Специально к юбилейному саммиту ШОС 15.06.2011 в Астане (выступление на московской стратегической мастерской 23.05.11)
С позиции небополитики® (tianyuan zhengce) стратегия – это захват будущего и использование будущего в своих целях.
Ответ на вопрос: почему ШОС за 10 лет не достигла зримых результатов и работает как бы «на холостом ходу»? Прост. У стран-членов организации нет общего образа будущего, под который могла бы выстраиваться политика, исходящая из разных прагматических интересов. Раньше у Республик Союза ССР и Народного Китая такой образ был. А именно: «коммунизм – светлое будущее всего человечества». Этот образ лежал в основе периода дружбы.
Когда же для всех стран и народов ШОС одинакового образа будущего нет, то на настоящее давит прошлое. 16.05.1989 г. Дэн Сяопин в беседе с Горбачевым М.С. провозгласил принцип нормализации советско-китайских отношений: «закрыть прошлое – открыть будущее». При этом прошлое связал с обидами Китая на Царскую Россию и СССР. А о будущем умолчал.
Прошлое же того, что ныне называется ШОС – это покорение Туркестана.
Россия покоряла Западный Туркестан. Об этом говорят названия царских медалей: «За поход в Хиву», «За покорение ханства Кокандского», «За взятие штурмом Геоктепе» (ныне Ашхабад). Китай покорял Восточный Туркестан. И ныне «Народно-революционная партия Восточного Туркестана» являет собой очаг уйгурского сепаратизма, экстремизма и терроризма в Синьцзяне. То есть, исторически «огромность Китая» и «огромность России» сошлись в Туркестане: Казахстане, Киргизстане, Таджикистане, Узбекистане, далее в Туркменистане и, наконец, в Афганистане. И это противоречие не исчезло.
ШОС должна была преодолеть «обидное» наследие прошлого. Китайцы даже придумали имя инструмента: «Шанхайский Дух». Однако в отсутствие общей Идеи – Мечты – Мифа практика вылилась в борьбу Китая и России за ресурсы стран Туркестана. А в этой безыдейной насквозь прагматичной практике взаимоотношений внутри ШОС явно побеждает Доллар США. Ибо природные ресурсы и даже урюк продаются и покупаются на USD. Кредиты даются в USD. А сила влияния USD на политику ШОС подкрепляется силой оружия американских военных баз на путях транзита в Центральной Азии.
И именно USD как учетная единица торговли внутри ШОС мешает взаимопониманию в энергетическом диалоге (свежий спор относительно $13 за баррель в цене поставок российской нефти по трубе в Китай). И выступает истоком того, что в 2007 году Путин В.В. назвал «национальным эгоизмом».
Ответ на вопрос: что дальше? Также прост. Если ничего не менять. Если под прикрытием красивых лозунгов организация будет бездействовать в случаях реального экстремизма (в 2005 в Узбекистане, в 2010 в Киргизстане). То дестабилизация Центральной Азии, о которой говорят американцы, и которая будет повторять волну свержения непопулярных правительств в Северной Африке, быстро приведет к тому, что линия добрососедства и сотрудничества России и Китая превратится в «линию фронта».
Потенциал такому развитию событий заложен как в китайской стратегии «выхода за рубеж», которая мирными мерами экономики уже выдавливает Россию из бывших советских республик, ныне – членов ШОС, так и в новой (2010 года) внешнеполитической доктрине России «Опереться на Запад».
Китай на случай дестабилизации ЦА уже готовится к массированному вводу войск охраны тыла на сопредельные территории стран ШОС. Об этом ярко говорят войсковые учения по переброске целых объединений китайских сухопутных войск на тысячи километров по железной дороге. А в 2010 году и авиационной поддержке этой китайской группировки силами авиации НОАК, перебрасываемой из Синьцзяна на аэродромы сопредельных стран (реально задачи отрабатывались в Казахстане).
Ответ на вопрос: что же делать, чтобы линия добрососедства российско-китайских отношений вдруг не превратилась в линию фронта? Также прост.
1. Нужно уйти из USD как учетной единицы торговли внутри стран ШОС. Положительный опыт здесь есть. В Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ) социалистических стран Восточной Европы это был «переводной рубль». Теперь учетной единицей может стать юань. А в советско-китайской торговле времен обострения политических отношений это был клиринг с учетной единицей стоимости поставок в швейцарских франках. Чтобы уйти от гегемонии и возможных обид, учетной единицей торговли внутри ШОС можно выбрать любую внешнюю валюту, например монгольский тугрик. Ибо клиринг не предусматривает эмиссии денег, но только учетные записи торговли.
2. Нужно срочно приступить к над государственному, уходящему от «национального эгоизма» диалогу наших не западных цивилизаций. Предметом этого диалога должен стать общий образ будущего. Ибо только общее понимание будущего может сопрягать разные интересы.