропонимания объективных процессов.
Такая модель - человекономика[1], обеспечивала бы, каждому индивидууму, за время его жизненного цикла, реализацию его генетически заложенных возможностей, и развитию его личностного потенциала, для достижения замысла вседержителя – построения рая на земле[7].
Для достижения такого типа экономики, соответственно должны быть выработаны этапы переходного периода. А в ближайшем будущем, нас ждут очередные проблемы, вытекаемые из техногенного тренда развития цивилизаций на земле. Отметим лишь некоторые [8]:
- постоянное улучшение различных видов технологий и технологических процессов, в конечном итоге, приведут к высвобождению рабочего и частично управленческого труда особенно нижних уровней иерархии управления, что приведет к росту рынка безработицы и нарастанием социальной напряженности в обществе;
- экономика и маркетинг в частности, полностью перейдет от выпуска товаров массового потребления к индивидуально-личностному потреблению, что, с одной стороны, повысит качество жизни, с другой стороны это качество жизни почувствуют на себе 5-10% населения. Остальные не в удел;
- Интернет в системе продаж и распределения, материальных благ займет лидирующее положение. Заказ продукта и доставка на дом, без торговых посредников и надбавок к цене. Система государственных услуг G2C, тоже перейдет в Интернет-пространство (Электронное правительство). Это приведет к тому, что такие категории рабочих как: госслужащие низового уровня всех видов услуг, торговый персонал, кассиры, охрана станут не востребованными;
- исчерпав экстенсивные пути стратегического роста (помимо России, у нас есть потенциал развития и природные ресурсы – прим. авт.), развитая экономика начинает эволюционировать интенсивно, то есть основной объём работ будет вестись не по пути осваивания новых рыночных ниш, а по пути повышения качества тех отраслей, которые уже есть;
- темпы экономического подъема буду неизбежно замедляться, и стремится к нулю. То есть экономика будет конечно развиваться, но скорость развития будет постепенно стремиться к нулю – человечество потеряет интерес к внешнему миру, замкнувшись на существование в виртуальном мире? Многие современные теоретики, занимающиеся макроэкономическим прогнозированием, с ужасом смотрят в будущее, предрекая остановку экономического роста.
Однако почему современные теоретики от экономики с ужасом смотрят в будущее? Ответ не так уж и сложен. Все дело в мировоззрении и миропонимании! Для экономики, построенной на принципе эксплуатации одного индивида другим[2], где получение прибыли, вытекает из максимизации объемов производства и сокращение издержек, либо в процессе кредитования на кабальном ссудном проценте или, в крайнем случае, на биржевых спекуляциях, это крах. Сейчас в мире бьёт рекорды новая созданная криптовалюта биткон, которая якобы обеспечивает удобство и безопасность при проведении взаиморасчётов между экономическими субъектами, при этом, не платя банкам комиссионные издержки. Гарантируется также и анонимность и безопасность сделок, так как используется механизм блоковых проводок блокчейн. Это все хорошо, но вопрос в том, чем подкреплена данная валюта, что является инвариантом прейскуранта. Оказывается ничего, то есть она выражается только в доверии к ней участников. Если раньше инвариантом было, одно время зерно, потом стало золото, а после 1944 года Бреттон-Вудская конференции и в последствие, принятии Ямайской валютной системы в 1976 году, где провозгласилась свободная конвертация валют но, по сути, была привязка к добыче и объемам нефти, то в данном случае все построено на доверии. Это, по крайней мере, вызывает сомнение в ее надежности. А если посмотреть на динамику изменения курса биткоина то это, по видимому, напоминает очередной мыльный пузырь или финансовую пирамиду.
Другое дело, если экономика – человекономика – выстроена по принципу генетически обусловленных потребностей, а не паразитических. В первом случае это пересекается с высказыванием Д. Медоуза – экономика для развития личностного потенциала человека. Вторая это как мы живем, сейчас занимаясь безудержным потреблением и тратой заработанных своим трудом денег на ненужные товары, поддерживаемые современными нечеловеческими ценностными установками и стереотипами. По некоторым оценкам более 30% покупаемых товаров, не нужный балласт. Они не улучшаю нашу жизнь.
Так вот, при выстроенной человекономике, главной цели основывающейся на повышения темпов развития экономики, в основном ориентирующейся на рост ВВП (ВНЦ) не должно быть. Поясним примером. Если взять сейчас статью доходов ВВП государства, то увидим, что в ряду основных товарных позиций будет и такая продукция как: алкоголь (5-7% от ВВП, но это официальные данные, на самом деле гораздо больше), табак (до 57 млн. человек курящих), продукция с содержанием ГМО, ГМИ. Они никак не способствуют здоровому развитию общества. Более того продажа алкоголя невыгодна для бюджета страны, так как убытки от последствий употребления алкоголя во много раз превышают доходы от налогов и акцизов с алкогольной индустрии и торговли. Более того алкоголь наносит непоправимый ущерб генофонду нации, снижая её потенциал в умственном, физическом и творческом развитии. А всё это величины, которые не меряются денежными единицами.
Исходя из этого, основным условием роста человекономических систем, будет в случаях:
- увеличения демографической численности населения (с ростом числа родившихся, будут корректироваться и объемы выпускаемой продукции);
- повышение научно-технического прогресса, выражающегося в плавном, безрисковом переходе от одной стадии технологий к другой во всех сферах человеческой деятельности.
Литература:
7. Новосадов С.А. Основы концептуальной теории фундаментального развития и управления экономикой нового типа: монография. – М.: Издательство РГСУ, 2013.
8. Экономика будущего. Какая она? [Электронный ресурс]. – ресурс доступа: http://dkru.ru/publication/my-city/ekonomika-budushego-kakaya.html.
[1] Название варианта экономики нового типа. Предлагается так же и греческий вариант - «антропономика»
[2] В нашем понятии здесь слово человек терминологически неверен, поскольку исходя из понятия человек, живущий по диктатуре совести, дать себя эксплуатировать в таком контексте, он бы не стал (прим. авт.).