Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос добрым, умным, воспитанным, послушным. Мудрые родители осознают, что для этого придется приложить немало усилий. И первым кирпичиком на пути воспитания здоровой полноценной личности будет «прививка» против непослушания.
Если вы говорите ребенку: «Вымой-ка руки перед едой!», а он отмахивается; если вы предупреждаете, что пора садиться за уроки, а ребенок морщится и не слушается, это означает, что ваши просьбы и требования ребенок не воспринимает всерьез. Запомните - очень важно следить за своей техникой речи в момент, когда вы обращаетесь к ребенку, ваши слова должны звучать серьезно, спокойно и уверенно, если дело касается ситуаций, в которых требуется беспрекословное послушание. К тому же, ваши слова должны быть тесно связаны с делом. Например, если вы сказали, что выбросите игрушки ребенка, если он их не уберет, то они действительно должны исчезнуть.
Современные дети зачастую имеют неправильно сформированную привычку по отношению к родительским «указкам». Они отражаются в двух крайностях: слушаться всех, либо не слушаться никого. Эти две привычки одинаково разрушительно влияют на процесс правильного воспитания. А вот привычка слушаться избирательно, а в нашем случае - слушать и слушаться родителей – отличная правильная привычка, поэтому не ленитесь и приучайте ребенка внимательно слушать то, что вы говорите или просите с самого раннего возраста, это подарит вам возможность воспитать здоровую полноценную личность.
Лучший возраст для активных воспитательных процессов – 2-12 лет. Позже родитель начинает переходить из ранга воспитателя в ранг старшего друга, помощника в решении жизненных задач, поэтому воспитательные меры не всегда могут возыметь успех претворения в жизнь.
Поэтому младший возраст – лучшее время для тренировки послушания.
Метод очень простой, он нацелен заложить в ребенке мысль о том, что слушаться родителей – правильно и естественно.
Вспомните сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Один из персонажей – Король – предполагал, что можно стать властелином солнца. Достаточно знать, когда оно встает, и в подходящий момент произнести: «Солнце, поднимайся!».
Если на данном этапе поведение крохи не поддается управлению, постарайтесь пристроиться к тому, что делает малыш. Например, он бежит, и вы кричите ему: «Беги быстрее!». И вы увидите, с каким удовольствием он прибавит скорости.
Кроха хлопает в ладоши? Замечательно! Поиграйте в игру. Говорите малышу: «Погуди, как паровозик!», «Скажи, как говорит кошка». Увидите, как ребенок с радостью будет выполнять ваши поручения.
На этапе, когда ребенок еще не привык вас слушаться, пристраивайтесь к его действиям, делая вид, что управляете ими.
Если у вас есть домашнее животное, вы наверняка наблюдали за ним и знаете, что кошка или собака придут к вам по первому зову. Почему? Потому что вы их приручили, «привадили». Сначала вы их подкармливали, гладили, и постепенно животные привыкли прибегать, когда вы их зовете.
Если ваш ребенок еще не «приручен», он не бежит к вам по вашему зову, действуйте так же, как действовали древние люди: найдите приманку и приваживайте на нее. В качестве приманки может служить все что угодно: игрушки, лакомства, игры.
Ваш малыш любит конфеты? Сделайте так, чтобы ребенок мог получить их только от вас. Не ждите, пока малыш будет выпрашивать у вас лакомство, а сами подберите момент и скажите: «Подойди ко мне! Я дам тебе вкусную конфетку!». Когда ребенок подбежит, похвалите его, погладьте по голове. Приучайте малышей выполнять и другие ваши просьбы, сопровождая слова радостными эмоциями и похвалой.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был разумным, учите его договариваться. Пытаться разговаривать с малышом можно уже в 2 года. В 3 года кроха уже должен с пониманием и спокойствием относиться к вашим попыткам договориться.
Например, вы идете на детскую площадку. Заранее договоритесь с ребенком: «Мы сейчас идем на прогулку. Но много играть на улице мы не сможем. Нам придется возвратиться домой, чтобы приготовить обед. Ты обещаешь, что если я попрошу тебя пойти домой и скажу «Пора!», - пойти домой, при этом не обижаясь и не капризничая?». Если малыш пообещает вам, но, когда настанет время покидать площадку, начнет просить остаться еще немного, отведите его в сторону и скажите: «Мы с тобой договаривались. Ты должен держать свои обещания, иначе в следующий раз я не смогу тебе верить. Если мы о чем-то договорились, то выполняем обещание без капризов. Тот, кто нарушает правила, поступает нечестно».
Послушные дети не только выполняют родительские просьбы, но и прекращают какое-либо дело, когда об этом просят мама и папа. Например, родители просят выключить телевизор и прекратить просмотр мультиков. Малыш может попытаться отстоять свои «права» с помощью капризов.
Не поддавайтесь и не реагируйте. Спокойно выполняйте свою работу. Скажите: «Если долго смотреть мультфильмы, будут болеть глаза, и придется надевать очки, пожалуйста, перестань смотреть мультики, это очень ВАЖНО для твоего здоровья». Приучайте кроху: все, что вы говорите, важно.
Если малыш уже подходит к вам по первому зову, если он выполняет то, о чем вы просите, пора приучать исполнят ваши требования. В отличие от просьб, они звучат жестко и являются обязательными для выполнения.
Важно, чтобы ваши требования поддерживали другие родственники. Например, вы можете требовать самостоятельно есть кашу, делиться игрушкой с другим малышом на площадке и другое.
Но требований не должно быть слишком много, иначе ребенок просто запутается в них. Одновременно постепенно убирайте материальные вознаграждения. Кроха должен подбегать к вам, когда вы его зовете, выполнять вашу просьбу, потому что так надо. Словесную похвалу, поцелуи можно оставить: проявления родительской любви никогда не помешают.
Обязанности – требования, приведенные в систему. Расскажите ребенку, что каждый в семье выполняет какие-либо обязательные поручения. Уверенно давайте крохе задания, которые будут ему по силам. Например, заведите привычку убирать на ночь игрушки. Требуйте выполнения обязанностей, даже если малышу этого не хочется.
Старшим детям можно поручить помыть посуду, подмести пол, сходить в магазин за 1-2 продуктами. Конечно, взрослому проще это сделать самому. Но ведь наша задача – воспитать послушного ребенка, поэтому стоит поступиться своими желаниями. Регулярно напоминайте малышу о его обязанностях. Постепенно намекайте, что он сам должен помнить о них, без ваших слов и напоминаний.
Когда ребенок привыкает без напоминания выполнять свои обязанности, настала пора формировать в нем умную самостоятельность. Это означает, что вы можете о чем-то попросить малыша и будете уверенны, что он сделает то, что от него требуется, без родительской помощи.
Например, вы собираетесь в путешествие. Ребенок должен сам собрать свои вещи. Если он забудет что-то необходимое, то сам будет ответственен за недостачу. Это уже не просто требование: «Собери игрушки перед сном». Это просьба, для выполнения которой малыш должен сам подумать, как ему лучше поступить.
Конечно, не все будет получаться сразу. Возможно, на первом этапе ему понадобится родительская помощь. Старайтесь не усердствовать и обходиться подсказками там, где это возможно. Можете считать, что задание выполнено, если ребенок сможет прожить без вас несколько дней, если вы отлучитесь в поездку. Конечно, речь идет уже не о 6-летних детях, а о подростках от 11 лет.
По мере того как ребенок растет, приходит пора поручать ему ответственные дела. В чем отличие? Ответственность подразумевает расплату за неудачу или ошибку. Например, вы поручаете своему чаду отнести деньги соседке, когда он вернется из школы. Объясните, что вы брали у нее в долг и обещали сегодня вернуть, но сами не успеваете.
Ответственность состоит в том, что ребенок должен не забыть о вашей просьбе, иначе ему придется извиняться перед соседкой, и виноват будет именно он.
Если ребенок осознал меру ответственности, можно вздохнуть: вы воспитали достойного человека.
В ходе воспитательного процесса у разумных родителей нередко возникает вопрос, нужно ли, чтобы ребенок всегда был послушен. Не подавляют ли они этим его волю?
Можно просить малыша застелить постель, но нельзя требовать от молодого человека поступать на специальность, которая ему не по душе, поскольку в этом случае речь идет о судьбе ребенка.
Если родители умные и любящие, ответом будет «да», ведь заботливые родители не потребуют от своего ребенка ничего плохого. Мудрые родители никогда не причинят вред своему ребенку.
Если требования родителей разумные и справедливые, подрастающий малыш скоро поймет, что они создаются для его блага. Постепенно внутренние противоречия пропадают, и просьбы родителей уже не нуждаются в аргументации и обсуждении.