Частично тема того, как «неуклюжая жирная панда» По, которому не место среди воинов кунг фу, все же стал «воином дракона», разобрана на сайте «Научи хорошему». Но некоторые моменты, некоторые загадки фильма и процесса становления мастера, остались не раскрытыми. Поэтому я предлагаю подумать над фильмом ещё раз.
Судьба или мастер Угвэй?
Фильм проникнут темой судьбы и предназначения. Но судьба всегда проявляется в действиях конкретных людей. А истинные мастера настолько совершенны в своём восприятии мира, что их действия неотличимы от действий судьбы. Таков мастер Угвэй.
Именно его предсказание об освобождении Тай Лунга начинает цепочку событий, которые приводят к исполнению предсказания. Так что совершенно неясно – мастер предсказал событие или спланировал его? Знал ли он о роли своего предсказания в исполнении предначертанного и мог ли он не запускать цепочку событий?
На мой взгляд, мастер Угвэй представлял общую канву возможных событий, видел своего рода матрицу, которую потом заполнили своими действиями другие персонажи истории. Матрица была уже готова исполниться, как лавина бывает готова сойти с горы или созревшее яблоко упасть с ветки. Мастер Угвэй не мог отменить сход лавины («иллюзия, что все в мире зависит от тебя»), но он мог выбрать для этого наилучший момент, когда на пути лавины никого не будет, и она не причинит большого вреда. Именно таково было вмешательство Угвэя в ход истории – как истинный мастер он запустил события в наилучший для этого момент.
В чем же суть этого наилучшего момента? Истинный воин Дракона был готов появиться на сцене – панде По приснился вещий сон. Знал ли об этом Угвэй? Нет. И ему не надо было этого знать. Ему было своё видение – Тай Лунг вырвется на свободу. И значит истинный воин Дракона будет готов к его приходу в долину. Мастеру не надо знать все составляющие процесса. Ему достаточно представлять ключевые точки, чтобы быть уверенным в своих действиях. Мастерство в этом и состоит – в знании ключевых точек. Угвэй и Тай Лунга в своё время остановил, нажав на ключевые точки.
Поэтому мастер Угвэй просто делает то, что должен был делать: он объявляет, что изберёт воина Дракона, выходит на сцену и поднимает указующий палец. Это все, что зависит от него. И он должен был это сделать независимо от того, знает ли он, кого выбрать. Он сделал это – не торопясь и не отставая от темпа событий. И к его поднятому пальцу судьба привела По.
Чем По отличается от Неистовой пятёрки?
Чтобы ответить на этот вопрос, сразу перейдём к сцене со свитком Дракона? Представим, что его открыл кто-то из Пятёрки. И что? И ничего. Собственно, и в фильме они о свитке Дракона знают то же, что знает По, но они не могут понять послания мастера Угвэя. У них не возникло никаких версий по поводу вызывающей пустоты свитка. Не возникло никаких вариантов и у Шифу, кроме: «Не понимаю!» Реакция была только у По: «А может Угвэй был чокнутой старой черепахой?» И в этом главная особенность его характера и его мышления. Для По нет авторитетов.
Неистовая пятёрка выросла в Нефритовом дворце, где была целая иерархия авторитетов и традиция послушания. Их путь в кунг фу – ученичество и подражание. Но так невозможно стать мастером. Шифу – мастер потому, что он иногда позволяет себе спорить с Угвэем. Но степень свободы от авторитетов панды По на порядок выше, о чем и говорит высказывание про «чокнутую старую черепаху». Это, действительно, первая гипотеза, которую надо проверить свободно мыслящему существу. И в этом смысле По равен самому Угвэю. Он – истинный последователь мастера.
По вырос в городе, среди простого народа, в относительно свободной среде мелкого предпринимательства, поэтому он не имел над собой авторитетов. Его приёмный отец Пинг таким авторитетом быть не мог ввиду своей ограниченности. Мастера кунг фу (и они же правящая элита) присутствуют в жизни По в виде далёкой мечты и маленьких фигурок на подоконнике. Но мечта По не пуста, он ей действительно отдаётся весь, хотя и теоретически, но его знания реально велики, что он и проявляет в музее Нефритового дворца. Впоследствии эта теоретическая подготовка даст ему возможность «самому разобраться» в тайне «пальцевого захвата уси», который и приносит ему окончательную победу над Тай Лунгом.
По мыслит самостоятельно, но поэтому и собственно мыслит, что проявляется уже в сцене проникновения в Нефритовый дворец на церемонию избрания воина Дракона. Такого каскада разнообразных придумок с использованием всего, что есть под рукой, невозможно представить от любого другого персонажа фильма. И пусть большая часть из попыток неудачна, но По уже в этот момент отличается от всех. Ему не хватает именно удачи, но она приходит к нему после обнародования своей мечты — признания приёмному отцу, что он не считает своим призванием работу в лапшичной, а «любит кунг фу». Это ключевой момент – с По него спали оковы прежней жизни, а запущенная Угвээм пружина событий выбрасывает его в центр событий.
Причём, возвращаясь к теме судьбы, уже сами запертые перед носом По ворота способствовали попаданию в центр. Попади он внутрь вместе со всеми – его место было бы среди зрителей. С чего бы ему оказаться перед мастером Угвэем? Но запущенная ракета распорядилась по-другому. Сделанный выбор вызывает последствия, которые не всегда поддаются контролю.
Преодоление «нулевого уровня»
Разумеется, судьба предоставляет шансы, но делает человек себя сам. И вот По в Нефритовом дворце, у него лучшие наставники, весь набор тренажёров. Но его главная проблема – он сам, его «нулевой уровень». Хотя этот уровень не совсем нулевой. Есть и довольно большая ловкость в знакомых ситуациях, что видно в лапшичной, когда По удерживает в руках шесть тарелок.
Есть самостоятельность мышления, умение отстаивать своё мнение.
— Это нелепое брюхо и полное пренебрежение правилами гигиены! – говорит мастер Шифу.
— Не согласен. Это голословно! – возражает панда.
Он не просто подражает Шифу, а даже пародирует его – и это более глубокое понимание мастера, чем у Пятёрки. Именно поэтому По — единственный из учеников, кто сумел побеседовать с мастером Угвэем. Другим просто нечего спросить у мастера.
Есть готовность к переменам. По трижды, как и положено в сказке, отказывается от уготованной ему роли: сначала отправляя всех из лапшичной вместе с их деньгами на церемонию избрания воина Дракона, затем бросая тележку с лапшой на лестнице и, наконец, признаваясь отцу, что он «любит кунг фу».
И все же данные у панды не самые боевые, но именно поэтому он настроен на самые большие перемены. Он подходит к изменению себя сознательно. Даже приём Шифу с использованием еды – это не дрессировка, а некий элемент принятой обоими игры, что видно в финальном эпизоде тренировок, когда По честно выигранную у мастера «пельмешку» возвращает ему с утверждением: «Я не голоден».
Самостоятельность мышления панды приводит к ещё одному следствию, также способствующему быстрому прогрессу – он умеет признавать свои ошибки. Собственно, только он и Шифу в фильме признают ошибки. Но панда это делает быстрей. Шифу долго упорствует. Пятёрку и охранников-носорогов учит только язык жизненных обстоятельств. Тай Лунг также упорствует в своих заблуждениях.
В итоге преображение панды – это не столько тренировка, сколько осознание своих якобы недостатков как некоей данности, как своих возможностей. Именно поэтому преображение происходит в необыкновенно короткие сроки. И в нем задействована вся предыдущая жизнь панды – вместе с теорией, умением готовить пищу, умением смеяться. Завершается процесс фазового перехода уже во время последней битвы с Тай Лунгом.
1941 год воина Дракона
Последняя схватка кунг фу панды характерна тем же, чем начальный период Великой Отечественной войны для советских войск – прямо в ходе боевых действий наши солдаты и военачальники учились у более сильного противника. Учились так быстро, что скоро превзошли его и погнали назад. Эту же способность продемонстрировал По. На каждый ход более опытного Тай Лунга быстро находился ответный неожиданный ход.
Во время схватки в одной точке сошлись все виды мотивации – переход от ученичества к практической деятельности, мобилизация на бой с сильным противником, спасение жизни своего мастера и, конечно же, борьба за правое дело. Нацеленность на общее благо обостряет способности панды. Эгоизм Тай Лунга его же и ослабляет. Это особенно видно в отношении к свитку Дракона.
Бывший ученик Шифу буквально ослеплён желанием получить свиток и овладеть тайной великой силы. Зацикленность леопарда на свитке не давала ему действовать в схватке оптимально, связывала его, делала предсказуемым. Это все панда мастерски использовал. Панда же получил возможность не просто участвовать в схватке, но и думать, рефлексировать над действиями своими и противника, над схваткой в целом и над теми «тайнами концентрации», которые в своё время разгадал Угвэй. У него остаются силы и время даже шутить (эпизод с игрой в напёрстки) – тоже одна из форм рефлексии. В итоге к концу поединка он вырос и обрёл большую уверенность в своих силах, а его противник израсходовался и усомнился. Леопард так и не нашёл способа превзойти самого себя. Панда – нашёл, и это отразилось в самостоятельном открытии «пальцевого захвата уси».
Захват этот появляется ещё в начале фильма как один из элементов системы посвящения, который мастер передаёт только самым доверенным ученикам. То, что По вышел на него сам, вне системы посвящения говорит о том, что он, подобно Угвэю, осознал некий набор ключевых точек, которые позволяют восстанавливать остальные знания по мере необходимости и гармонично входить в протекающие процессы.
Это и есть уровень мастера.
Стать мастером
Итак, как же стать воином Дракона в любом деле? Как постичь тайны мастерства? Что нам об этом говорит мультфильм «Кунг фу панда»?
— Чтобы стать настоящим мастером, необходимо следовать своему предназначению, которое выражается в «заветных желаниях». Нужно уделять время своей мечте, готовиться к её осуществлению, чтобы, когда судьба предложит шанс, быть к нему готовым. Причём эта готовность может быть совсем неочевидной, необычной, индивидуальной. У По она выразилась в
— Свою готовность к переменам нужно озвучить перед своей референтной группой, которая своими мыслями о прошлом вашем образе противостоит переменам.
— Чтобы достичь уровня мастера необходим баланс между умением учиться и стремлением двигаться самостоятельно. Свой путь в освоении известного, творческий подход позволяют пройти дальше того уровня, который передаётся чистым подражаем.
— Первые неудачи неизбежны. Нужно преодолеть свой «нулевой уровень», нужно иметь терпение и упорство. Но упорство не должно переходить в упрямство – свои ошибки нужно осознавать и признавать быстро, чтобы не тратить драгоценное время.
— И, конечно, когда-то период ученичества заканчивается, и борьба с собой переходит в борьбу с реальными трудностями и реальным противником. Этот вызов должен быть принят. Он часть пути становления.
— Учёба переходит в реальные действия, в практику, но от этого не перестаёт быть учёбой. Учиться и совершенствоваться, изобретать и пробовать надо уметь в ходе самой напряжённой деятельности.
— Необходимо выявить во всей совокупности знаний, характерной для данного вида деятельности, некоторые ключевые точки, которые позволяют упорядочить информацию, облегчить её использование, а при необходимости порождать новую, нужную в данный момент.
И тогда придёт время, когда вам скажут: «Мастер!»