Понаблюдав за празднованием 65-летия победы, отметил для себя, что тускнеет, конечно, энергетика праздника и трансформируется. Песен новых о войне нынешнее поколение ни одной не написало, все больше попугаят мотивы вчерашних дней. Да и у многих детей уже нет в семьях живых свидетелей войны. Перенос смыслового значения ленточки, опять же. Из отличительного признака героя, лично заслужившего её личной доблестью в стадную цацку для демонстрации своей патриотичности. Или, меня резануло сегодня, как певун в парке поздравлял дедов: "С праздником победы вас. МЫ победили!" Какие-такие "мы", хочется спросить? Ты что ли с оружием в руках воевал и побеждал? Да тебя не было и в помине.
Но это естественный процесс. Рано или поздно уйдет последний участник, им и так глубоко за 80 уже. А для новых поколений это будет иметь новый смысл. Кто помнит нынче дату победы в войне 1812 года? Куликовской битве? Это скорее для нынешних поколений миф, спектакль "с патриотическим гарниром". Живой памяти давно нет.
И "мы победили" из "мы это реально сделали и реально помним" перейдет в "мы победили" мифическое. Из живой памяти в имидж, социально лицо, таки тот самый "патриотический гарнир".
То же самое плавно происходит и с 9 мая. Конечно, это по прежнему повод для патриотического воспитания и всё такое. Но вот ДУХ реальный победы неизбежно испарится со временем. Смогут ли тогдашние власти удержать этот формат, направлять его или он скапустится окончательно это вопрос.
Молодняк-то сечёт любую фальш. И разница между победой наших дедов и отцов - т.е. ИХ таки достижением и собственно нашими достижениями, делами наших собственных рук, т.е. той социальной реальностью, которую построили себе мы сами и в которой мы живем, она достаточно наглядна, и ощутима, хотя и бессознательна для большинства. А вот как нынешние правители эту зияющую пропасть преодолевать собираются и осознают ли они её вообще - это тоже вопрос.
Меня в данном случае интересует другое, как эту стадность, коей и является «мы победили» по сути форматируют, т.е. как к "мы" прицепляют те или иные смыслы. Вот здесь и можно наглядно видеть, как РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ одного поколения переходит в мифический опыт следующего - "мы полетели в космос", хотя мало кто из утверждающих это РЕАЛЬНО туда летал.
Так вот через этот механизм можно прививать любые стандарты. И не только в каком-то определенном смысле полезные. И это работает. Причем в любом случае через "мы". Вот у меня за окном пьяный молодняк горланит "катюшу", а вслед за ней "мама анархия, папа стакан портвейна". Так вот МЫ РЕАЛЬНЫЕ, наши ныне живущие поколения это и есть пьяный молодняк, заблеванные аллеи на праздниках, что многие и наблюдали по мере того как дневно запрет на продажу алкоголя перетекал в обычную вечернюю стихию пьяного угара. Вот это наши РЕАЛЬНЫЕ достижения.
Но при этом есть МИФ, в котором вот эти самые пьяные подростки ощущают, что они "летали в космос", побеждали в войнах и т.п. Я ношу ленточку, я горланю катюшу, собираюсь с друзьями 9 мая, т.е. выполняю те же ритуалы и ношу те же внешние опознавательные признаки тех, кто победил когда-то в войне, следовательно, я такой же, как и они, я тоже отношусь к "мы", которые победили в войне. Это шизуха. Не цацки и не ритуалы воспитывают настоящего победителя, а ЛИЧНЫЕ победы. Реальные. А нету их.
Реальность всегда разбивает розовые очки любого мифотворчества, а сохранить реальный дух, не мифический, можно только реальными поступками, а не танцами с патриотическим кандибобром. И этот бессознательный диссонанс между красивой пропагандисткой сказкой, в которую все верят, и наблюдаемой реальностю будет только расти и ширится. Вот если были бы реальные дела и достижения, которые духу победы соотвествовали - я бы молчал. А наблюдаю я именно "патриотический гарнир". С благородными намерениям, но бессильный воспитать молодежь так, чтобы она реально могла побеждать, а не фантазируя себя космонавтами во время пьянок. Вот так та самая стадная энергия «мы», которая заставляет клокотать грудь и которую вполне можно было бы направить в какое-то созидательно русло и сливается в сточную канаву ритуала, в который и превращают праздник победы.
Т.е. вот так "мы" и делают поколением реальных алкоголиков мнящих себя мифическими космонавтами.
Если зайти с другой стороны, то взять одного каратиста, которого будут готовить ежедневными упражнениями и спаррингами, и десяток других, которые вместо упражнений и реального мордобоя будут собираться вместе, бить себя в грудь под руководством тренера и кричать воинственные речёвки, "мы самые самые, мы всех победим". Кто победит если их стравить? Да один реальный боец, пусть даже и не лучший, не чемпион, этих павлинов раскидает всех, а скорее даже, они разбегутся, прежде чем он кого тронет.
С другой стороны есть такая тема, как идеомоторная тренировка. Спортсмен вместо реальных физических упражнений тщательно и в мельчайших подробностях ощущений представляет себе как тягает штангу. Так вот, экспериментально доказано что такие спортсмены выступают наравне с теми, кто тренировался с реальным снарядом.
Казалось бы, если психическая тренировка дает идентичный результат с физической, почему нельзя речевками-кричалками натренировать каратиста? А вот тут и лежит разница между стадом и личностью. Стадо побеждать не способно в принципе, оно воли не имеет. Побеждает всегда ЛИЧНОСТЬ. Поэтому победителя можно воспитать только через его ЛИЧНЫЙ опыт побед, через личные тренировки и усилия. Нет личных усилий - не будет побед. Победа бывает только личная.
Да, в коллективном спорте (да и любой другой деятельности) кричалки и ритуалы могут накачать дух коллектива, сплотить его. Но побеждает он только в результате личных усилий отдельных личностей, личного вклада каждого в отдельности.
Поэтому наши отцы, которые после войны страну отстроили и в космос Гагарина отправили - это ИХ победа, которая зависела от личного вклада каждого в этой общей игре. А прививать нынешним поколениям победы прошлых как ИХ СОБСТВЕННЫЕ – фактически означает воспитывать паразитический подход к жизни. Я ничего не делал, бухал с друзьями на лавочке, но я типа тоже "победил".
Источник