Как перестать беспокоиться и начать менять мир
Четыре выпускника подмосковного вуза уехали в костромскую глубинку и занялись фермерством. "Навырост" они купили развалившийся колхоз "Родина". И теперь хотят построить свой новый мир на руинах старого.
Костя Кадурин и Денис Давыдов, оба с Тамбовщины, Егор Доставалов из Твери и Ваня Русанов из Владимирской области познакомились в общежитии подмосковного Университета леса.
- У нас был самый странный блок в общаге: все занимаются спортом, никто не пьет даже на праздники, - вспоминает Егор. - Однажды решили бросить материться. За матерное слово стали отжиматься. Первую неделю – раз по семьсот за день. Вторую неделю мы, в основном, молчали. Затем понемногу научились фильтровать базар.
Сначала Егор Доставалов учился в родной Твери на ин.язе. Но было скучно, и он решил переквалифицироваться в инженеры - перевелся в МГУ леса, причем, сразу на второй курс. Для этого пришлось досдать 25 предметов за полгода. Егор справился.
Специальность Дениса Давыдова «информационно-измерительная техника и технологии по направлению «приборостроение». Хобби - ракеты на твердом топливе.
Ваня Русанов вообще-то хотел попасть в училище гражданской авиации, но не прошел медкомиссию. В результате пошел учиться на слесаря в Сергиевом Посаде, а потом по совету друзей поступил в МГУ леса.
Костя Кадурин младший в компании. В университет он поступил вслед за другом - Денисом Давыдовым.
Кроме склонности к здоровому образу жизни у всех четверых было еще много общего: никто из них, например, не любит большие города. Каждый считал, что работать на себя интереснее, чем «на дядю». И все понимали, что их общность – что-то слишком редкое и ценное для того, чтобы просто закончить учебу и разъехаться в разные стороны. И тогда Егор пригласил друзей в Кологрив Костромской области: его родители купили там дом и землю. Денис, Ваня и Костя подумали – и переехали.
Справа - дом, в котором живет Егор с женой и родителями, слева - временный дом Дениса. Ваня и Костя живут за пределами общего участка.
Егор и его жена Юля на балконе своего дома в Кологриве. Отсюда видно реку Унжу, гусиные загоны и байдарки, на которых ребята иногда ходят в походы.
СПРАВКА: Кологрив, в прошлом – Малый Архангел, город площадью 6 квадратных километров.
По данным переписи 2017 года, здесь живет 3032 человека. Железной дороги нет, рейсовый автобус ходит сюда один раз в день. Местная экономика держится на лесных угодьях – леспромхоз, лесхоз, пилорамы. В основном, частные.
А еще здесь есть заказник «Кологривская пойма», где каждую весну останавливаются во время миграции тысячи диких гусей. Из-за этого у Кологрива неофициальный статус «Гусиной столицы России».
Кологрив любят за то, что здесь спокойно и никто не мешает жить, как нравится. Самое опасное, что можно встретить на улице - бродячая собака.
После переезда «москали» - так в Кологриве называют всех неместных - решили начать свое дело. Сначала думали про что-то ремесленное – кузницу, столярную мастерскую. Потом решили заняться домашней птицей. Частное хозяйство, начинавшееся в 30 пернатых неизвестной породы, за четыре года выросло в экоферму, где уже 1200 породистых гусей, а еще куры, перепелки, коровы; в ближайшее время появятся и утки. Столярная и слесарная мастерские, кстати, тоже есть.
До того, как окончательно сосредоточиться на фермерских делах, Егор успел поработать в кологривской администрации.
Денис с женой Ларисой и другом Костей пьют чай в доме Дениса. Свое молоко фермеры пока не делают, но собираются: магазинное уже кажется им невкусным.
И снова за дело: гусят вывозят попастись на свежей травке, чтобы в это время убраться у них в загоне.
Егор Доставалов - самый старший из четверки, ему 27. И самый серьезный. На ферме он может плюс-минус все: хоть гусей накормить, хоть документы подготовить. Выучился на сыродела и планирует завести на ферме сыроварню. Кроме фермы успевает заниматься еще и семейным делом — полиграфией. Знает испанский язык и жалеет, что в Кологриве на нем не с кем разговаривать. Все остальное в Кологриве его устраивает.
Заготовка иван-чая. Кто не пробовал - попробуйте, это вкусно (но важно найти ферментированный по всем правилам, а не просто высушенный).
Егор считает, что люди истосковались по натуральным продуктам - покупая еду, они хотят знать, в каких условиях она была выращена. "За свое мы отвечаем!"
Бесконечно можно смотреть на огонь, на воду и на то, как Егор копает яму под цистерну...
Егор до сих пор практически каждый день занимается спортом. Он считает, что "железки" помогают расслабиться и прояснить голову.
Денис Давыдов после переезда практически с нуля начал осваивать птицеводство. «В какой-то момент мы перешагнули тот любительский уровень, когда можно задать свой вопрос на форуме в интернете и получить ответ типа «кормите морковкой», - объясняет он. - Так я взялся за книги — настольная с тех пор «Промышленное птицеводство»; а потом пошел во ВНИТИП (институт птицеводства РАН в Сергиевом Посаде), изучать инкубацию. Теперь хочу попасть на курс по селекции».
"Какое-то время назад я думал, что осяду в столице, - говорит Денис. - Однако вышло так, как вышло, и даже лучше".
Я пыталась выяснить, кого в Кологриве считают "первым парнем на деревне". Все опрошенные дамы со вздохом говорили - Денис...
В местном народном театре он играет главные роли.
А еще в свободное от всего остального время Денис (слева) стал первым в истории Кологрива тренером по кроссфиту — занимается с местными подростками, с ними же играет в футбол и бегает по окрестностям: старт с моста, финиш через 2 часа.
Денис рассказывает, что впоследствии хотел бы заняться еще растениями. Может быть, сделать гидропонную станцию. Может, метерологическую — он с детства об этом мечтал. Только времени на всё не хватает.
Иван Русанов не жалеет, что судьба забросила его в Кологрив. Здесь он познакомился с будущей женой, два месяца назад у них родился сын Степа.
Пока Иван с семьей снимает дом, но уже планирует строить собственный: с мансардой, верандой и панорамным окном, участок для него уже найден. «Через десять лет все тут будет очень круто, - Иван говорит спокойно, как о свершившемся факте. - У каждого появится свой дом, средства и жизнь по интересам. Мне, например, хочется вездеход и автожир. А вообще, я уже сейчас тут вполне счастлив. Я человек прямой, если что — сразу бы уехал. Но тут все охрененно».
Листалка про Ваню, Алину и маленького Степку:
Сейчас у Вани две машины - "Нива" для работы и еще иномарка, на которой он возит семью.
- Пацану моему в Кологриве точно будет хорошо, - рассуждает Иван. - Гуляй, купайся хоть целый день летом, а в других местах ребенка из дома до школы одного отпустить страшно. А вырастет — сам решит, уехать ли ему, остаться ли. Я возражать не стану.
Костя Кадурин самый младший в команде, ему 24. В Кологрив он переехал последним — несмотря на то, что ему предлагали неплохую работу в Москве. На ферме ему тоже все нравится. Особенно возможность заниматься своими делами, не отпрашиваясь у начальства. Недавно, например, они вместе с Денисом ездили на летние спортивные игры на призы губернатора Костромской области.
Недавно Костя купил себе в съемную квартиру холодильник за пару тысяч - да, в Кологриве такие цены. Но никак не успевает перевезти его.
На каких-то хозяйственных работах. На ферме имя им - легион. Костя, кажется, делает все и сразу.
Костя собирался что-то вымыть, но тут из дома вышел Денис... Концепция поменялась.
Просто умилительная картинка. На ферме была сделана примерно сотня карточек с маленькими гусятами, но эта история не про них...
«Родину» - некогда преуспевающий колхоз, сейчас разрушенный буквально до основания — нашли на сайте с бесплатными объявлениями и решили: надо брать. «Мы обязательно будем расширяться. Для большого количества скота и птицы нам не найти лучшего места», - объясняет Егор.
"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины" ...
"Родина", вид изнутри. Просто чтобы представить масштаб будущих восстановительных работ. На них, по примерным подсчетам фермеров, уйдет лет пять. Егор, Костя, Ваня и Денис собираются сами, не прибегая к кредитам, заработать денег, чтобы начать восстанавливать «Родину».
- Многие искренне не понимают, зачем мы сюда приехали, - рассказывает Егор Доставалов. - По стандарту из этой забытой гиблой дыры положено уезжать как можно быстрее и дальше, а мы появились и сломали людям шаблон. А некоторые, наоборот, относятся к нам очень хорошо. Они где-то понимают, что если ничего не делать — лучше не станет. И все равно надеются, что все случится само, как в сказке. Только так уж вышло, что эта сказка — мы.
Лет через пять посмотрим...
Материал подготовлен в рамках мастер-класса Сергея Максимишина в г.Кологрив.
Источник