На досуге раздумывал о качестве общения сторонников КОБ и о причинах непонимания между людьми. Поэтому решил изложить видение «эволюции» человека начавшего освоение КОБ. Надеюсь это поможет нам понять, есть ли общность в процессе освоения знаний, а также увидеть свои изъяны. Примерно по той же логике можно проанализировать посты, видео и различные статьи. Всего предлагаю обсудить 7 последовательных этапов и 1 сквозной.
Этап 1 Знакомство с материалами КОБ. На этой стадии человек впервые сталкивается с концепцией. Чаще всего это происходит со знакомства с видео материалами, также попадаются книги, статьи/записки в интернете, реже после очного знакомства со сторонником КОБ.
Этап 1 Органичное развитие. Последовательное знакомство с книгами либо тематическими записками, с параллельным просмотром видео роликов Петрова/Зазнобина/Величко/Пякина. Выход на теоретический первоисточник ДОТУ и попытка внимательного прочтения книги. Не исключено применения ДОТУ в профессиональной деятельности (оценка бизнес-процессов предприятия)
Этап 1 Отклонения. Частичное знакомство с самыми эмоционально сильными материалами (видео лекции Петрова/Ефимова) с отказом от освоения толстых книг из-за их «сложности» или других причин. «Офигевание» от происходящего вокруг и фанатичным погружением в конкретную область (к примеру, резкий переход в сыроедение). На этом этапе у «концептуала» с отклонениями происходит разделение людей на этих и тех, окружающие видятся ему той самой толпой, которая ничего не понимает, а к прозревшим он причисляет себя и тем самым возвышается в своих глазах.
Этап 1 Заключение. На данной стадии «концептуал» еще токсичен для окружающих, хотя степень токсичности зависит от зрелости развития на момент освоения КОБ. Пелена спала с его глаз и ему предстоит многое переосмыслить. В суждениях категоричен, смотрит на мир несколько пессимистично.
Этап 2 Внутреннее преображение. Органичное развитие. Человек понимает, что так жить нельзя. Начинается усиленная работа над собой. Эту деятельность условно можно поделить на 3 направления: физическое здоровье, воля и характер, миропонимание и психика. Данный этап достаточно продолжительный по времени и может занимать 3-4 года, хотя окончательно не завершается никогда, тем не менее, сильные подвижки происходят именно в первые несколько лет. Решаются вопросы абсолютной трезвости, адекватного питания, больше времени уделяется природе (фитнес может заменяться деревней), меняются отношения в семье, воспитание детей становиться более осознанным. Серьезная работа проводиться над силой воли, появляются стратегические цели, проводиться самоанализ поведения в разных ситуациях по типу строя психики. Меняется мировоззрение, мышление проходит эволюцию по линии (не знал – узнал --- надо менять жизнь ---- кругом враги, воюем ------ созидаем и перехватываем). Ближе к завершению активного периода внутренних преобразований «концептуала» начинает «распирать» от освоенных знаний, у него появляется устойчивое желание системно донести до окружающих важную информацию, задумывается о конкретных способах изменения окружающей действительности. Может искать/создавать структуры для осуществления такой деятельности.
Этап 2 Внутреннее преображение. Отклонения. Как правила отклонения на этом этапе выражаются в фанатизме, человек с головой погружается в новое, вплоть до вреда здоровью. Любит указывать окружающим насколько ужасно делать то, что сам делал 2 месяца назад. Может «пропасть» в религиозных движениях. Нередки случаи полного отрицания, например, медицины. Рьяно защищает авторитетов своего движения, резко реагирует на критику в их адрес. Самое печальное, когда такой «концептуал» не проведя основных внутренних преобразований, начинает активно контактировать с обществом.
Этап 3 Взаимодействие с окружающими. Органичное развитие. На этой «стадии» решающее значение имеет целостность личности. Человек уже провел определенную работу над собой и пришел к осознанию сложности изменения всех людей вокруг. Замечает, что вокруг него подавляющее число людей имеют противоположную точку зрения, а попытки их переубедить «сваливаются» в штопор эмоций или прерываются фразами в стиле «ой всё». Нормальным прохождением этапа является признанием того факта, что за каждым собеседником стоит какая-то логика, и что разобраться в глубинных целях человека очень даже полезно, даже если вы разных точек зрения на проблему. Осознать, что многие люди искренне хотят блага, однако, при обсуждении этого блага расходятся в способах достижения, после чего разговаривают только о том чем отличаются их способы, и даже готовы из-за этого друг друга уничтожить. Главный прорыв на этом этапе развития: перевод окружающих из категории «неправых» в поле для своей деятельности, а также освоение навыков неконфликтного диалога.
Этап 3 Взаимодействие с окружающими. Отклонения. Здесь слабо проведенный этап освоения материалов КОБ примешивается с незавершенностью внутренних изменений, набором непререкаемых авторитетом и низкой оценкой окружающих людей. Именно на такой тип отклонения чаще всего жалуются в сети. Попытка диалога с такими «концептуалами» медленно перетекает в мордобой. На этом же этапе «концептуалы» кучкуются под конкретных лидеров а также осуществляют пулеметную работу в интернете (хотя по сути она полезна, в данном случае она замыкается на новостях «как же всё плохо, вот эти нам враги»). Хорошо если рядом с таким «сторонником» окажется более зрелый товарищ, который намекнет ему на необходимость работы над собой.
Этап 4 Вступление в структуры. Органичное развитие. Пройдя необходимые внутренние преобразования и научившись основам диалога «концептуалу» пора делать настоящие дела. Близкие и родные начали уставать от сложных вопросов, которые он поднимает, да и он чувствует, что пора искать сторонников. К тому же с большим запасом знаний, которые нельзя применить и активно обсудить он ощущает процесс «загнивания» информации внутри себя. Подходящими для деятельности структурами могут быть общества трезвости, некоторые политические движение, образовательные проекты либо созданные самим сторонником организации. В целом на этом этапе зрелый «концептуал» дополняет любое движение и специализируется на более подходящей ему по духу деятельности.
Этап 4 Вступление в структуры. Отклонения. Не зрелый «концептуал» желает раньше действовать во вне, он также ищет структуры для практической работы. На первых этапах активно себя проявляет, уже в этот момент заметна его категоричность. Ему сложно придерживаться правил, он желает использовать структуру для донесения своих знаний (правильных по его мнению). Плохо вписывается в деятельность с рамками и правилами (практически любая профессиональная и общественная деятельность). При взаимодействии внутри группы легко задевает чувства верующих и любых других лиц которые, по его мнению, живут не правильно (не вняли идеям КОБ). Плохо поддается управлению. Время нахождения «концептуала» в таких структурах недолговечно, часто покидает их из-за разочарования. (отсюда и растут ложные слухи о неэффективности КОБ в практике жизни)
Этап 5 ДОТУ в профессиональной деятельности. Органичное развитие. Видя эффект от применения КОБ в личной жизни концептуал пробует осознано применять теорию в своей работе. На первых этапах он сравнивает преимущественно западные модели управления с ДОТУ. Не секрет, что в бизнес литературе засилье именно западных авторов и подходов. А из восточных профессиональных источников преклоняются перед бережливым производством тойоты. У здравомыслящего руководителя (не обязательно знающего ДОТУ) возникают проблемы с обобщением этих знаний, с отсутствием некоего каркаса. Именно здесь концептуал может использовать ДОТУ как основу. Если такой человек находиться на управленческой должности, то применение КОБ очень вероятно, хоть и требует напряжения извилин. Такой сотрудник, как правило, цениться руководством за свою системность. По личной практике скажу, что лучше всего «заходит» схема предиктор-корректор, так как многие предприятия бросает из стороны в сторону, как и их руководителя. Вместе с тем такой концептуал, если не является собственником, замечает следующий конфликт (из серии по оглашению одно, а по умолчанию другое): собственник с одной стороны хочет иметь воодушевленных сотрудников, современное и динамичное предприятия, однако пользуется эксплуататорскими, капиталистическими методами и получает обратный эффект. Еще позже приходит осознание того что 80% бизнес литературы пишется с умыслом угробить бизнес конкурентов. Управленец концептуал как правило отличается широким взглядом, стратегическим мышлением с локальной реализацией, жесткостью (не путать с жестокостью) и человечностью одновременно. Применение ДОТУ не обязательно происходит со стопроцентной перекладкой на регламенты. Оно может выражаться в применение тех или иных методов в соответствии с принципами теории. Применение ДОТУ на уровне рабочего персонала выражается в более высоком качестве личной работы и участии в изменениях всей организации, такие ценные кадры понимают не только свой участок работы, но место своего участка во всем бизнес-процессе. Их регулярно привлекают для разрешения междисциплинарных задач.
Этап 5 ДОТУ в профессиональной деятельности. Отклонение. На этом этапе развития отклонения ограничиваются словами «не понял», «не применяю». Разобраться в ДОТУ и напортачить в профессиональной деятельность сложно. Безусловно, возможна неверная оценка факторов среды, путаница в выявлении процессов управления. Однако, нанести больший вред с помощью ДОТУ чем до освоения – надо умудриться. И вообще говоря, после 5 этапа отклонения в развитии концептуала как таковые отсутствуют, он либо продолжает развитие, либо нет. Тем не менее, такой зрелый концептуал всё еще может «сбиться с пути», просто способы такого «сваливания» уже не поддаются систематизации, так как зависят от индивидуальных проявлений психики и желания человека учиться на новых трудностях жизни.
Сквозной этап 6. Освоение фактологии. Органичное развитие. В первую очередь освоение фактологии позволяет понять причинно-следственные связи, выявлять процессы самостоятельно. Так как использование теории без глубинного понимания реального применения – путь ошибочный. Оптимально изучать не только «правильные» источники, но и «враждебную» литературу. В целом наращивание фактологических знаний приближает изучающего КОБ к возможности создания собственных материалов концептуального уровня.
Сквозной этап 6. Освоение фактологии. Отклонения. Здесь, как правило могут отрицаться целые «отрасли» знаний. Считаются неинтересными, либо изучение материалов КОБ происходит без освоения «соседних» источников знаний. Это приводит к шаблонности и поверхностности мышления, что сильно ощущается в диалоге с таким «представителем» концепции.
Дальнейшие этапы развития излагаю исходя из общей логики, так как в собственном развитии еще не достиг тех уровней, о которых далее пойдет речь.
Этап 7. Углубленное освоение альтернативных концепций и фундаментальных теорий. Для перехода к изданию собственных материалов концептуального уровня значимости, на мой взгляд, необходимо разбираться в таких произведения как библия, коран, бхагаватгитта, капитал и другие. При этом речь идет не о прочтении, а о способности разобрать несколько смысловых уровней, логику написания произведения, а также последствия для общества (как эти материалы отзовутся в жизни). Только после проведенной крополивой работы можно говорить о выходе человека на некий уровень, когда он способен с минимально негативными последствиями выдавать информацию. Уровень его «профессионализма» влияет на максимально позитивные последствия от данной деятельности.
Этап 8. Создание собственных материалов концептуального уровня значимости. Основной проблем данного этапа, как мне думается, является отсутствие значительно статистической базы по влиянию информации на общество. Здесь концептуал, как бы он не был продвинут, только в своей практической деятельности на этом этапе может научиться управлять обществом посредством создания и введения информации. Конечно, у него уже есть некий опыт, однако, его не достаточно. Поэтому качественную оценку такую концептуалу сложно дать, если ты сам недостаточно хорошо разбирается в материалах КОБ. А отследить эффект в практике жизни еще сложнее, так как в высокочастотных процессах его влияние не может быть явным и прямым (бесструктурное управление), а наблюдать в низкочастотных процессах трудновато.
В окончании данной статьи хочу обратиться к читающим для сбора массовой информации. Напишите, как вы видите, и прослеживается ли в обширной статистике данный процесс. Также надеюсь, что каждому эта информация будет полезна для личного развития, так как позволит увидеть отклонения в личном развитии.