Обыкновенный геноцид
Если сравнивать русское "завоевание" Сибири и Дальнего Востока с испано-португало-англо-голландским завоеванием Америки, соблюдая принцип равенства начальных условий, то перед нами предстанет такая картина. В одну эпоху, в один и тот же XVI век, начались два исторических движения. Там и там первопроходцы встретили сообщества аборигенов, сильно уступавших им в развитии, а порой даже одинаково выглядящих. Справьтесь у антропологов: ближайшие родственники американских индейцев — народы Сибири.
Христофор Колумб (имя и фамилия которого, если вникнуть, переводятся как "Несущий Христа Голубь") так описывал первую встречу цивилизаций: "Эти люди ни в чём не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и пловцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себя в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе. Эти люди ходят, в чём их мать родила, но добродушны… Из них получатся хорошие и искусные слуги".
У Христофора — пока только три каравеллы и 90 не очень здоровых человек экипажа. Но в бортовом журнале 14 октября 1492 г. — запись (пророческая!): "Пятидесяти солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать всё, что мы хотим. Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим и отдают нам всё, что мы у них просим".
В следующем, 1493 г., Колумб приплывает в Америку на двадцати кораблях, с полутора тысячами человек на борту.
"Именно с этой экспедицией в Новый Свет была завезена большая партия мастифов и грейхаундов, обученных для нападения на людей. Применялись массовые повешения, карательные походы" (Ян Кэрью. "Изнасилование рая. Колумб и британский расизм в Америках" — Jan Carew. Rape of Paradise: Columbus and the Birth of Racism in the Americas. Brooklyn, N.Y. A&B Books, 1994).
"На южном побережье Кубы люди Колумба, вооружённые аркебузами и боевыми собаками, объезжали верхом индейские деревни с целью обмена золота. При оказании сопротивления испанцы забирали золото силой, а людей обращали в рабство... Колумб издал закон, который обязывал всех индейцев старше 14 лет раз в три месяца платить испанцам золотом или 25 фунтами хлопка (в районах, где золота не было). Уплатившим такой "налог" выдавался медный жетон с датой последней выплаты. Жетон продлевал право жить на три месяца. Если дата на нём была просрочена, то индейцам отрубали кисти обеих рук, вешали их на шею и отправляли умирать в свою деревню… Нацизм был не менее отвратителен, чем "новый порядок", установленный Колумбом на Испаньоле. 1493-й и 1943-й — части одного и того же целого", — пишет Уард Черчилль (Ward Churchill. A Little Matter of Genocide. Holocaust and the Denial in the Americas 1492 to the Present, 1997).
Поскольку индейцам нужно было бросить обрабатывать свои поля, охоту и заниматься добычей золота, начался голод. "В 1598 г., в ответ на убийство 11 испанских солдат, дон Хуан де Онате совершил карательную экспедицию, уничтожил 800 индейцев и приказал ампутировать левую ногу каждому мужчине племени старше 25 лет", — пишет Ди Браун "Похороните моё сердце у Вундед-Ни" (Bury My Heart at Wounded Knee: An Indian History of the American West, 1970).
"Когда я вернулся из Картахены, встретил португальца по имени Рохе Мартин. На крыльце его дома висели части разрубленных индейцев для кормёжки его собак" (Дэвид Станнард, "Американский холокост").
Это — вклад страстных испанцев. Правда, потом из их же среды вышел и Лас Касас, благородный защитник индейцев, настоящий донкихот — тоже идальго, а затем и монах-доминиканец. Но он был исключением из правила: первые 40 послеколумбовых лет те "деяния" не считали даже "геноцидом", так как испанцы просто не признавали новооткрытых ими существ собственно людьми, "потомками Адама". Наличие у индейцев человеческой души было признано папой Римским Павлом III только в 1537 г. и, как следствие, было разрешено их крестить. Но и после этого, например, на известном Вальядолидском диспуте 1551 г., Хуан де Сепульведа настаивал на отсутствии у индейцев разума, а предъявляемые оппонентами как доказательства города ацтеков и майя называл построенными по инстинкту — как у пчёл, муравьёв и термитов…
Подход к новым людям задан. Вклад Северной Европы и США — меньше страстности, больше методичности. В 1623 г. англичане отравили вином 200 человек племени пауатан и добили ещё 50 холодным оружием. Вечером 26 мая 1637 г. английские колонисты под командованием Джона Андерхилла атаковали деревню племени Пеквот (штат Коннектикут) и сожгли заживо 700 человек.
30 апреля 1774 г. — бойня у Жёлтого Ручья близ Уэлсвилля (Огайо). Группа приграничных поселенцев во главе с Дэниэлом Грейтхаузом убила 21 человека племени минго… Дочь вождя Тунай была на последнем сроке беременности. Её пытали, выпотрошили внутренности, пока она была жива. Скальп сняли с неё, с плода, который из неё вырезали, и с прочих минго…
Во время Войны за независимость 96 крещёных индейцев были убиты американским народным ополчением из штата Пенсильвания в миссии моравских братьев Гнаденхюттен штата Огайо... Помнится, Лев Толстой умилялся "муравейными моравскими братьями". Действительно, они были более кротки, чем те же методисты, их коллеги по освоению континента.
В 1492 г. (7000-й по старому летоисчислению) в Европе ждали Конца Света, но взамен этого был открыт Новый Свет. "Великий XVI век" (К. Маркс) стал экзаменом для всех цивилизаций и народов.
Казаки "приводили к шерте" сибирские народы, взимали ясак, дань хану (теперь — московскому) и "отдаривались" встречными поставками: водка, соль и особенно железные иголки сыграли свои (разные) роли в жизни "сибирских татар", — об этом тоже будет рассказ.