Трансформация менеджмента, как инструмента эффективного управления экономическими системами (ЧАСТЬ III)
(Для более полного понимания сути статьи рекомендуется прочитать Часть II от 06-04-2019).
Исходя из анализа предыдущих частей работы, опираясь на иные мировоззренческие концептуальные установки, предлагается новая концепция формирования командных структур, основанных на другой культуре мышления [5, c 64-66].
Для понимания предлагаемой парадигмы новой командной работы сотрудников организации, необходимо сместить акценты с чисто экономического понимания проблемы командного управления в плоскость мировоззренческую основанную на философско-историческом и социолого-экономическом миропонимании происходящих процессов в русском обществе. Необходимо, прежде всего, отметить, что в генетическом коде цивилизации Русь, между людьми, в процессе исторического развития начиная с родоплеменного строя, особенно до ее христианизации, всегда присутствовали общинные (коллективистские) отношения. Это и неоднократно подтверждалось различными историческими событиями, такими как решение общенародных вопросов на новгородском вече при польской интервенции (великая смута 1612 года), осознанно созданные партизанские отряды крестьян в период наполеоновской войны 1812 года, и т.д. Она так же явственно проявилась и во времена перехода России от капитализма (конечно по сравнению с Европой того времени, он был слабо развит в России) к новой форме жизнеустройства – социализму. В этот период, особенно в период руководства И.В. Сталина, рядовой житель чувствовал себя (хотя часто это было и номинально) хозяином своей жизни и мог при желании реализовать свои генетически заложенные возможности. Одно то обстоятельство, что за короткое время удалось победить безграмотность и дать людям достойное образование говорит о многом. Сейчас даже в самых развитых капиталистических странах, например США до 29%, безграмотного населения, не умеющего ни читать, не писать.
Еще одним существенным мировоззренческим признаком русского народа помимо общинности, является его отношение к пониманию смысла жизни на земле. Как бы современное русское общество, особенно молодежь, не была пропитана либерально-демократической пропагандой западного образа жизни, большинство ее граждан кто осознанно, кто на бессознательном уровне психики, хочет жить по правде, по справедливости. А что такое жить по справедливости? Все толковые словари определяют понятие справедливость в философско-социальном ключе, как соотношение правовых и экономических процессов. В правовом аспекте это соотношение совершенного деяния его правовой оценке, а также возможности избираться на любые уровни управления исходя из принципа равенства возможностей. В экономическом аспекте, это выражается, в равном распределении материальных благ, среди всех нуждающихся, для комфортного их проживания и развития. По сути это можно принять как правильное толкование. Однако не учтен философско-религиозный вопрос. А именно он и является тем опорным моментом, который даст нам ответ на возможность построения в недалеком будущем эффективной командной культуры мышления, способной целенаправленно развивать государство и экономику страны.
Если рассматривать категорию справедливости с позиции нравственности и совести то можно утверждать, что она, по своей сути, есть понятие метафизическое. Иными словами у неё нет эквивалента равенства, способной выразиться в материальном или правовом инварианте прейскуранта. Как говорят чувство справедливости это понятие надмирное, опирающееся на высшие идеалы, которые человек соотносит со своим религиозным чувством. А если это так, то все священные писания, если отбросить все наслоения и исправления, говорят об одном и том же. А именно как построить рай на земле! («...да будет воля Твоя и на Земле, как на Небе» (Евангелие, Мт. 6:10), «...и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает ободренное и удерживает от неодобряемого. Эти – счастливы» (Коран, 3.100).
Очень важно в этом контексте понять роль каждой отдельной личности в большом глобальном историческом процессе. А данную параллель можно провести, если рассмотреть этот вопрос в разрезе физиологии человека. Если вспомнить школьный курс «анатомия человека», то мы знаем, что у каждого индивидуума, есть отличия одного от другого. А именно, при вешней физиологической схожести, у каждого разные отпечатки пальцев, раковины ушей, сетчатки глаза, кончики носа и т.д.
Это говорит о том, раз при одинаковой физиологии мы «качественно» отличны друг от друга, а это влияет на функцию не только внутренних органов. Самое главное данное обстоятельство оказывает на интеллектуальную деятельность мозга человека. Отсюда вывод, что у каждого человека есть своя определенная (богом) миссия на Земле, для своего личностного вклада в общий ход вещей. Иными словами в каждом из нас заложена на генетическом подсознательном уровне, способность делать что-то немного лучше, чем другие в какой-либо области деятельности, существующей или в совершенно новой, неизученной. И главная задача человека на земле в течение своей жизни, или земного биологического жизненного цикла, выявить эти заложенные возможности и расширить или изменить существующие знания (улучшить жизнь всех человеков по справедливости).
Если подходить с такой мировоззренческой позиции к вопросу социальной справедливости, то вытекает вполне очевидный закономерный ответ: Исходя из равноценного вклада каждым человеком согласно своей нравственности и совести в ход развитие глобального исторического процесса (будь-то по призванию дворник, рабочий, инженер, менеджер, директор, губернатор, депутат, президент), распределение и получение финансовых (денежных), материальных, культурных, общественных благ должно быть справедливо соразмерным (в идеальном варианте одинаковым), и отличаться только инфраструктурной составляющей (местом деятельности).
А теперь зададимся вопросом, способна ли существующая социально-экономическая модель Запада, Востока, России-Руси, дать возможность такому развитию личности? Ответ очевиден! Конечно, нет! Более того, делается все, чтобы человек даже не задумывался об этих вещах, а всю свою жизненную энергию направлял на то, что бы хоть как-то устроиться и облегчить свое существование.
Исходя из изученного нами религиозно-философско-исторического и социально-экономического исследовательского контекста [6-8], при создании условий для развития личностного потенциала, рассмотрим основные предпосылки создания нового подхода построения эффективной командной культуры мышления, любой организационной системы.
Однако в рамках рассматриваемой темы, необходимость формирования командной культуры мышления, будет в первую очередь обусловлена состоянием экономики. Существующие экономические модели не обеспечивают (да они и не призваны) комфортного существования всей части населения государства. Необходимо переустраивать экономические механизмы производства и распределения, материальных благ по-другому, а именно на основе экономики нового типа – человекономике. Нами лишь предлагается видение этого направления и, с позиции имеющегося мировоззрения, дается определение данного термина.
«Человекономика – это такой вид хозяйственно-экономического, и нравственно-социального устройства общества, при котором каждый индивидуум гарантировано, в течение своей жизни становится человеком (в среднем к 14-15 годам) раскрывает свои генетически заложенные возможности, и реализовывает свой творческий потенциал развития для достижения рая на земле и выполнение им своей миссии (смысла жизни)».
Здесь очень важно создание структуры педагогических и образовательных институтов формирующих человеческий тип строя психики [4, с 18], гражданина общества к моменту его половозрастного созревания.
Исходя из этого, среди первых условий возникновения данной культуры командного мышления, следует считать, изменения в следующих областях:
1. Осуществление перевода системы образования в связи с достижением
науки и техники, инновационных прорывов в области машиностроения, робототехники, и т.д., на одноуровневый стандарт образования – высшее образование, объединяя училища специально-технической подготовки и ВУЗы в единый образовательный комплекс. Иными словами любой специалист – это человек с высшим образованием и необходимым набором профессиональных компетенций и широким мировоззренческо-теоретическим уровнем подготовки;
2. Формирование такой социально-экономической политики государства, при которой каждому гражданину предоставлялась бы возможность, реализовать в течение своей жизни, генетически заложенные в нем возможности. Для этого необходимо выполнить следующие мероприятия:
- реформирование кредитно-финансовой системы страны основанной на ссудном проценте, позволяющем не прибегая к большим усилиям, перетекать в процессе кредитно-денежных манипуляций, механизмами регулирования фондовыми и товарными биржами, регулированием ценовой политикой потребительских цен и т.д., финансовым средствам от большинства населения 80% в карманы (депозиты) крупному капиталу (банки, олигархические кланы);
- перевод экономики страны с рыночных механизмов управления к человекономике, основанной на справедливой системе производства и распределении материальных благ с учетом равноценной системой оплаты труда (творчества);
- смена акцента приоритетности эффективности вложения инвестиций с существующей: региональная – социальная - коммерческая (на практике: коммерческая – региональная – социальная), на другой приоритет: социальная (уровень заработной платы по региону соответствует паритету цен на продукты питания + возможность приобретать предметы для комфортного существования граждан + возможность для развития населения в плане повышения своего культурного уровня и возможности без особых финансовых затруднений приобретать жилье) – региональная (налоги, идущие на развитие инфраструктуры региона) - коммерческая (фиксированная рентабельность запущенного производства позволяющего эффективно ему развиваться, без ориентации на максимизацию прибыли).
- формирования в обществе идеологии добронравия и человеколюбия, основанной на концепции сущности понимания смысла жизни на земле и предназначении человека как соработника бога (а не раба божьего), и от его имени, творящего в согласии с биосферой и заботящегося о своих потомках;
- осуществление территориального деления РФ не по национальному признаку (это мина замедленного действия), а по экономико-географическому. При этом главный принцип, это способность данной территории к автономному (в лучшем случае) социально-экономическому существованию, либо в способности к большему обеспечению населению данной территории всеми необходимыми товарами и услугами;
- выстраивание системы государственного, политического, экономического управления, позволяющую каждому гражданину занимать любую государственную (на первом этапе) и негосударственную должность (уровень управления) на основании выработанной методики отбора кандидатов исключительно на основании необходимых, в первую очередь, личностных философско-мировоззренеских знаний, далее профессиональных навыков, умений, компетенции.
Причем формирование организационной структуры управления должно опираться на одноуровневый принцип коммуникационных связей, полномочий и ответственности, на основе командной культуры мышления.
Приоритетность при выборе лидера – это способность понимания всех производственно-технологических и управленческих процессов в контексте и совокупности, взаимовложенности объективных жизненных и природных тенденций, соотносящихся с божьим водительством [10, с 98].
Отсюда основным проходным критерием при выборе кандидата лидера следует считать – способность индивидуума принимать решения основываясь на нравственности и совести, опираясь на интуитивно-прозренческие внутренние установки, согласно мере понимания замысла божьего промысла.
На примере микроэкономики отметим, как данные предпосылки приведут к улучшению функционирования менеджмента команды. При этом будем опираться на «эгрегориально-матричный подход, опирающийся на основу коллективной психики, в которой выражается человеческий тип строя психики, множества личностей которого обеспечивается построением внутренне ненапряженных систем общественной деятельности, работающих на основе свободной воли всех в нее входящих».
Приведем лишь основные составляющие формирования менеджмента командной культуры мышления, при человекономике:
- набор персонала на предприятие осуществляется не на основе требований компетентностных показателей штатного расписания, а из желания человека функционировать в данной области, при наличии необходимой профессиональной подготовки, которую он выбрал исходя из генетически заложенных в нем возможностей и своего творческого потенциала развития;
- вся система управления предприятием построена на одноуровневом принципе формирование командной деятельности (творчества), основанной на процедуре выбора лидера открытым голосованием и внутренне нравственном справедливом выборе принятым каждым участником, опирающимся на интуитивно-рациональный метод принятия решения ;
- отсутствует, какая либо строго фиксированная структура управления предприятием. Она состоит только из команд по направлению функционирования деятельности (производственное направление, функциональное направление и т.д.), где в каждой команде есть лидер, выбранный исключительно по решению членов команды, осуществляющий выбор командного решения, соотнося его с нравственно-чувственно-интуитивным и интуитивно-прозренческими внутренними установками, согласно мере понимания замысла божьего промысла;
- на предприятии при общекомандной системе построения управления отсутствуют понятие формальная и неформальная структуры, все объединено в одно понятие командная культура мышления;
- каждый член команды имеет возможность по своему желанию и здравому рассудку, опираясь на свои интеллектуальные возможности, перемещаться свободно из одной команды в другую, вплоть до главного лидера, если ему окажут общекомандное одобрения все ее члены. Это не только не возбраняется, а поощряется, только в том случае, если человек по своему нравственно обусловленному состоянию, по мнению членов команды наиболее чутко и правильное соотносит все свои действия и принятые решения, для построения рая на земле;
- по мере необходимости, в случаях возникновения новых изменений во внутренней и внешней среде предприятия, формируется новая команда либо для устранения проблемы, либо для получения новой возможности дальнейшего развития. В случае выполнения командной своей задачи, она или расформировывается для сохранения ресурсов, или ее члены переходят в другие, или перед ней ставятся другие цели и задачи;
- в данной постановке вопроса формирования эффективной командной культуры мышления, полностью решается вопрос (он даже не затрагивается) мотивационной составляющей, поскольку каждый член команды – самомотивирован изначально, исходя из своей мировоззренческой позиции смысла жизни;
- любая командная (проектная) инициатива по поводу внедрения новшества (товара, услуги), принимается на рассмотрение и при ее одобрении исходя из приоритетности достижения существующих целей, вставляется в очередность ее воплощения в реальность.
В заключение хочется отметить, что для достижения такого командного эффекта необходимо проводить единовременно большой комплекс государственных мероприятий в социальной, экономической, политической сферах. Но прежде всего, осуществить целенаправленное информирования и обучение, во всей цепочки образовательной и педагогической сферы начиная со школьного образования, базовым мировоззренческим понятиям для формирования человеческого типа строя психики основанной на личной диктатуре совести и нравственно-этическом принципе поведения человека в обществе.
Список литературы
4. Ефимов В. Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. - СПб.: ИГ «Весь», 2011. - 400 с.
5. Novosadov S.A., Burtseva Т.А., Repetskaia N.V., Nоvikov S.V. Prospects for the formation of team culture of thinking in the new paradigm of social and economic society development//Journal of Applied Economic Sciences - JAES Issue 7(53) [Electronic journal]. URL: http://cesmaa.org/Extras/JAESCurrent -2017.
6. Maximov, D.A. and Khalikov, M.A. 2016. Prospects of institutional approach to production corporation assets assessment. Actual Problems of Economics, 183(9): 16-25.Volume XII, Issue 7 (53), Winter 2017
7. Mayorova, N.V., Barkalov S.A., Polovinkina A.I., and Polovinkin I.S. 2011. Sociology of management: Studyguide. Voronezh: Scientific Book.
8. McGregor, D. 1960. The Human Side of Enterprise. New York: McGraw-Hill.
9. Mcintosh-Fletcher, D. 1996. Teaming by Design: Real Team for Real People. New York: VcGraw-Hill.
10. Novosadov, S.A. 2013. Basic principles of the conceptual theory of fundamental development and management of the new type economy: Monograph. Moskow: RSSU Publishing House.