Методологические предпосылки создания и организации управленческой команды, при новом типе экономической модели развития общества
Рассматривая и изучая работы российских и западных учёных экономистов, социологов, исследующих вопросы понятия и сущности команды (Й. Катценбах, Дж. Гринберг, Р. Бейрон и др.), чувства команды (Э. Мейо), командного духа (М.Вебер), командной структуры (А.А. Авдеев, Ф. Фролов и Т.М. Грабенко и т.д.), можно, c полной определённостью сказать, что они, в своей методологии, не выходят рамки капиталистического (либерально-рыночного) понимания развития экономики и менеджмента. Несмотря на это, в совокупности, если опираться на структурную и функциональную составляющую командной деятельности каждого подразделения, отдела, организации в отдельности, то вполне очевидно, что цели и задачи, подбор персонала, определение ролей и осуществление контроля, все это необходимые и составляющие элементы формирования эффективной команды.
В ситуации имеющихся кризисных тенденций в микро и макроэкономике, становится очевидным слабость и провалы существующих моделей западной системы государственного устройства. В свою очередь современная Россия, по нашему мнению, выстраивает экономическую модель социального рыночного хозяйства, опираясь при этом, на модели «ордолиберального государства» по поддержанию конкурентных условий для раскрытия социальных преимуществ рынка, совместно с функциями «неоклассического» государства по устранению «провалов рынка» и с активной социальной политикой «неокейнсианского государства благосостояния». Однако все эти модели в своей основе пытаются увязать две прямо противоположные целевые установки, как добиться общего благосостояния общества на основе Паретто справедливости, и при этом не уменьшить, а увеличить совокупные доходы крупных финансово-олигархических структур. Эта задача практически не выполнима, что и будет приводить экономику к тем кратко и длинноволновым производственным и финансовым волновым кризисам. Необходимо пересматривать основы экономической теории и роли человека в данной системе социально-экономических отношений. На основании этого, в рамках данной статьи, дается попытка переосмысления данного процесса, в частности на примере формирования новой концепции организации и развития менеджмента организации, опираясь, прежде всего на понимания без иерархичного видения структуры управления в будущем и в последствие переходящей к бесструктурной неформальной организации, основанной на - командной культуре мышления[1].
Данный контекст и обусловил гипотезу, цель и основную задачу исследования.
Для общего понимания тенденции развития командных парадигм, кратко дадим некоторые аспекты. В современном представлении дается видение эффективности командной работы в четко вписанной иерархической структуре управления иными словами в структурной организации. В упрощенном виде ее можно понимать как управленческая команда - исполнительная (рабочая) команда.
Для ясности понимания существующего термина команда, при раскрытии темы исследования, будем опираться, и подразумевать следующее, часто употребляемое определение - "Команда - это группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов"[1, с 150].
Для анализа существующих типологий и форм командообразований возьмем, например, трехуровневую модель Д. Макинтош-Флетчер [2].
Она представлена последовательным переходом от индивидуально-группового взаимодействия персонала, уровень «А» - сплоченная рабочая команда к уровню «В» - эффективной рабочей команды и заканчивается уровнем «С» - эффективным организационным комплексом. Если с первыми двумя уровнями вполне понятно, то последний уровень недостаточно описан и представляется, с нашей точки зрения, расплывчатым. В частности уровень «С» - эффективный организационный комплекс состоит из большого количества людей, включает в себя подкоманды, имеющие разное назначение или выполняющие различные стадии работы. Он нацелен на потребности организации в целом. Этот уровень имеет признаки, как сплоченной группы, так и эффективной рабочей команды и, кроме того:
- каждая команда связана с другими командами организации или с функциями для выполнения различных проектов;
- командные ресурсы (человеческие и материальные) разделяются с другими командами организации или их функциями;
- команда влияет на стратегию и политику организации;
- люди могут входить и выходить из команды в соответствии с потребностями, ходом работ, временным фактором.
Эффективный организационный комплекс интегрирует деятельность отдельных команд большой организации, устанавливает между ними сотрудничество, действует на разделяемых всеми принципах командной работы.
В разрезе данной интерпретации, возникают вопросы, а именно:
- кто осуществляет интегрирующую деятельность организационного комплекса, в частности, какая команда?
- кто определяет и формирует потребности (рыночные, финансовые, людские, материальные, стратегические) организации в целом?
- кто формулирует видение и миссию организации?
Исходя и этого, если говориться о подкомандах (подсистемах системы организации), то за текстом подразумевается опять же иерархия соподчиненности, но только с определенными функциональными допусками или уступками (например, влияние на стратегию развития организации, хотя это соотносится, в некоторых случаях, и с партисипативными структурами [3, с 155]). В крупных организациях, действуют, как правило, не одна, а несколько как управленческих команд, так и исполнительных команд.
Среди управленческих команд, говоря об управленческой структуре, выделяются, прежде всего, стратегическая команда, состоящая из руководителей высшего звена, которая определяет миссию, цели и задачи организации. Бизнес - команды, которые, исходя из выработанной стратегии, самостоятельно принимают решения по различным видам деятельности организации. Функциональные (операционные) и производственно-технические (исполнительные) команды непосредственно занимаются производством в структурных подразделениях организации. Целевые (проектные) команды, которые призваны решать отдельные, специфические задачи.
По сути, и это вполне очевидно, что фундаментальная мировоззренческая основа, опирающаяся на понимание и видение миссии, капитализма неизменна и основана по-прежнему, на эксплуатации человека человеком. И это напрямую отражается и на формах управления персоналом организации (человеческими ресурсами), и как наиболее эффективная ее составляющая – управление командой.
Исходя из вывода данной концепции, опираясь на управленческую практику российской экономики, отметим, с нашей позиции негативные моменты результатов формирования команды в существующей рыночно-либеральной экономике:
- сохранение принципа иерархии в управлении и наличие уровней управления в командной работе, в конечном счете, приведёт к усилению эксплуатации (а для капиталиста это называется повышение эффективности управления, что и приводит к увеличению прибыли предприятия) управленческого и производственного труда персонала, при его физическом штатном сокращении (что сейчас и происходит в российской экономике);
- способность умело создавать команды, путем подбора необходимых кандидатов, для определенных целей и на определенных проектный срок (например, научные проектные команды или частично корпоративные) не всегда могут оказаться достаточно эффективными, поскольку для некоторых участников остается открытым вопрос о его дальнейшего существования после выполнения проекта. На практике эти специалисты бывают (хоте не всегда) выброшены на «вольные хлеба», если для него не нашлось места в новом проекте;
- практика показывает, что большинство реализованных инновационных проектов, направлено исключительно, на максимизацию прибыли проекта для компании (института) выбрасывая порой социально значимые проекты, которые хотя и не приносят максимальные прибыли, но значительно могут улучшить качество жизни населения страны или двинуть науку вперед. Это приводит к тому, что некоторые члены команды нравственно обусловленные, понимая данную действительность, будут менее мотивированы, и качественно осуществлять свои функции, в виду не реализации своего научного или интеллектуального потенциала, который бы у него воплотился в данном «забракованном» проекте;
- сама система построения общества, основанная на либерально-рыночной экономике, построенной на идеологии обогащения и теории гедонизма, искажает мировосприятие основной части населения, особенно молодежи, которая выбирает свой жизненный путь. Практика показывает, что 80% выбранных ими специальностей, в процессе работы не соответствуют их генетически заложенному потенциалу развития. А это значительно влияет на эффективность их деятельности и, в частности командной.
Общий вывод, который можно сформулировать сводится к тому, что при кажущейся полезности и эффективности командной системы управления различными институтами, в системе либерально-рыночной экономике отсутствует возможность для каждого индивидуума реализовать свои генетически заложенный потенциал, а значит многократно уменьшить свою профессионально-творческую деятельность.
Для понимания предлагаемой парадигмы новой командной работы сотрудников организации, необходимо сместить акценты с чисто экономического понимания проблемы командного управления в плоскость мировоззренческую основанную на философско-историческом и социолого-экономическом миропонимании происходящих процессов в русском обществе. Необходимо, прежде всего, отметить, что в генетическом коде цивилизации Русь, между людьми, в процессе исторического развития начиная с родоплеменного строя, особенно до ее христианизации, всегда присутствовали общинные (коллективистские) отношения. Это и неоднократно подтверждалось различными историческими событиями, такими как решение общенародных вопросов на новгородском вече при польской интервенции (великая смута 1612 года), осознанно созданные партизанские отряды крестьян в период наполеоновской войны 1812 года, и т.д. Она так же явственно проявилась и во времена перехода России от капитализма (конечно по сравнению с Европой того времени, он был слабо развит в России) к новой форме жизнеустройства – социализму. В этот период, особенно в период руководства И.В. Сталина, рядовой житель чувствовал себя (хотя часто это было и номинально) хозяином своей жизни и мог при желании реализовать свои генетически заложенные возможности. Одно то обстоятельство, что за короткое время удалось победить безграмотность и дать людям достойное образование говорит о многом. Сейчас даже в самых развитых капиталистических странах до 30%, безграмотного населения, не умеющего ни читать, не писать.
Еще одним существенным мировоззренческим признаком русского[2] народа помимо общинности, является его отношение к пониманию смысла жизни на земле.
Как бы современное русское общество, особенно молодежь, не была пропитана и промыта западной либерально-демократической пропагандой западного образа жизни, большинство ее граждан кто осознанно, кто на бессознательном уровне психики, хочет жить по правде, по справедливости. А что такое жить по справедливости? Все толковые словари определяют понятие справедливость в философско-социальном ключе, как соотношение правовых и экономических процессов. В правовом аспекте это соотношение совершенного деяния его правовой оценке, а также возможности избираться на любые уровни управления исходя из принципа равенства возможностей. В экономическом аспекте, это выражается, в равном распределении материальных благ, среди всех нуждающихся, для комфортного их проживания и развития. По сути это можно принять как правильное толкование. Однако не учтен философско-религиозный вопрос. А именно он и является тем опорным моментом, который даст нам ответ на возможность построения в недалеком будущем эффективной командной культуры мышления, способной целенаправленно развивать государство и экономику страны.
Если рассматривать категорию справедливости с позиции нравственности и совести то можно утверждать, что она, по своей сути, есть понятие метафизическое. Иными словами у неё нет эквивалента равенства, способной выразиться в материальном или правовом инварианте прейскуранта. Как говорят чувство справедливости это понятие надмирное, опирающееся на высшие идеалы, которые человек соотносит со своим религиозным чувством. А если это так, то все священные писания, если отбросить все наслоения и исправления, говорят об одном и том же. А именно как построить рай на земле! («...да будет воля Твоя и на Земле, как на Небе» (Евангелие, Мт. 6:10), «...и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает ободренное и удерживает от неодобряемого. Эти – счастливы» (Коран, 3.100).
Очень важно в этом контексте понять роль каждой отдельной личности в большом глобальном историческом процессе. А данную параллель можно провести, если рассмотреть этот вопрос в разрезе физиологии человека. Если вспомнить школьный курс «анатомия человека», то мы знаем, что у каждого индивидуума, есть отличия одного от другого. А именно, при вешней физиологической схожести, у каждого разные отпечатки пальцев, раковины ушей, сетчатки глаза, кончики носа и т.д.
Это говорит о том, раз при одинаковой физиологии мы «качественно» отличны друг от друга, а это влияет на функцию не только внутренних органов. Самое главное данное обстоятельство оказывает на интеллектуальную деятельность мозга человека. Отсюда вывод, что у каждого человека есть своя определенная (богом) миссия на Земле, для своего личностного вклада в общий ход вещей. Иными словами в каждом из нас заложена на генетическом подсознательном уровне, способность делать что-то немного лучше, чем другие в какой-либо области деятельности, существующей или в совершенно новой, неизученной. И главная задача человека на земле в течение своей жизни, или земного биологического жизненного цикла, выявить эти заложенные возможности и расширить или изменить существующие знания (улучшить жизнь всех человеков по справедливости).
Если подходить с такой мировоззренческой позиции к вопросу социальной справедливости, то вытекает вполне очевидный закономерный ответ: Исходя из равноценного вклада каждым человеком согласно своей нравственности и совести в ход развитие глобального исторического процесса (будь-то по призванию дворник, рабочий, инженер, менеджер, директор, губернатор, депутат, президент), распределение и получение финансовых (денежных), материальных, культурных, общественных благ должно быть справедливо соразмерным (в идеальном варианте одинаковым), и отличаться только инфраструктурной составляющей (местом деятельности).
А теперь зададимся вопросом, способна ли существующая социально-экономическая модель Запада, Востока, России-Руси, дать возможность такому развитию личности? Ответ очевиден! Конечно, нет! Более того, делается все, чтобы человек даже не задумывался об этих вещах, а всю свою жизненную энергию направлял на то, что бы хоть как-то устроиться и облегчить свое существование.
Исходя из изученного нами религиозно-философско-исторического и социально-экономического исследовательского контекста [6-9], при создании условий для развития личностного потенциала, рассмотрим основные предпосылки создания нового подхода построения эффективной командной культуры мышления, любой организационной системы.
Однако в рамках рассматриваемой темы, необходимость формирования командной культуры мышления, будет в первую очередь обусловлена состоянием экономики. Нами было ранее упомянуто, что существующие экономические модели не обеспечивают (да они и не призваны) комфортного существования всей части населения государства. Необходимо переустраивать экономические механизмы производства и распределения, материальных благ по-другому, а именно на основе экономики нового типа – человекономике. Нами лишь предлагается видение этого направления и, с позиции имеющегося мировоззрения, дается определение данного термина.
«Человекономика – это такой вид хозяйственно-экономического, и нравственно-социального устройства общества, при котором каждый индивидуум гарантировано, в течение своей жизни становится человеком (в среднем к 14-15 годам) раскрывает свои генетически заложенные возможности, и реализовывает своей потенциал развития для достижения рая на земле и выполнение им своей миссии (смысла жизни)».
Здесь очень важно создание структуры педагогических и образовательных институтов формирующих человеческий тип строя психики [5, с 18], гражданина общества к моменту его половозрастного созревания.
Исходя из этого, среди первых условий возникновения данной культуры командного мышления, следует считать, изменения в следующих областях:
1. Осуществление перевода системы образования в связи с достижением науки и техники, инновационных прорывов в области машиностроения, робототехники, и т.д., на одноуровневый стандарт образования – высшее образование, объединяя училища специально-технической подготовки и ВУЗы в единый образовательный комплекс. Иными словами любой специалист – это человек с высшим образованием и необходимым набором профессиональных компетенций и широким мировоззренческо-теоретическим уровнем подготовки;
2. Формирование такой социально-экономической политики государства, при которой каждому гражданину предоставлялась бы возможность, реализовать в течение своей жизни, генетически заложенные в нем возможности. Для этого необходимо выполнить следующие мероприятия:
- реформирование кредитно-финансовой системы страны основанной на ссудном проценте, позволяющем не прибегая к большим усилиям, перетекать в процессе кредитно-денежных манипуляций, механизмами регулирования фондовыми и товарными биржами, регулированием ценовой политикой потребительских цен и т.д., финансовым средствам от большинства населения 80% в карманы (депозиты) крупному капиталу (банки, олигархические кланы);
- перевод экономики страны с рыночных механизмов управления к экономике разумно-планово-потребительской [4, с 99-110], основанной на справедливой системе производства и распределении материальных благ с учетом равноценной системой оплаты труда (творчества);
- смена акцента приоритетности эффективности вложения инвестиций с существующей: региональная – социальная - коммерческая (на практике: коммерческая – региональная – социальная), на другой приоритет: социальная (уровень заработной платы по региону соответствует паритету цен на продукты питания + возможность приобретать предметы для комфортного существования граждан + возможность для развития населения в плане повышения своего культурного уровня и возможности без особых финансовых затруднений приобретать жилье) – региональная (налоги, идущие на развитие инфраструктуры региона) - коммерческая (фиксированная рентабельность запущенного производства позволяющего эффективно ему развиваться, без ориентации на максимизацию прибыли).
- формирования в обществе идеологии добронравия и человеколюбия, основанной на концепции сущности понимания смысла жизни на земле и предназначении человека как соработника бога (а не раба божьего), и от его имени, творящего в согласии с биосферой и заботящегося о своих потомках;
- осуществление территориального деления РФ не по национальному признаку (это мина замедленного действия), а по экономико-географическому. При этом главный принцип, это способность данной территории к автономному (в лучшем случае) социально-экономическому существованию, либо в способности к большему обеспечению населению данной территории всеми необходимыми товарами и услугами;
- выстраивание системы государственного, политического, экономического управления, позволяющую каждому гражданину занимать любую государственную (на первом этапе) и негосударственную должность (уровень управления) на основании выработанной методики отбора кандидатов исключительно на основании необходимых, в первую очередь, личностных философско-мировоззренеских знаний, далее профессиональных навыков, умений, компетенции. Причем формирование организационной структуры управления должно опираться на одноуровневый принцип коммуникационных связей, полномочий и ответственности, на основе командной культуры мышления (Рис.2).
Рис. 2. Одноуровневый принцип построения организационной структуры организации, на основе командной культуры мышления
Основным проходным критерием при выборе кандидата следует считать – способность индивидуума принимать решения основываясь на нравственности и совести, опираясь на интуитивно-прозренческие внутренние установки, согласно мере понимания замысла божьего промысла [4, с 98].
На примере микроэкономики отметим, как данные предпосылки приведут к улучшению функционирования менеджмента команды. При этом будем опираться на «эгрегориально-матричный подход, опирающийся на основу коллективной психики, в которой выражается человеческий тип строя психики, множества личностей которого обеспечивается построением внутренне ненапряженных систем общественной деятельности, работающих на основе свободной воли всех в нее входящих».
Приведем лишь основные составляющие формирования менеджмента командной культуры мышления, при данном типе экономики:
- набор персонала на предприятие осуществляется не на основе требований компетентностных показателей штатного расписания, а из желания человека функционировать в данной области, при наличии необходимой профессиональной подготовки, которую он выбрал исходя из генетически заложенных в нем возможностей и своего творческого потенциала развития;
- вся система управления предприятием построена на одноуровневом принципе формирование командной деятельности (творчества), основанной на процедуре выбора лидера открытым голосованием и внутренне нравственном справедливом выборе принятым каждым участником, опирающимся на интуитивно-рациональный метод принятия решения ;
- отсутствует, какая либо строго фиксированная структура управления предприятием. Она состоит только из команд по направлению функционирования деятельности (производственное направление, функциональное направление и т.д.), где в каждой команде есть лидер, выбранный исключительно по решению членов команды, осуществляющий выбор командного решения, соотнося его с нравственно-чувственно-интуитивным и интуитивно-прозренческими внутренними установками, согласно мере понимания замысла божьего промысла;
- на предприятии при общекомандной системе построения управления отсутствуют понятие формальная и неформальная структуры, все объединено в одно понятие командная культура мышления;
- на предприятии каждый член команды имеет возможность по своему желанию и здравому рассудку, опираясь на свои интеллектуальные возможности, перемещаться свободно из одной команды в другую, вплоть до главного лидера, если ему окажут общекомандное одобрения все ее члены. Это не только не возбраняется, а поощряется, только в том случае, если человек по своему нравственно обусловленному состоянию, по мнению членов команды наиболее чутко и правильное соотносит все свои действия и принятые решения, для построения рая на земле;
- по мере необходимости, в случаях возникновения новых изменений во внутренней и внешней среде предприятия, формируется новая команда либо для устранения проблемы, либо для получения новой возможности дальнейшего развития. В случае выполнения командной своей задачи, она или расформировывается для сохранения ресурсов, и ее члены переходят в другие, или перед ней ставятся другие цели и задачи;
- в данной постановке вопроса формирования эффективной командной культуры мышления, полностью решается вопрос (он даже не затрагивается) мотивационной составляющей, поскольку каждый член команды – самомотивирован изначально, исходя из своей мировоззренческой позиции смысла жизни;
- любая командная (проектная) инициатива по поводу внедрения новшества (товара, услуги), принимается на рассмотрение и при ее одобрении исходя из приоритетности достижения существующих целей, вставляется в очередность ее воплощения в реальность.
В заключение хочется отметить, что для достижения такого командного эффекта необходимо проводить единовременно большой комплекс государственных мероприятий в социальной, экономической, политической сферах. Но прежде всего, осуществить целенаправленное информирования и обучение, во всей цепочки образовательной и педагогической сферы начиная со школьного образования, базовым мировоззренческим понятиям для формирования человеческого типа строя психики основанной на личной диктатуре совести и нравственно-этическом принципе поведения человека в обществе.
Список литературных источников:
Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 224 с.
Mcintosh-Fletcher D. Teaming by design: real team for real people. - New York, VcGraw-Hill 1996.P.35
Майорова Н.В. Социология управления: учеб. пособие / Н.В. Майорова, С.А.Баркалов, А.И. Половинкина. И.С. Половинкин. – Воронеж: Научная книга, 2011. – 403 с.
Новосадов С.А. Основы концептуальной теории фундаментального развития и управления экономикой нового типа: монография. – Издательство РГСУ, 2013.
Ефимов В. А. Курс эпохи водолея. – СПб.: ИГ «Весь» 2011.-400 с.
Карамзин, Н.М. Полная история России с древнейших времен до наших дней / Н.М. Карамзин. – М.: Вече, 2011. – 512 с.
Татищев, В. Русь Домосковская: История Российская во всей ее полноте / В. Татищев. - М.: Алгоритм, 2013. - 736 c.
Губин, В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – Москва: Проспект, 2013. – 332 с.
Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В. Г.Кузнецов и др. – Москва: Инфра–М, 2013. – 517
[1] Данный термин предлагается в качестве новой парадигмы понимания командной деятельности персонала (лучше единомышленников) организации (прим.автора).
[2] Здесь под словом русский понимается его цивилизационное обобщающее понятие. Каждая национальность, которая живет на территории современной России- Руси, использует русский язык как язык межнационального общения, опирается на идеалы справедливости, совести и нравственности является русской (прим. автора).