Начнём с утверждения, что само существование государственной идеологии в Беларуси, чтобы по этому поводу не говорили «истинные защитники демократии, прав и свободы народа», не противоречит правовым нормам страны. В Конституции Республики Беларусь в отличие, например, от Основного закона РФ, где в статье 13 прямо говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», такая норма не предусмотрена. Согласно статье 4 Конституции РБ не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан лишь идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений. А посему применив общепринятую правовую формулу: «разрешено всё то, что прямо не запрещено», кстати, частенько используемую именно теми самыми «истинными защитниками демократии», можно сделать однозначный вывод — белорусское государство имеет право на реализацию собственного идеологического проекта, то есть разработку и внедрение именно государственной идеологии, что и является предметом рассмотрения предлагаемого материала.
Для того, чтобы аргументировнно продолжить разговор с читателями на предложенную тему, вспомним (кратко), что подразумевается под понятиями, которые мы используем в этой статье. Итак, что же такое ИДЕОЛОГИЯ и «с чем её едят».
Термин «идеология» [от греч idea — мысль и logos — слово, понятие] ввёл французский учёный Дестют де Траси в начале XIX века. Он полагал, что идеология — это теория идей, т.е. учение о происхождении человеческих идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим. Поэтому понятие «идеология» первоначально использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, которая выясняет причины и законы формирования идей и составляет основу таких наук, как политика, педагогика, право.
Более близкое определение к современному пониманию рассматриваемого понятия, как общественного явления, разработали К.Маркс и Ф.Энгельс. Под идеологией они понимали совокупность представлений, составляющих содержание современной им немецкой философии. Поскольку исходным принципом её является положение, согласно которому «мир есть воплощение идей», они назвали эту идеологию «идеалистической». Это представление они квалифицировали как ложное, извращённое отражение действительности. Данному подходу противопоставили свой, согласно которому мысли, идеи людей представляют собой продукт их материального жизненного процесса. Классики марксизма трактовали идеологию как явление классовое, коренящееся в реальных противоречиях антагонистического общества. Следовательно, по их мнению, конкретные классовые интересы обусловливают характер той или иной идеологии.
И после основоположников марксизма копий по поводу — а что же такое идеология? — было сломано немало: каких только понятий и самих идеологий не возникало, впрочем, как и бесследно исчезало.
Но общий вывод всё-таки таков — идеология является действенным и незаменимым социальным инструментом.
При помощи идеологии вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные группы, аккумулируется социальная энергия людей. Это означает, что идеология выполняет целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции, а поэтому она играет важнейшую роль в жизни общества и государства. Идеология закрепляет усилия людей по созданию предпосылок своей деятельности, придаёт необходимый смысл социальной активности индивидов, групп и общностей.
Итак, на сегодняшний день существуют более или менее общепринятые определения этого термина.
Приведём наиболее признанные формулировки.
Краткую:
«Идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям»;
И развёрнутую:
«Идеология — это теоретически оформленная система идей, выражающая суть социальных интересов определённых классов, слоёв, групп или общества в целом. Концептуально объясняет социальную реальность (в настоящем и будущем) и формирует её образ, ценностно-приемлемый и желательный для общества или отдельных социальных групп; к идеологии также относят программы деятельности по достижению сформулированных в её рамках социальных целей.
На основе идеологии формируются общественные (групповые) сознание и поведение. В этом смысле идеологию можно рассматривать как инструмент социального управления, в частности как средство мобилизации людей на долгосрочные действия по реализации политических и иных программ.
Идеология выполняет одновременно интегрирующую и дифференцирующую функции: объединяет её носителей данной, формирует их коллективное сознание, установки, волю, согласие. Появление той или иной идеологии отражает не только стремление человека и социума удовлетворить прагматичные интересы, но и их потребность в ценностной ориентации деятельности, в социальном идеале, в существовании со смыслом поверх обыденного».
Неплохие определения, но в них упущено (и, похоже, целенаправленно) главное. В них ничего не говорится о том, что идеология — это продукт идеологической власти, подконтрольной власти концептуальной (подробно о видах власти мы писали в статье «Две концепции управления — два разных пути: Русь и Запад»).
Поэтому:
Идеология — это концепция управления, изложенная в доступном для понимания народными массами формате.
Концепция вырабатывается в процессе реализации концептуальной властью полной функции управления в отношении общества.
Соотношение концептуальной власти и полной функции управления представлено на схеме ниже.
Объектом воздействия идеологической власти является всё общество, однако, за исключением тех, кто сам концептуально властен, и потому стоит выше власти идеологической. Идеология нужна концептуальной власти для формирования в обществе мировоззрения людей, соответствующего избранной концепции, чтобы люди были под её властью в изменяющихся жизненных обстоятельствах.
Функция идеологической власти — облечь концепцию в такие идеологические формы, в которых она предстала бы во мнении людей благообразной и потому приемлемой, в которых концепция не вызвала бы отторжения. Свобода от идеологий — это самообман, однако не стихийно-психологический, а целенаправленно культивируемый властью концептуальной. Идеологию можно понимать или не понимать, принимать её или отрицать, но члены общества всегда сталкиваются с проявлениями той или иной идеологии, представляющей собой оболочку концепции управления обществом со стороны носителей власти концептуальной.
И вот содержание, изложенное в этих двух последних абзацах, читатели в обязательном порядке должны учитывать при оценке представляемого материала.
Общепризнанной типологии идеологии, в том числе и классификации её по видам, не существует. И если в отношении таких её форм, как идеология политических партий, общественных объединений, какой-то консенсус и достигнут, то понятие «государственная идеология» вызывает только ожесточённые споры. И основным камнем преткновения в них является вопрос: Может ли вообще существовать государство без идеологии?
Так, сторонники либеральных взглядов, отвергающие саму возможность существования в современном демократическом обществе какой бы то ни было государственной (одной на всех) идеологии, на примере той же России, где благодаря оказавшимся у власти в период её создания либералам, в Конституцию был внесён запрет на государственную идеологию, и формально её в РФ не существует, активно используют в своих спекуляциях это обстоятельство, заявляя: живёт же четверть века Россия без этой самой государственной идеологии и ничего не распадается (благо или зло для России запрет на государственную идеологию — это тема для другой статьи).
Более того, отдельные из них заявляют, что «идеология является чужеродным для системы государственного управления инструментом, способным сыграть позитивную роль лишь в условиях кризиса режима, требующих резкого усиления солидарности власти и общества (можно подумать, что в обычных условиях постоянная забота о совершенствовании связи между властными структурами и обществом не востребована — наше замечание при цитировании). В другое время идеология не в состоянии задать государственному управлению нужный вектор, поскольку вместо укрепления дискурсивных оснований выбора решений и повышения альтернативности целеполаганий она продвигает узкий набор социальных предпочтений».
Аргументы, конечно, «серьёзные». Но существует и альтернативная точка зрения, которую мы, и надеемся наши читатели тоже, разделяем, так считаем её более объективной. Суть взглядов сторонников государственной идеологии заключается в следующем:
И ещё:
На наш взгляд вполне логично и доказательно, если учитывать наши дополнения.
Ответ однозначный — по умолчанию, как и в любом другом государственном образовании, конечно, идеология в белорусском государстве существует. Более того, в стране активно, хотя и не всегда успешно, ведётся работа над наполнением понятия «государственная идеология» адекватным содержанием.
При этом следует заметить, что в стране достаточно последовательно реализуется проект легитимизации идеологии государственности. Этот проект, безусловно, имеет символическую и институциональную преемственность с БССР. Так, одним из центральных элементов этого проекта является историческая память о Великой Отечественной войне, сюда же стоит отнести и модифицированную государственную символику, принятую на референдуме 1995 года. С другой стороны, в Беларуси хоть и не было радикально-либеральных экономических преобразований, тем не менее, рыночные реформы всё же происходили и происходят.
Именно с учётом этих особенностей и сформированы в стране основные направления государственной идеологии. К ним в первую очередь следует отнести положения, изложенные Александром Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Приведём наиболее значимые из них:
Таким образом,исходя из изложенного, можно утверждать, что государственная идеология в Беларуси действительно существует и даже имеет некоторые концептуальные основания, хотя на сегодняшний день идеи, мысли и взгляды, составляющие белорусскую государственную идеологию, «разбросаны» по разным источникам в политических документах и в правовых актах.
Другое дело, как она реализуется на практике, но это уже тема для другой статьи.