Прошло чуть больше недели после выхода фильма «Никто ослепил меня». В нём мы говорили о современной массовой культуре, содержании произведений искусства, деградации человека в её связи с работой массмедиа и классовой структурой общества. Мы рады, что фильм активно смотрят и обсуждают представители разных политических сил. Любой острый материал вызывает множество полярных отзывов. За минувшую неделю в адрес фильма поступило немало критики с разных сторон. Много её пришло и с «левого крыла». Мы решили дать на эту критику ответ.
В основном это будет ответ на пост со страницы известного журналиста Константина Сёмина. Но мы ответим и на некоторые другие вопросы и замечания, пришедшие в наш адрес. Текст статьи будет построен следующим образом: мы цитируем фрагмент критического отзыва и тут же даём свой комментарий.
1) Отсылки к организациям и людям, дружественным к движению «Суть времени» Кургиняна.
31:13 — «Люди сопротивляются этому деструктивному влиянию. Есть психологи, выступающие против магистральной линии на растление детей и молодёжи». [Показывают симпатизирующую движению «Суть времени» Ирину Медведеву (православный портал семейной политики "Иван-Чай"), Мамиконян (жену Кургиняна) на конференции РВС (организация Мамиконян) на площадке ИА Регнум (издание, где публикуются активисты движения СВ и материалы, комплиментарные движению.)
* * *
2) Упоминание и прямые отсылки к «Научи хорошему».
31:27 — «В интернете появляются сообщества, которые анализируют информационную агрессию, ищут ей противоядие». [Показывают логотип и скриншоты материалов сообществ «Научи хорошему» и похожего на него «Возрождение нравственности» (на логотипе — древнерусская пара).]
45:20 — «В июле 2018 года в Петербурге состоялось мероприятие VKFEST. Тексты исполнителей изобиловали матерной лексикой и вцелом их посыл зачастую был откровенно разрушительным. Но концерты проходили без возрастных ограничений. На них присутствовали и дети». [Кстати, этот пункт противоречит мысли, высказанной фильме на 25:00 — «Все возрастные ограничения имеют как правило обратный эффект. "18+" для подростков звучит как призыв нарушить запрет».] 45:38 — «Общественники проекта "Научи хорошему" писали обращения в разные инстанции». [На экране показывают логотип «Научи хорошему» и скрины. Демострируют фрагмент чьего-то выступления и рядом надписи: «матерная лексика употребляется исполнителем 58 раз за 38 минут», «натуралистическое описание похоти, случайные половые связи, интоксиканты (алкоголь, марихуана, экстази)».
48:05 — [Картинка из заставки к видео «Научи хорошему».]
Отсылки к тем или иным организациям были сделаны в определённом контексте. Организаций и общественных деятелей, поднимающих вопросы разрушительного влияния СМИ и массовой культуры, очень мало. А нам нужны были примеры конкретной деятельности. Увы, ни одна организация, заявляющая в качестве своей теоретической основы марксизм-ленинизм, систематически подобными вопросами не занимается. Были бы среди левых ресурсов и сообществ те, что уделяют этим темам достаточное внимание, мы бы их привели в качестве примера. Но таковых нет. К сожалению, левые не используют эту волнующую многих граждан страны проблематику для продвижения своих взглядов.
Именно участники проекта «Научи хорошему», обычные граждане нашей страны, провели ту важную работу, без которой одна из центральных мыслей фильма не была бы сформулирована. Они проанализировали содержание песен выступавших на VK Fest артистов, собрали доказательную базу, написали заявления и обращения в разные инстанции, от администрации президента до полиции. Итогом стала практически нулевая реакция органов власти. Это было задокументировано. Вся ситуация – свидетельство: капиталистическое государство даже малых детей не ограждает от информационных помоев.
Напомним лишь несколько примеров из звучавших на VK Fest текстов.
Элджей: «Экстази меня увези!», «Какая п**датая похоть», «Твоя тёлка потекла», «Эй! Я беру вторую бутылку розового вина…Мы уже в океане, дискотек, алкоголя и мариванны», «На баре синие. Мы танцуем под минимал. Да-да-да, ты красивая, но таких как ты до*уя… Вокруг одни идиоты и светодиоды. Я пью чёрную воду и алкоголь. Я не знаю кто ты, да и по*уй, ведь сегодня, ты точно пойдёшь со мной…»
«Хлеб»: ««Ночь за окном! Ночь за окном! И ты хочешь домой, скучаешь со мной! Не уходи, ты чё! Дай шанс ещё! Я этой ночью сделаю тебя в очко! Малыш, не бойся! Давай в очко!…»
«Little big»: «My dick is big» («Мой член большой»), «I`ll fuck you with a knife («Я трахну тебя ножом!») «Dissect you, I’ll shred you. More, more, more. I need your Hammer smashed face, I need you To rot in the grave. I hope you die, зeace, die right now( «Препарирую тебя, я раскромсаю тебя. Ещё больше, больше, больше. Мне нужно твоё размозжённое лицо. Мне нужно, чтобы ты гнил в могиле. Я надеюсь, ты умрёшь. Покой, умри прямо сейчас»).
Если подобное «художественное творчество», льющееся в уши ребёнка, не нарушает закон «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ», то что вообще является нарушением этого закона?
Мы благодарны проекту «Научи хорошему» за проделанную работу. И считаем несправедливым, когда, даже не проанализировав её смысл, не глядя обесценивают всё сделанное этим движением. Похоже, у части левых отключается критическое мышление при виде логотипа «Научи хорошему», так что они не способны спокойно и непредвзято воспринять весь контекст сообщения, с ним связанный. Где Ваше диалектическое мышление, товарищи? Мир с точки зрения некоторых левых полон «неправильных» людей. Но ведь с ними нужно будет взаимодействовать и сейчас, и в будущем.
«…нельзя, не из чего, строить коммунизм иначе, как из человеческого материала, созданного капитализмом, ибо нельзя изгнать и уничтожить буржуазную интеллигенцию, надо победить, переделать, переварить, перевоспитать её – как перевоспитать надо в длительной борьбе, на почве диктатуры пролетариата, и самих пролетариев, которые от своих собственных мелкобуржуазных предрассудков избавляются не сразу, не чудом, не по велению божией матери, не по велению лозунга, резолюции, декрета, а лишь в долгой и трудной массовой борьбе с массовыми мелкобуржуазными влияниями». (Детская болезнь «левизны» в коммунизме. 12 мая 1920. Ленин. ПСС. Т. 41 стр. 101).
А с таким неприкрыто высокомерным и враждебным отношением к людям и организациям, какое получится взаимодействие и какой построится социализм?
Мы не религиозны, мы не верим в то, что ситуацию в стране можно изменить, переписав несколько статей конституции, не верим в глобальный заговор масонов или древнеегипетского жречества, но считаем, что к обычным людямиз НОД, КОБ, СВ и других политических или околополитических сил нужно относиться корректно. Убеждения человека не являются чем-то раз и навсегда застывшим. Наши взгляды тоже эволюционировали, мы выросли из охранительских штанишек, в какой-то момент перестали надеяться на добрые намерения «патриотических башен Кремля», постепенный «социальный прогресс» или внезапное «пробуждение русского духа». В нашей группе во «Вконтакте» мы не стали удалять следов этой эволюции. Её можно проследить, читая нашу стену и знакомясь с содержанием наших роликов.
Возникает вопрос. А что нужно было взять за ориентир? Однополые браки, западный феминизм или философию чайлдфри? Да, для нас советские семейные ценности – ориентир. Мы не отрицаем. В СССР людей ориентировали на семейные ценности, при этом не было ни принуждения к браку, ни патриархального унижения женщины.
Советские семейные ценности
4) Щепотка национализма и патриотизма.
23:02 — «Культура нашей страны непрерывно разъедается иностранным влиянием, как это происходит с культурами колонизированых территорий под влиянием метрополий. Язык уродуется и мутирует. Всё своё, самобытное, ускоренно заменяется транснациональным суррогатом. Много ли своего видят жители России по ТВ?» [Видеоряд во время произнесения слов «всё своё, самобытное» — русские-народные танцы, во время слов «транснациональным суррогатом» — тверк).
Почему такое избирательное зрение? Там были не только русский народный танец, но и татарский, и чеченский. Мы не изоляционисты. Например, дальше в фильме есть отрывки из советских мультфильмов, снятых по произведениям Ганса Христиана Андерсена и Редьярда Киплинга, которые мы приводим как образцы шедевров отечественной мультипликации. Подчеркнуть мы хотели совсем другое: сейчас с запада мы получаем в основном произведения искусства сомнительного качества, и практически без какой-либо фильтрации. А свою собственную отечественную культуру стремительно утрачиваем. Уменьшается количество уроков русского языка и литературы в школах, зато часов на иностранные языки выделяется всё больше.
38:50 — Но кто замечает информацинонную и экономическую агрессию против нашей страны?
Всё постсоветское пространство - страны периферийного капитализма, основное назначение которых быть источником сырья для стран первого мира. По сути это скрытая колонизация и «мягкая» экономическая агрессия.
... Скорость вымирания населения в России такая же, как и там, где идёт война.
224 тысячи человек - «естественная убыль населения» за прошлый год, и 11,2 миллиона только с 1993 по 2006 год - разве это не беспрецедентные демографические потери в условиях мирного времени, сопоставимые с потерями в войнах? И это только в РФ. Почему не корректно подобное сравнение?
40:52 — Территории, где наши предки жили даже не веками, а тысячелетиями, пустеют.
На этой фразе мы показали новости о вымирающих регионах Псковской области, вымирающих татарских и якутских сёлах. Мы констатировали факты. Да, здесь есть апелляция и к национальным чувствам коренных народов России (заметьте, не только русских). Интернационализм не отрицает ни национальных культур, ни патриотизма. В СССР все национальные культуры как раз получили второе дыхание и всестороннее развитие. Разве это не так? Кстати, во время Великой Отечественной войны сталинская советская пропаганда делала то же самое. Обращалась к национальным чувствам народа и героической славе его предков. Вот же проклятые националисты!
Разве не внедряются постепенно те или иные социальные и политические идеи в общественное сознание? Вспомните Перестройку. Началось всё с того, что СССР в Великой Отечественной войне «не так победил», со слишком большими потерями. А закончилось тем, что Советский Союз и Третий Рейх были поставлены на одну доску и уравнены как преступные государства. Дискредитировать коммунистическую партию начали с того, что «диктатор Сталин получил власть вопреки воле Ленина», а закончили тем, что «Ленин – немецкий шпион, погрузивший страну в пучину гражданской войны». Перестройку начали с борьбы за «социализм с человеческим лицом», а закончили полной реабилитацией и реставрацией капитализма. И так далее. «Окно Овертона» - лишь расхожее название этого приёма. В фильме мы называем его «принципом постепенности в подаче внедряемой информации».
Да, зло и добро бесклассовыми не бывают. Но у нас приведён конкретный пример обесценивания социализма и оправдания приватизации. Для трудящихся общественная собственность на средства производства и социалистическое государство объективно является добром, для капиталиста – злом. Мораль в классовом обществе носит классовый характер. Мы прямо этого не сказали, но имели в виду.
6) Жестокость на экранах и в играх как причина жестокости в жизни.
12:29 — «Тенденцией стала демонстрация на экране не только крови, но и отрезанных, оторванных частей тела».
12:39 — «Компьютерные игры, в которых играющий примеряет на себя роль убийцы».
12:56 — «Уровень агрессии, который сейчас льётся с экранов, опасен для здоровья». [Слова ведущей с Первого канала.]
50:27 — «Так и будут гонять телезрителей по новостному бермудскому треугольнику: Сирия, Украина, Америка. Отвлекая от насущных внутренних вопросов». [При словах о насущных вопросах показывают кадры жестокости: дети избивают детей, мужчина жестоко избивает женищну, драки мужчин и т.д., будто жестокость насущный вопрос, а не классовое неравенство.]
Странно, что в этом же отрезке Вы не увидели кадров с роющимися в мусорном баке пенсионерами. К тому же насущные проблемы страны, включая нарастающее имущественное неравенство, падение доходов большей части населения, сворачивание социальных гарантий (пенсионная реформа, оптимизация учреждений здравоохранения и образования), депопуляцию, депрофессионализацию, люмпенизацию населения, разрушение реального сектора экономики и науки, износ основных фондов и прочие многократно в разных частях фильма мы упоминаем и показываем в виде реальных новостных заголовков информационных порталов. Но видать, всё это было не по глазам.
Можете считать сказанное нами об агрессии и насилии в СМИ нашим оценочным суждением. Однако раньше геймеры не убивали своих родственников, и дети в школы с оружием не приходили. Наше мнение: считать, что информационный фон не оказывает никакого влияния на психику, наивно.
Очень навязчиво, чуть больше минуты за часовой фильм. А насколько важна эта тема? Россия в 21 веке выходила на первое место в мире по потреблению алкоголя, табака и опиатов (афганского героина). 2 года назад мы были на 4 месте по количеству смертей, спровоцированных курением. В прошлом году страна была в тройке лидеров по смертности от алкоголя. Недавние данные: алкоголь - причина смерти 70% мужчин трудоспособного возраста. Примерно треть всех зарегистрированных преступлений совершается в состоянии алкогольной интоксикации, не менее двух третей всех убийств, порядка половины изнасилований. Это один из важнейших факторов деградации и депопуляции страны. Ущерб огромен. А есть ли в эфире ТВ хоть одна программа, которая бы привлекала зрителя к трезвому образу жизни? Даже социальной рекламы о вреде пассивного курения Вы не увидите в эфире федеральных каналов, хотя 80% населения от него так или иначе страдают. Зато сцен, где алкоголь, табак и прочая отрава выставлены в привлекательном свете или как нечто само собой разумеющееся, хоть отбавляй. И, кстати, насколько хорошо российские левые разбираются в этой теме? Насколько объективно оценивают ситуацию, связанную с этой проблемой? Судя по многочисленным отзывам разбираются очень слабо.
Научных сведений о разрушительном воздействии алкоголя, табака и прочих интоксикантов более чем достаточно, чтобы считать трезвость оптимальным состоянием для человека. Но давайте отбросим вопросы здоровья и народосбережения. Противоречит ли пропаганда трезвости, основанная на научных данных и освобождённая от религиозных предрассудков, идее классовой борьбы?
Был в царской России депутат Государственной думы по фамилии Челышёв, националист и миллионер. Так вот он как-то заявил, что если в России заменят водку на простоквашу, то никакой революции не будет, дескать, люди станут жить лучше и революцию никто не поддержит. В 1914 году народ получил право закрывать питейные заведения и винные лавки на сходах. Уровень потребления алкоголя значительно снизился, население протрезвело. Положительные эффекты отрезвления были отмечены многими медиками и публицистами того времени.
Есть мнение, что этот фактор способствовал повышению сознательности народных масс. Вспомним слова Фердинанда Августа Бебеля: «Пьющий рабочий не мыслит, а мыслящий не пьёт».
И Владимир Ильич Ленин не отменил мер, принятых в 1914 году, напротив, с первых дней революции большевики строго следили за поддержанием трезвости в стране, легальной продажи алкоголя не было, а самогоноварение каралось жесточайшим образом. Октябрьская революция была трезвой. И пока жив был Ленин, трезвость в стране поддерживалась.
Сравнительно низкий уровень потребления алкоголя (ниже чем в царской России до 1914 года, сохранялся в СССР практически до конца 50-ых годов) А резкий рост его начинается в эпоху Хрущёва - Брежнева. Удивительным образом деструктивные процессы вялотекущей реставрации капитализма в советском государстве совпадают с ростом алкоголизации. В 1950 году на душу населения приходилось примерно 1,5 литра абсолютного алкоголя в год, а к 1980 уже 10,5. Рост в 7 раз. Страна деградировала. Появилось такое массовое явление как дети-сироты при живых родителях-алкоголиках. Росли преступность, увеличивалось количество самоубийств, всё больше было брака на производстве. Объективно в материальном плане жизнь советских людей была в 60-80 –е годы лучше, чем когда-либо, но негативные явления, связанные с алкоголизацией нарастали как снежный ком. Кстати, в то же время появились печально известные ЛТП. Никак напрямую уровень материального достатка и потребление алкоголя не связаны. Тут куда большую роль играют политика государства по регулированию продажи алкоголя и информационная надстройка – формирование в обществе определённого отношения к трезвости. Во многих куда более бедных странах с более тяжёлыми условиями жизни эта проблема не стоит так же остро как в позднем СССР и современной России. Задумайтесь, почему?
О том, что вредные привычки распространяются как информационные программы в своё время писал советский психофизиолог, кандидат биологических наук, сотрудник НИИ Экспериментальной Медицины АМН СССР Геннадий Шичко. Если кому-то интересно, рекомендуем ознакомиться с его теорией социально-психологической запрограммированности (наберите в поисковике: «Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма»).
Прежде, чем навешивать ярлыки на всех трезвенников сразу, стоит вспомнить несколько фактов. В СССР действовали трезвеннические общественные организации, например, ОБСА, издавался журнал «Трезвость и культура», велась активная пропаганда.
Ну и вспомним ещё раз Владимира Ильича.
«Я думаю, что в отличие от капиталистических стран, которые пускают вход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потомучто, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму». (В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т.32, с.403)
Спорьте с Лениным.
42:49, 43:15 – мы не делаем утверждений. Мы не говорим, что всех точно загонят в электронные гетто мегаполисов. Заданы вопросы. Разницу между вопросами и утверждениями улавливаете? И почему такое предположение не имеет права на существование?
9) Заговор.
28:21 — «Получается, что капиталу в России нужен малограмотный наёмный раб, сконцентрированный на добывании денег. Эгоистичный, запуганный, агрессивный, развращённый и отравленный. Умный, хорошо образованный и трезвый созидатель с прочными моральными устоями не требуется».
35:37 — «Какая личная безопасность возможна в обществе, где человека целенаправленно превращают в нелюдя?»
38:27 — «Что будет, когда во время социального хаоса и беспорядков, брошенные в умы семена расчеловечевания дадут всходы? Немногие обращаются внимание на это медленное уничтожение и управляемую деградацию народов России».
40:58 — «В происходящее отлично вписывается вся современная информационная политика. <...> Чтобы поработить людей, отнять плоды труда, их обманывают, развращают и отравляют».
Вся история капитала состоит среди прочего из тайных договоров, сговоров и заговоров. Но это не заговоры мистических масонов, а логика развития капитализма. Мюнхенский сговор. Картельные сговоры. Беловежский сговор 1991 года. Пенсионный сговор 2018 года (прежде, чем объявить населению страны о решении поднять пенсионный возраст, наверняка были закулисные договорённости). Реформы образования, которые ведут к оглуплению и деградации населения, проводят дураки или умные люди в своих политических интересах? Переписывание советской истории – случайность или организованный процесс? Конечно, капиталисты могут не осознавать всех последствий своих действий, но так или иначе у этих действий есть организаторы, цели и результаты. Мы предположили (ещё раз, мы не настаиваем на том, что именно так и будет), что население России планируют сконцентрировать в больших городах, хотя бы просто потому что в стране периферийного капитализма, чья экономика завязана на добычу и экспорт сырья, большинство малых и средних городов, сёл и деревень – просто нерентабельный балласт, содержать который невыгодно. И мы привели цитаты политических деятелей, которые на то указывают. Безо всяких заговоров это делается, об этом открыто говорят. Всё происходящее на постсоветском пространстве заговор не в большей степени, чем огораживания в Англии, дефарминг в США или развязывание мировых войн.
Это не противоречие. VK Fest был показан с другим посылом. Уже выше писали, повторим: нашей целью было продемонстрировать, что капиталистическое государство не заботится об информационной безопасности детей, даже когда имеются заявления граждан и формальные законные поводы для начала преследования правонарушителей.
Ну, и комплиментарное упоминание организаций из пунктов 1 и 2 без комментария относительно их недостатков с классовой точки зрения — это минус. Будто реклама.
«Комплиментарное упоминание» - да, мы прямо не критикуем эти общественные организации. Но не видите ли Вы только то, что Вам хочется? На 47.43 мы показываем, что противодействие любому проявлению капиталистического угнетения (ЮЮ, растление, пенсионная реформа) вне классовой политической борьбы ни к чему не приведёт: «…можно бороться с отдельными проявлениями этой системы. Главное для её хозяев, чтобы никто не касался основания, на котором она покоится. Института частной собственности на средства производства». Тем не менее, мы не считаем, что деятельность этих организаций лишена пользы. Это реакция на происходящее, они пишут обращения в органы власти, проводят круглые столы, это работа, форма выражения общественного мнения и протеста, на которые можно опереться. Что мы и сделали в своём фильме. Обесценить эту деятельность очень просто. Диванные левые теоретики очень это любят. Наверное, если продолжать в том же духе, то левое движение в России ждёт большой успех и уважение среди разных слоёв общества (сарказм).
Представьте, завтра будет установлена советская власть. Провозглашена общественная собственность на средства производства. Установлена диктатура пролетариата. В стране остро встанут вопросы восстановления разрушенной промышленности и тысячи других проблем. И дело придётся иметь с тем населением, которое есть. Нужно будет вовлекать разные организации в общественную работу, опираться на них. И решать вопросы, связанные с деградацией населения придётся сразу. Так что о надстройке думать уже сейчас совсем не рано.
К сожалению, язык изложения в фильме не далеко ушёл от старой подачи материалов про вред алкоголя и курения.
Какая есть. Чуть ниже мы приглашаем сценаристов и редакторов к работе над роликами.
По поводу морализаторства.
Мы заметили, что в реакциях на наш фильм произошло резкое разделение по возрастным группам. Отсутствие порнографии и сексуализации массовой культуры людьми, воспитанными в СССР, воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Они не видят в этом какой-то несвободы. А поколение, формировавшееся в постсоветский период, особенно молодёжь не старше 30 лет, зачастую мыслит иначе. Именно от них чаще всего звучат в наш адрес обвинения в морализаторстве. Если расти в среде, где даже реклама йогурта пронизана чувственностью, а эротизация искусства, скрытая и открытая проституция стали нормой, то и восприятие этих явлений будет более толерантным. Уж если многих людей старшего возраста удалось к этому приучить, что говорить о тех, кто моложе?
Обратимся к размышлениям Ленина о «половом вопросе»:
"Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?..
Как коммунист, я не питаю ни малейшей симпатии к теории “стакана воды”, хотя бы на ней и красовалась этикетка “освобождённая любовь”. Вдобавок, она и не нова, и не коммунистична. Вы, вероятно, помните, что эта теория проповедовалась в изящной литературе, примерно, в середине прошлого века как “эмансипация сердца”. В буржуазной практике она обратилась в эмансипацию тела. Проповедь в то время была талантливее, чем сейчас; как обстоит дело с практикой не могу судить.
Не то чтобы я своей критикой хотел проповедовать аскетизм. Мне это и в голову не приходит. Коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость, вызванную также и полнотой любовной жизни. Однако, по моему мнению, часто наблюдаемый сейчас избыток половой жизни не приносит с собой жизнерадостности и бодрости, а, наоборот, уменьшает их. Во время революции это скверно, совсем скверно.
Молодёжи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и всё это по возможности совместно! Всё это даёт молодёжи больше, чем вечные доклады и дискуссии по вопросам пола и так называемого “использования жизни”.
В здоровом теле здоровый дух! Не монах, не Дон-Жуан, но и не германский филистер как нечто среднее. Вы ведь знаете молодого товарища XYZ,. Прекрасный, высокоодарённый юноша! Боюсь, что, несмотря на всё, из него ничего путного не выйдет. Он мечется и бросается из одной любовной истории в другую. Это не годится ни для политической борьбы, ни для революции. Я не поручусь также за надёжность и стойкость в борьбе тех женщин, у которых личный роман переплетается с политикой, и за мужчин, которые бегают за всякой юбкой и дают себя опутать каждой молодой бабёнке. Нет, нет, это не вяжется с революцией".
И ещё мысли Ленина по воспоминаниям Клары Цеткин:
" Революция требует от масс, от личности сосредоточения, напряжения сил. Она не терпит оргиастических состояний, вроде тех, которые обычны для декадентских героев и героинь Д’Аннунцио. Несдержанность в половой жизни буржуазна: она признак разложения. Пролетариат — восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое оглушало бы его или возбуждало. Ему не нужно ни опьянения половой несдержанностью, ни опьянения алкоголем. Он не смеет и не хочет забыть о гнусности, грязи и варварстве капитализма. Он черпает сильнейшие побуждения к борьбе в положении своего класса, в коммунистическом идеале. Ему нужны ясность, ясность и ещё раз ясность. Поэтому, повторяю, не должно быть никакой слабости, никакого расточения и уничтожения сил. Самообладание, самодисциплина не рабство; они необходимы и в любви.
Но простите, Клара. Я далеко отклонился от исходной точки нашего разговора. Отчего вы меня не призвали к порядку? Тревога меня заставила заговориться. Будущее нашей молодёжи меня глубоко волнует. Она часть революции. И если вредные явления буржуазного общества начинают распространяться и на мир революции, как широко разветвляющиеся корни некоторых сорных растений, то лучше выступить против этого заблаговременно" ( Клара Цеткин, «О Ленине: Сборник статей и воспоминаний. Истпарт, 1933»).
Так что же, Ленин тоже был «моралфагом»?
А великий советский педагог Макаренко? Читаем:
"Никакие разговоры о "половом" вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным. Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве. Половое воспитание и должно заключаться в воспитании того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием. Умение владеть своим чувством, воображением, возникающими желаниями - это важнейшее умение, общественное значение которого недостаточно оценено". А.С. Макаренко, "Лекции о воспитании детей", глава "Половое воспитание".
Нам возражали в группе, мол, Макаренко жил в другую эпоху, когда не было такой доступности порнографии и сексуализации. И писали, что в нынешних условиях без секспросвета уже никуда. Беда в том, что выросшим в атмосфере сексуальной озабоченности постсоветского времени трудно теперь представить что-то другое и они воспринимают донельзя эротизированную массовую культуру чуть ли как неизменную данность. Но секспросвет не поможет потушить вызванный всеобщей сексуализацией пожар, он скорее сработает как масло в огонь. Нужно искоренять причину, а не бороться со следствиями. И в социалистическом обществе интимные отношения неизбежно станут тем, чем они и были - личным скрытым от посторонних делом каждого человека. Всю свою историю человечество прекрасно разбиралось с этим вопросом без помощи в виде секспросвета. Разберётся и дальше.
Любопытным стал обнажившийся в отзывах на наш фильм факт. Для ряда молодых левых,оказывается, важнее защита компьютерных игр, секспросвета и западного феминизма, чем вопросы уродования и выворачивания общественного сознания, вымирания, деградации и других бед страны. Они так увлеклись, что дошли чуть ли не до полного отрицания морали. Социалистическое общество - общество аморальное? Создаётся впечатление, что коммунистической морали такие люди предпочитают буржуазную аморальность. Но разве коммунистические ценности не предполагают преодоление человеческих недостатков, нравственный рост, разве они не задают высокую планку для каждой личности? Защищая «право» на аморальность и другие сомнительные «ценности» капитализма, Вы точно помогаете приближать социализм?
Нас обвинили в большом количестве негатива.
Что мы должны были показывать, рассказывая о разрушительных явлениях нашей жизни? Цветочки, красивые пейзажи, нейтральные образы? Показывали то, что есть, не пытаясь намеренно сгущать краски. Поверьте, если бы мы ставили целью ещё больше впечатлить зрителя, то шокирующих новостей из российской действительности нам бы хватило с избытком…Что ни день, то новые леденящие кровь сюжеты. Старик в состоянии алкогольной интоксикации, сжигающий в печи собственного внука, 12-летняя девочка-каннибал, матери, продающие собственных дочерей. Возможно, что реальные перспективы нашей страны с учётом её текущего состояния даже страшнее, чем то, как мы это показали в фильме. Да мы алармисты. Мы согласны с такой оценкой.
Вы не сказали, что с этим делать.
Простите, мы не дали готового рецепта. У нас его нет. Но мы хотели, чтобы Вы думали.
Нас обвинили и в том, что мы надстройку считаем важнее базиса.
В фильме несколько раз утверждается обратное, но некоторым зрителям этого не достаточно.
А кое-кто считает, что мы преувеличили роль надстройки. На это процитируем И.В. Сталина:
«Идея есть источник общественной жизни, утверждали идеалисты. По их мнению, общественное сознание есть то основание, на котором строится жизнь общества, Поэтому их и называли идеалистами. Надо было доказать, что идеи не падают с неба, что они порождаются самой жизнью. Выступили на историческую арену Маркс и Энгельс и прекрасно выполнили эту роль. Они доказали, что общественная жизнь есть источник идей, поэтому жизнь общества есть то основание, на котором строится общественное сознание. Тем самым они вырыли могилу идеализму и расчистили путь материализму.Некоторые полумарксисты поняли это так, будто сознание, идеи имеют в жизни весьма малое значение. Надо было доказать великое значение идей. И вот выступил Энгельс и в своих письмах (1891‑94 гг.) подчеркнул, что идеи, правда, не падают с неба, а порождаются самой жизнью, но, родившись однажды, они приобретают большое значение, они объединяют людей, организуют их и накладывают свой отпечаток на породившую их общественную жизнь, – идеи имеют большое значение в историческом движении. “Это не марксизм, это измена марксизму”, – подняли крик Бернштейн и ему подобные. Марксисты только посмеивались…»
Недооценивать роль надстройки в её взаимодействии с базисом ещё больший идеализм.
Наш фильм был рассчитан, прежде всего, на аудиторию, которую волнует тема деградации страны и её населения. Это ещё заставшие СССР граждане, у которых есть дети, люди, которых беспокоит будущее страны, идеалисты и патриоты. Мы не хотели каким-то образом «завербовать» или моментально превратить их в пламенных коммунистов. Главная цель состояла в том, чтобы направить мысли зрителей к вопросам классового устройства общества. От проблемы (деградация) через надстройку (массовая культура) к базису (частная собственность на средства производства). Многие жители страны по инерции считают, что капиталистическая РФ как и Советский Союз до сих пор защищает их интересы. Мы хотели, чтобы те, у кого такая вера до сих пор сохранилась, избавились от неё, сняли розовые очки. В этом была наша вторая цель.
Мы не считаем наш фильм безупречным. Можно было сделать лучше. В России сейчас нет партии или другой политической силы, одинаково авторитетной для всех левых. Нет соответственно и партийной дисциплины, отчётности. В этом закипающем бульоне все варятся как придётся, действуя на свой страх и риск. Наш фильм был экспериментом, с прицелом на определённую аудиторию, и подача была выбрана соответствующая неслучайно. Дело сделано, со всеми своими сильными и слабыми сторонами фильм поставил ряд важных вопросов. Если кто-то копнёт эту тему глубже, компетентнее, мы будем только рады. Вообще, было бы очень здорово, если бы компетентные учёные, социологи, психологи, педагоги, демографы, медики, политологи, экономисты собрались вместе и со всеми выкладками дали реальную картину состояния нашей страны и её перспектив.
Со многими конструктивными критическими замечаниями в наш адрес мы полностью согласны. Учтём их на будущее. Кстати, студия открыта для сотрудничества – если у Вас есть интересные идеи для роликов и опыт сценариста, предлагайте идеи, тексты, участвуйте в нашей работе (все Ваши авторские права будут соблюдены, обязательно укажем Вас как автора или соавтора). Мы готовы! Больше отвечать на критику фильма «Никто ослепил меня» не будем. Завтра днём будут опубликованы возможные темы для новых фильмов студии. Начнётся голосование. Вы также сможете предложить в комментариях и свою тему. Спасибо за внимание!