"Когда народ много знает, им трудно управлять"
Лао-цзы
Эта «октава» уже не раз упоминалась. Пришло время назвать ее «ноты» и дать им краткую характеристику. Для начала представим все в общем виде[1].
Система институциональных исследовательских и производственных программ. Эта система формируется на базе предыдущей и возвышается уже над ней. Оба «этажа» данной надстройки могут действовать как автономно, так и в разнообразных комбинациях друг с другом. Своёобразие системы институциональных, исследовательских и производственных программ состоит в том, что в ней отдельные проекты и программы приобретают кооперативный, интегрированный взаимозависимый характер. Это позволяет быстро наращивать общую массу используемых научно-технических ресурсов.
Базисным элементом системы являются научные и другие фонды, принимающие на себя функции организационно-управленческих учреждений особого типа. Это – специфические управляющие компании, средства которых образуются за счёт членских взносов на ведение уставной деятельности, а также от договорной доли в увеличенной от их управленческой работы доходной части реализуемых проектов и программ. В США они называются, чаще всего, независимыми неприбыльными институтами отраслевого и межотраслевого значения.
Одним из важных козырей этой системы является то, что она обладаёт способностью начинать создание своих комплексных многопроектных и многоцелевых программ со скрупулёзного консультативно-экспертного анализа совокупности научно-технических и социально-экономических проблем, стоящих перед соответствующей отраслью хозяйства. Кроме того, за счёт объединения индивидуальных целевых проектов в единую отраслевую программу и общего управления проектами резко снижаются различного рода накладные, административные и иные расходы.
Система кооперативных внедренческих программ. В США она стала складываться в полной мере в конце 70-х годов. Её основу тоже составляют научно-технические фонды. Однако они относятся к принципиально иному типу, чем фонды двух предшествующих организационно-экономических систем.
Это – фонды, предназначенные для ускоренного внедрения научно-технических нововведений в производство в крупных масштабах и в такой массе, которая предполагает объединение усилий одновременно многих корпораций, относящихся к различным отраслям хозяйства.. Фонды здесь находятся в распоряжении специфических организационно-управленческих органов – внедренческих кооперативов, партнёрств, ассоциаций и других объединения компаний и ведомств.
Внедренческие кооперативы компаний называют «временными» и «ограниченными», потому что создаются они для достижения какой-либо частной, т. е. ограниченной цели, называемой проблемой. Вместе с тем, круг партнеров, входящих в один внедренческий кооператив, создаваемый как группировка сил и средств под решаемую задачу, может быть довольно узким, хотя и способным к расширению, усилению за счёт новых партнёров.
Именно эта ступень фондовых механизмов наделила их четко выраженным проблемно-целевым характером, при котором обеспечивается максимальная жесткость использования капитала всех форм собственности в качестве капитала-функции развития и максимальную гибкость для владельцев капитала-собственности в смысле выбора: оставить капитал при себе или передать его в управление тому или иному проблемно-целевому фонду с участием или без участия в этом управлении.
Система информационно-технологических проекций новых производств и отраслей охватывает пространство промышленного выпуска и коммерческой реализации новой наукоёмкой продукции.
Развитие и расширение сферы действия системы проекций, в которой решающую роль играют лица и учреждения внешне независимого сектора НИОКР, подхлёстывают процесс слияния всех его (уже четырёх) систем ускорения научно-технического и технологического прогресса. Происходят крупные сдвиги во взаимных отношениях государственно-монополистической экономики с выросшей из неё надстройкой, которая становится иерархией не столько властных должностей, сколько функциональных интеллектов, что влечёт за собой и новые отношения.
Так, например, субсидии, в том числе на целевых лицевых счётах, предоставляются специалистам не только на независимой и неприбыльной, но также на безвозвратной, безвозмездной основе. Иначе говоря, субсидии специалистам не нужно ни возвращать, ни уплачивать за пользование ими какие-либо проценты.
Здесь тоже полезно задуматься. О чем идёт речь? Речь идёт о том, что субсидии отрицают всё, в том числе и главную экономическую форму капиталистического производства – форму процента и приносящего проценты капитала. Это довольно яркий пример социализации капитала, за которым можно увидеть общеё направление развития социально-экономических отношений, отношений будущего...
Отказ от процента не является благотворительностью. За этим стоит элементарный прагматический смысл. Зачем относить процент на себестоимость конечного продукта, выбирая маржу между себестоимостью и ценой реализации, если это снижает наполнение процента в собственной доле.
Отметим, что конкурентоспособность и успех в бизнесе определяются не размером собственности, а тем как она работает в качестве капитала-функции. Показателем такой эффективности как раз и является наполнение процента. Чем он выше, тем успешнеё бизнес.
На этой ступени фондорыночных механизмов прошла окончательную апробацию формула «равенство без уравниловки». Равенство – в обеспечении функции развития на том или ином уровне, сопряжённом с соответствующей ступенью в лестнице фондовых механизмов вне зависимости от размера собственности. Отсутствие уравниловки – в разной доле в доходной конечной части, хотя наполнение каждого процента в доле у всех – одинаковое.
Система научных инициатив (идей) глобального предназначается для «перешагивания» через многие поколения новых промышленных технологий к тем, которые при существующих темпах ускорения и сложившихся формах развёртывания научно-технологической революции могут стать реальностью лишь в весьма отдалённом будущем.
В создании каждой такой программы ключевая роль отводится всего одной, но незаурядной личности, которая получает неограниченные полномочия эмиссара правительства, промышленности и науки. Инициативные программы, нацеленные на сверхсрочное создание промышленных технологий отдалённого будущего, отличаются незначительным числом участвующих в каждой из них специалистов; «разбросанностью» этих специалистов по различным учреждениям (и даже странам и континентам). Существует множество взаимоувязок.
Здесь уместно вспомнить о том периоде работы Госплана СССР, когда впервые в масштабах страны стали планировать взаимоувязку 2000 показателей. В этот «дохрущёвский» период темпы прироста в народном хозяйстве по основным показателям достигали 30 % в год. Таких темпов мировая экономика не знала. При Н. С. Хрущёве отменили такую взаимоувязку. Сразу стал развиваться дефицит при изобилии. Так, например, при выпуске огромного количества стали остро не хватало продукции определенного сортамента. Пришлось наращивать импорт, часто из собственного, но переработанного металла. Так продолжается по сей денью.
Между тем в фондорыночных странах, например, в Японии, опираясь на опережение в вычислительной технике, стали планировать взаимоувязку 2 000 000 показателей! Вот здесь бы и подумать реформаторам, где на самом деле подлинная плановая система: в социалистической, капиталистической или фондорыночной экономике, социализирующей капитал независимо от форм собственности. Преимущества дают не «измы», а учёт функциональных связей. В России, к сожалению, функциональное мышление носит диссидентский характер.
Система инициативных программ быстрее всего стала формироваться в Японии. Они быстро распространились по другим странам и получили название «программно-целевых инициатив». К ним относилась, например, «стратегическая оборонная инициатива» США, направленная не только на выигрыш гонки вооружений, но и на относительно мирное изменение политической карты мира.
В японской системе «оригинальных инициатив» самые жёсткие требования предъявляются к социальному контексту новых промышленных технологий. Они должны обладать исключительно высокими показателями по ресурсо- и трудосбережению, экономичности, производительности, сохранению окружающей среды.
Именно на пятой ступени планирование свойств и самого качества развития стало основным содержанием индикативного управления. Управления не формами собственности с субъективным предпочтением одной из них, а развитием с мотивацией всех форм собственности на участие в обеспечении этого развития. Мотивацией не на основе долевого участия, а на основе конкурентоспособного дивиденда на капитал-собственность, независимо от вида капитала, формы собственности и различий между юридическими и физическими лицами. Переход от долевого участия к конкурентоспособному дивиденду на капитал-собственность связан с особенностями построения, запуска и раскрутки инвестиционной спирали, что будет самостоятельной темой.
Первые пять ступеней — это то, что используется сегодня в экономике всех относительно преуспевающих стран. Следующие три ступени (система трансформ) – это сугубо отечественная разработка, которая неизбежно будет востребована, если правящая элита действительно нацелена на гражданское общество и вместе с ним желает уверенно смотреть в будущее.