Осенью прошлого года была высказана идея о переименовании 47 крупнейших российских аэропортов с присвоением им имён известных исторических личностей. С завидной для всех наших остросоциальных проблем скоростью этот проект был организован и проведён в виде конкурса под названием «Великие Имена России» Министерством культуры совместно с РПЦ в кратчайшие сроки. Информационное поле было забито, среди населения вскрылось множество конфликтов, но что это дало народу и гражданской авиации? Попробуем разобраться со значением подобных инициатив на примере этого проекта.
«Средства у нас есть. У нас ума не хватает. Говорил я этому охотнику — купи себе валенки. А он что?
―Что он?
―Пошёл, кеды купил. Они, говорят, красивее».
Цитата из мультфильма «Трое из Простоквашино»
Осенью 2018 года в России предложили срочно поменять названия воздушных гаваней в 45-ти городах. Аргументы инициаторов кампании не выдерживают критики. Зачем вдруг понадобилось присваивать чьи-то имена аэропортам с уже существующими названиями — непонятно. Население от этой идеи осталось не в восторге. А предоставленный список имён устроил далеко не всех граждан. Большинство комментаторов считает голосование за «Великие имена России» скорее вредной затеей: если действительно произойдет переименование, оно потребует больших средств, сам вброс темы — «информационный белый шум», попытка сменить негативную повестку и игра в «народовластие».
Если считать за старт кампании первое публичное выступление Мединского и митрополита Псковского и Порховского, председателя патриаршего совета по культуре Тихона (Шевкунова), то получается очень лихо: за два месяца в 45 крупных городах России предлагалось взять и поменять давно привычные названия воздушных гаваней. Во-первых, что за спешка такая? Почему надо и за два месяца решить такой сложный вопрос? Во-вторых, нельзя не вернуться к главному вопросу: зачем? При этом в Интернете масса публикаций на тему, почему именно так планируют назвать какой-либо аэропорт, почему именно в честь определённого лица, а не так, как того желают многие, то есть ставится на рассмотрение частный вопрос, а не вопрос общего характера. При этом мало кто задаётся вполне адекватным вопросом: почему и зачем проводится такой конкурс? И зачем надо уничтожать хорошие, устоявшиеся и звучные имена (например, Пулково или Шереметьево), заменяя их фамилиями? А тут ведь к тому же для большой части общества фамилии могут быть весьма сомнительные.
Первым с идеей переименования аэропортов выступил министр культуры Владимир Мединский. На круглом столе в Общественной палате РФ 4 октября он предложил переименовать аэропорты Кольцово и Большое Савино. Спустя 96 лет развития гражданской авиации в России оказалось, что люди не могут запомнить названия воздушных гаваней страны. В частности «никто не может вспомнить, как сейчас называются аэропорты в Перми и Екатеринбурге». Кто эти загадочные «никто» и зачем им нужно вспоминать, как называются аэропорты в уральских городах, — осталось без ответа.
Зато Мединский сразу предложил свой вариант названия аэропорта для Перми или Екатеринбурга — имени Татищева. Василий Татищев был видным историческим деятелем и много сделал для Урала, но едва ли он широко известен обычным людям в России или за её пределами, чтобы «аэропорт имени Татищева» вспоминался ими легче, чем «аэропорт Кольцово» или «аэропорт Большое Савино». В итоге выяснилось, что уральцы не могут вспомнить фамилию самого министра культуры и предложили на конкурс свои, часто непригодные к печати варианты. Однако вскоре выяснилось, что всё это вовсе не личная блажь Мединского: идея о переименовании исходит свыше, от митрополита Тихона Шевкунова.
Аэропорт «Бесовец»(Карелия, Петрозаводск) на самом деле выглядит вполне благообразно
По мнению влиятельного священнослужителя, у воронежского аэропорта «слишком лихое название «Бесовец». И ряд других претензий, одна субъективнее другой, например: какой смысл называть аэропорты в честь давно несуществующих деревень? Иллюстрируя свою мысль, митрополит со столичным снобизмом перепутал Воронеж и Петрозаводск: «Бесовец» — это название аэропорта в столице Карелии, название перешло от деревни, на территории которой он построен.
Аэропорт «Чертовицкое» (Воронеж)
А международный аэропорт в Воронеже называется «Чертовицкое» — также по названию местности. Может быть, на вкус Шевкунова и Мединского эти названия и кажутся неприятными и странными, но едва ли так думают жители упомянутых городов. Для кого-то дом начинается в Домодедово, для кого-то в Чертовицком — и это как фамилия, над которой неприлично смеяться. Ещё слабее аргумент об удобстве для иностранных туристов. Во-первых, иностранцам что Пулково, что имени Пушкина, лишь бы не очень длинно и сложно для произношения в латинской транскрипции. При этом летят они в любом случае в Москву, Петербург или Челябинск, а не во Внуково, Пулково или Баландино. По названию городов, как правило, также осуществляется и поиск билетов при бронировании. Проект по переименованию трудно запоминаемых для иностранных туристов имён российских городов даже если звучит несколько более абсурдно, но всё же несёт в себе столь же глубокий смысл как и в случае с аэропортами.
Митрополит Тихон (Шевкунов)
Несмотря на то, что на местах инициатива Мединского и Шевкунова вызвала недоумение даже во вполне лояльной среде, механизм кампанейщины и маховик СМИ были запущены на всю мощь. Спустя считанные дни после вброса идеи под её реализацию уже был запущен целый сайт со списком причастных организаций — Общественная палата РФ, Общество русской словесности, Русское географическое общество, Русское историческое общество и Военно-историческое общество.
Темп операции ошеломляет: с 11 по 21 октября регионы должны внести свои предложения, 22−28 октября будут составлены лонг-листы, 29 октября — 7 ноября — шорт-листы, а с 8 по 30 ноября пройдет финальное голосование и 5 декабря объявят победителя. Но кому-то же это выгодно.
Заметки на полях.
Как говорится, а ларчик открывается просто. Вероятно господин Шевкунов заботится о вполне материальных вещах. Тут достаточно процитировать РИА «Новости»:
«При этом он отметил, что фасады аэропортов и их внутренний дизайн будут оформлены с отсылкой к выбранному… персонажу… Появятся экраны, на которых будет рассказано об этом человеке, о его вкладе в историю России».
Выбор названия в интернете может ничего и не стоит, а вот новое дизайнерское оформление, экраны, панели и так далее — это уже вполне понятные заказы, контракты и большие деньги. За чей счёт будет весь исторический карнавал — понять не сложно: аэропорты заплатят дизайнерам и поставщикам оборудования за навязанный им Шевкуновым ребрендинг (это — комплекс мероприятий по изменению бренда, либо его составляющих: названия, логотипа, визуального оформления бренда с изменением позиционирования, изменение целостной идеологии бренда), а потом повысят стоимость обслуживания самолётов, а значит, авиакомпании повысят стоимость билета. В практическом смысле это будет единственный результат всей операции для жителей России и отрасли гражданской авиации..
Стоит подчеркнуть, что ранее именно митрополит Тихон уже «пробил» строительство в городах страны парков «Россия — моя история» за счёт бюджетных средств.
Но в идее данного конкурса есть и идеологический подтекст политики, проводимой постсоветской властью: постепенное стремление искоренить в обществе что-либо напоминающее советское прошлое. Некоторые примеры бездумного переименования советских наименований будут приведены ниже.
Зачем?
Господина Шевкунов ссылается на некую мировую традицию называть аэропорты в честь различных деятелей — например, аэропорт Баку носит имя Гейдара Алиева. Так себе пример для вдохновения, впрочем, как и все прочие, связанные с именами политиков XX века.
Между тем достаточно взглянуть на списки аэропортов мира, чтобы убедиться — никакой универсальной традиции не существует, в каждой стране традиции свои, и в России они тоже есть — называть аэропорты по имени населённых пунктов, рядом с которыми или на месте которых они расположены, или просто по названию местности.
Более того, вопреки заверениям инициаторов, именно эта традиция как раз вполне распространена по миру: аэропорт Стокгольма называется Арланда, аэропорт Хельсинки — Вантаа, аэропорт Осло — Гардермуэн, аэропорт Амстердама — Схипхол, аэропорт Мадрида — Баррахас, аэропорт Барселоны — Эль-Прат, аэропорт Вены — Швехат, ну и так далее: Гатвик, Хитроу, Шёнефельд. И даже в Париже есть не только упомянутый на сайте аэропорт имени Шарля де Голля, но ещё и аэропорт Орли — имени коммуны Орли.
И эта традиция не только европейская: аэропорты Токио называются Нарита и Ханэда, Бангкока — Суварнабхуми и Донмыанг, аэропорт Шанхая — Пудун. Во всех случаях это тоже названия поселений, а не имена людей. Наконец, самая распостранённая мировая традиция — просто называть аэропорт по названию города, рядом с которым он расположен. Например, крупнейший европейский аэропорт во Франкфурте-на-Майне так и называется — аэропорт Франкфурта-на-Майне, ничьих имён он не носит.
Волна негодования пошла по интернету почти из всех упомянутых на сайте городов, так что митрополит Тихон уже поспешил подстелить соломки:
«Мы ни в коем случае не предлагаем упразднить эти названия. Они остаются параллельно. В том числе остаются и на авиационных лоциях. Поэтому каких-то больших средств на переименования совершенно не понадобится».
То есть в практическом смысле Шевкунов предлагает к каждому условному российскому «Фьюмичино» добавить российское же «имени Леонардо да Винчи».
Спасибо, конечно, но тогда заявленный просветительский смысл переименования улетучивается окончательно: в лоциях и документах обычно указывается код аэропорта, который во многих случаях не менялся с советских времен. Аэропорт Екатеринбурга «Кольцово» так и живёт со свердловским кодом SVX, а казахстанский Атырау — с кодом GUW, потому что раньше город назывался Гурьев. То есть аэропорт остаётся со старым кодом и привычным названием, к которому зачем-то добавляется чьё-то имя — якобы для повышения уровня осведомленности о русской истории и культуре у туристов. Ничего не упустили?
Российская власть должна держать свой народ
в состоянии постоянного изумления.
М.Е.Салтыков-Щедрин
То, что мы описали выше, представляет собой верхушку айсберга, в основе которой — внутренняя политика администрации президента, отзвуки которой нашли отражение в этом конкурсе. Отдельная и самая, пожалуй, грустная тема — это то, какие имена получат аэропорты России в условиях насаждаемого ретроградства (это — склонность противостоять всему передовому, прогрессивному; придерживаться отсталых, реакционных взглядов; стремиться возвратиться к прежнему порядку вещей, восстановить прежний порядок дел) и игр в «методологию».
Яркое тому свидетельство — проводимые администрацией президента под кураторством Сергея Кириенко конкурсы «Лидеры России». Победитель конкурса задержанный за хищение 1,3 млрд рублей Евгений Покушалов — живой пример того, какие в России есть «лидеры».
Как мы уже писали ранее в статье «Игры в «методологию» или под чью дудку танцуют «технократы»?» Сергей Кириенко имеет отношение к двум родственным и возникшим практически в одно и то же время течения — саентологии (разрабатываемой в США) и «методологии» Георгия Щедровицкого (известного в узких кругах как «ГП»), а фактически псевдометодологии (подброшенной в СССР из США). Более детально об этом можно прочитать в указанной статье. О конкурсах «Лидеры России» читайте наши статьи «Алло! А ищем ли мы кадры?» и «Смогут ли «Лидеры России» предотвратить акты, подобные керченскому, и решить проблемы страны?»
Заметки на полях. Как менялись советские названия.
Давайте вспомним лишь некоторые примеры действий нашей власти в постсоветское время по переименованию советских названий.
- 6 сентября 1991 года город Ленинград был переименован в Санкт-Петербург.
https://paperpaper.ru/kak-27-let-nazad-leningrad-pereimenoval/
В городе эта идея, конечно, не была принята однозначно. Да и результат опроса (от референдума опрос ничем не отличался, но у региональных властей не было полномочий проводить референдум) об этом говорит: «за» проголосовали 54 %, да и был ли результат таким, сейчас сказать сложно. Следовательно, не учли мнение жителей города. Возможно, тех людей, для которых название «Ленинград» крепко связано с памятью, в том числе, с блокадой. Но ведь мы по-прежнему называем это блокадой Ленинграда — никто никогда не напишет, что это была блокада Петербурга. Вот так одним росчерком пера в бытность мэра Анатолия Собчака была славная история города. Да, при этом область — Ленинградская. Во такая словесная казуистика.
- Милицию в полицию
«Переименование милиции в полицию — вещь смысловая. Это переход от советской системы к современной, честной и дееспособной», — считал глава государства Дмитрий Медведев в августе 2010 года. [ 4 ]
Милицию Медведев считал советским пережитком. В представлении Медведева советские органы правопорядка репрессивны и абсолютно неэффективны. Собственно, считал Медведев, все проблемы с милицией в его период правления во многом связаны с советским наследием, которое необходимо искоренять. В ходе реформы потратили огромные государственные средства и сократили состав полиции на 22%. Министр МВД Владимир Колокольцев впоследствии отмечал, что никаких особо положительных результатов реформа не дала. Если брать опросы тех лет, то 63% россиян были уверены, что реформа не изменит буквально ничего. Так и вышло. Реформа, по сути, представляла собой очередное антисоветские выступление и по эффективности была примерно как лозунги об «инновациях» и «модернизации».
А в чём суть переименования милиции в полицию, наглядно говорит эпизод из фильма «МУР есть МУР» (2004).
И таких примеров, когда после развала СССР новая либеральная власть стала массово менять советские названия и наименования, очень много. Каждый может привести такие примеры.
Многие известные люди уже не выдерживают такого градуса абсурдности. У актёра и режиссёра Олега Басилашвили следующая точка зрения на объявленное народное голосование:
«На мой взгляд, у России сейчас не самое простое экономическое положение, чтобы осуществлять такие проекты. Ведь любое переименование связано с большими затратами. Всё-таки не шутка — дать сорока пяти аэропортам новые имена… К тому же надо тщательно следить за тем, чтобы это были имена действительно достойных людей, а не пиар в угоду моде.
Я тем не менее тоже готов внести своё предложение: какое достойное имя можно было бы дать аэропорту «Пулково» в Санкт-Петербурге — городе, в котором я живу. Безусловно, Пулково — это и Пулковские высоты, неразрывно связанные с историей Великой Отечественной войны, с героической защитой Ленинграда, тут же находится Пулковская обсерватория, а значит, есть и связь с наукой. Но я бы предложил дать этой воздушной гавани имя основателя Санкт-Петербурга — Петра Первого».
А вот мнение депутата ЗАКСа Санкт-Петербурга Бориса Вишневского:
«Когда вы научитесь не поддаваться на разводки? Очень хочется употребить не парламентское выражение. И не одно. Тема дня: как бы «доименовать» аэропорты? Граждане, вы понимаете, что вас «разводят»? Да какие к ч…й матери «доименование» аэропортов? Нам делать больше нечего? Больше нет проблем в стране? И в авиации, кстати? Не хватает рейсов, не хватает лоукостеров, непрерывно растут цены на билеты, пресловутая «Победа» дерёт деньги за всё, включая выбор места, а теперь ещё хочет брать их за регистрацию на рейс, кофе в аэропорту втрое дороже, чем в городе (при том, что в какой-нибудь Финляндии нет ничего подобного), цены на парковку у аэропортов заоблачные — а народ радостно кидается обсуждать, как этот аэропорт назвать! Да отстаньте вы вообще от названий — меня лично название питерского аэропорта «Пулково» вполне устраивает, и не только меня, судя по опросам, при чём тут Александр Невский?… Лекарства от рака, которых якобы «нет», обнаруживаются просроченными и в огромном количестве на складе. Питерский суд приговаривает к уничтожению Пулковскую обсерваторию, разрешая около неё строительство элитного жилья, которое сделает невозможным астрономические наблюдения… Продолжайте до посинения обсуждать названия аэропортов. Имени Пушкина или имени Ломоносова?»
А теперь некоторые выводы о том, что нужно знать о конкурсе «Великие имена России», итоги которого подвели 4 декабря на канале «Россия1» , при этом заострить внимание на некоторые детали его итогов.
Но, если б ты умом раскинул,
Забыв жену и самовар,
Со страху ты бы рот разинул
И сел бы прямо на тротуар
А. Блок «Возмездие»
Народное ли это голосование, когда всего лишь 4% населения выбирают имя для аэропортов миллионных городов? Народное голосование — совсем другое. И если голосование всё-таки было народное,то каким образом в России не победили Суворов, Иван Грозный, Сталин, Достоевский? Которые всегда впереди в опросах, в которых участвует большой процент населения… Или так надо было?
Во-первых, в большинстве случаев все международные аэропорты — это «международный аэропорт (город) имени (имя)», а не «название аэропорта + имя человека».
Вторая особенность — наш великий и могучий русский язык. С точки зрения русского языка конструкция «название аэропорта + имя» кажется, мягко говоря, непривычной, потому что название аэропорта — это имя аэропорта, то есть конструкция представляет собой «имя + имя». Здесь часто приводят такой пример: УрФУ имени Бориса Ельцина, но УрФУ — это не имя собственное. А Кольцово — имя собственное.
И «Кольцово имени кого-то» — это «Вася имени Пети», «Москва имени Питера», «Путин имени Владимира». Но мы, конечно и не такие препятствия преодолевали. Немного больше абсурда в нашей жизни кажется уже никто не заметит.
Третья проблема — стилистическая. Нет в русском языке понятия «донаименование», как это пишет пресса. Хотя преподносится это именно как доименование, но ни в одном толковом словаре русского языка мы не нашли толкование данного слова.
По мнению многих людей — это просто безвкусица. Названия аэропортов и, особенно ведущих, возникли вполне естественно и давно стали визитной карточкой СССР, а после и России, и ничего выдумывать искусственно вместо исторических названий: Шереметьево, Пулково, Внуково не нужно.
И какова же стоимость работ по присвоению нового имени аэропорту? Понятно, что точную цифру назвать сейчас не сможет никто. В открытом доступе при упоминании о переименовании одного аэропорта эксперты указывают среднюю сумму — от 45 млн рублей. И это самые оптимистичные расчёты, которые не учитывают многих нюансов. Причина такого большого бюджета кроется в том, что помимо новых инсталляций и материалов, нужно будет переделывать все элементы, где присутствует текущее название аэропорта. То есть всё, от визитки и одежды персонала до парадных вывесок и указателей.
Но пожалуй главное, что касается данной отрасли. Помимо прочего данный проект замыливает и отвлекает внимание вместе с ресурсами от действительно серьёзных проблем в гражданской авиации:
Но для правительства сейчас — главное фасады.
Преступление по разрушению транспортной сети страны на примере аэропорта Воронежа
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?..
Владимир Маяковский
Так, в данном случае, происходит и с переименованием (доименованием и т.д.) аэропортов страны. Если его проводят, то этому есть «причины». Вполне возможно, что реальные инициаторы (а идея, безусловно, принадлежит администрации президента и конкретно страстному поклоннику различных стратегических игр и конкурсов — Сергею Кириенко) таким образом пытаются решить сразу несколько задач.
Не имеет значение, хотят этого организаторы конкурса или нет, но этот проект, как и подобные ему также:
Что в общем заставляет задуматься о реальных целях и принадлежности правительства, которое поддерживает реализацию подобных проектов.
У недавно скончавшегося писателя Владимира Войновича было произведение «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». В этом произведении был момент, когда в городе наступает чёрт знает что: наступают немцы, власть сбежала, органы безопасности арестованы самим Чонкиным, в городе ходят самые разные слухи. И на этом фоне местная газета, чтобы отвлечь население, запускает дискуссию: правильно ли целовать дамам ручки? Идёт активная дискуссия, все обсуждают, спорят. Народ занят, не обращает внимания на те ужасы, что творятся вокруг.
Аэропорт поселка Сеймчан в Магаданской области России имеет славную историю. Он был построен в 1942 году, чтобы стать одной из промежуточных точек для перегонки американских самолетов в СССР по программе ленд-лиза, когда США помогало нашей стране товарами и вооружением.
6 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе прямой конференции со СМИ сказал:
«Что можно сказать… Мозги надо включать, когда ты облечён властью. И, к сожалению, не у всех это получается. Но, наверное, мне бы не хотелось бы обижать государственных служащих — в хорошем смысле этого слова, целиком. У нас миллион человек в стране состоит на госслужбе, две трети — это федеральные и региональные и одна треть — муниципальные госслужащие. Что бы там ни думали, ни говорили, по большей части это преданные своему делу, ответственные, хорошие люди. Но есть, конечно, и другие люди. Тех, кто плохо себя ведёт, надо привлекать к ответственности».
Так не пора ли самой власти включать мозги, как это декларирует Дмитрий Медведев, и не заполнять информационное пространство разными псевдонародными мероприятиями?