22 сентября во многих странах мира (по приблизительным оценкам, в этих акциях участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов) проводился ежегодный Всемирный день без автомобиля под девизом «Город как пространство для людей, пространство для жизни».
Кратко напомним нашим читателям о сути этого действа. 22 сентября — это день, в который автомобилистам и мотоциклистам предлагается отказаться от использования потребляющих моторное топливо личных и служебных транспортных средств. Мероприятие пропагандирует идею пешего и велосипедного способов передвижения, использования общественного транспорта, но особое внимание заслуживает также пропагандируемый тезис: развитие сообществ с шаговой доступностью мест работы и досуга, который мы называем концепцией биосферно-ориентированного градостроительства, о чём подробно расскажем ниже.
Впервые День без автомобиля был проведён в 1998 году во Франции, а в 2001 году официальными участниками мероприятия стали более тысячи городов в 35 странах мира. В странах СНГ наиболее успешно это акция организуется в городах Беларуси, где, в частности, по данным столь «принципиальной» организации, как «Гринпис», 22 сентября 2015 года удалось добиться предотвращения выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух в объёме более 350 тонн. В этот день в городах страны высаживают кустарники и деревья, работает бесплатный прокат велосипедов, в Минске любой водитель может использовать своё водительское удостоверение и свидетельство о регистрации автомобиля в качестве проездного на все виды общественного транспорта.
На родине акции, во Франции, 22 сентября для автомобильного транспорта традиционно перекрываются дороги центральной части Парижа. На улицах можно увидеть лишь такси и электромобили. Для тех, кто боится опоздать на работу, предлагаются велосипеды, которые можно получить бесплатно под залог удостоверения личности.
Во многих населённых пунктах проводятся своеобразные велодемонстрации. Самое большое количество участников на демонстрациях в Лондоне, Сиднее, Мельбурне, Сан-Франциско, Будапеште. Например, в Будапеште число демонстрантов доходит до 30 тысяч человек. Лозунг всех демонстраций един:
«Мы не мешаем движению; мы сами — движение».
В России велодемонстрации и велопробеги, правда, далеко не столь массовые, проходят уже в более чем трёх десятках городов.
В ряде городов мира, не только в этот день, а на постоянной основе принимаются меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.
Конечно, День без автомобилей — это всё-таки больше символическая акция, напоминающая обществу о вреде природе и здоровью людей от чрезмерной автомобилизации, однако в положительном эффекте ей не откажешь. Как и ряду других мер, о которых мы поговорим в следующем разделе.
Находясь «в здравом уме и твёрдой памяти» и принимая во внимание сегодняшние реалии, любой нормальный человек понимает, что в современных условиях, да и в ближайшем будущем, полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, к тому же реальной и массовой альтернативы автомобильному транспорту сейчас нет.
Да и положительные стороны использования автомашин преуменьшать не стоит. Так, к основным преимуществам легкового автомобильного транспорта, в первую очередь, целесообразно отнести высокую скорость сообщения, возможность поездки по любому маршруту и в любое время, её комфортабельность. Ну, а представить себе сегодня какую-либо отрасль экономики без использования грузового автомобиля вообще невозможно. Маневренность, мобильность, высокие скорости доставки грузов, широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения — это всё действительные преимущества автомобильного транспорта. А ведь ещё существует и общественные виды транспорта, обеспечивающие внутригородские, междугородние и международные перевозки пассажиров.
Однако, наряду с преимуществами, которые обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, её прогресс сопровождается и негативными последствиями — отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду. Автомобильный парк является одним из основных, а в мегаполисах и основным источником загрязнения окружающей среды, плюс создающим высокий уровень шума и вибрацией. Экологический ущерб от эксплуатации автотранспортных средств обусловлен токсичными выбросами. Ежегодно автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу более 12 миллионов тонн (!) различных загрязняющих веществ: окиси углерода, окислов азота и серы, углеводородов, сажи и других.
Во многих крупных городах на долю автотранспорта приходится 70 и более процентов от общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Являясь крупнейшим потребителем природного топлива, автотранспорт существенно влияет на увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир.
К тому же, продолжающийся процесс развития автомобилизации сопровождается целым рядом острых социальных проблем. Наблюдаемая мировая тенденция увеличения количества автомобилей создает трудности в борьбе против загрязнения атмосферы, почвы, водоемов, уменьшения уровня шума, обеспечения безопасности движения. Население городов всё более ощущает неудобства от постоянных конфликтов с движущимся и неподвижным транспортом, испытывает постоянный дискомфорт от загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей и от растущих уровней транспортного шума, от которого трудно защититься не только в дневное, но и в ночное время. Растет уличный травматизм, автомобильный транспорт является самым опасным видом транспорта, наибольшее число людей гибнет именно в автомобильных авариях, а общее число жертв по всему миру ежегодно приближается к цифре 1,2 миллиона человек.
Нет, конечно, понимая всю опасность отрицательного влияния последствий автомобилизма, человечеством принимаются меры по минимизации этого вреда. Активно ведётся работа уже не только по созданию экологически чистых видов личного транспорта – электромобилей, но и внедрению их в повседневную жизнь. Принимаются меры по созданию и использованию сравнительно экологически чистых видов топлива. Например, к 2020 году все автомобили в Японии должны будут работать на смеси этанола и стандартного бензина, что позволит в разы снизить объём выброса вредных вещей. Определённую пользу людям приносят и такие меры, как упорядочение движения, в том числе запрет на использование автотранспорта, прежде всего грузового, в отдельных районах, создание пешеходных зон, развитие альтернативных, в первую очередь, использование велосипедов, видов передвижения.
Всё это далеко не лишние, но всё-таки и далеко не принципиальные решения, способные разрешить биосферно-социальный кризис, в условиях которого мы в настоящее время существуем, и в ухудшение которого свою лепту, и немалую, вносит автомобиль.
Поэтому необходимо комплексное решение этой проблемы, в совокупности с решением стоящих перед нашей страной, да и всем человечеством демографических, культурных, образовательных, жилищных, экономических проблем. И именно все эти вопросы в комплексе позволяет в значительной степени решить концепция биосферно-ориентированного градостроительства.
Как известно, в настоящее время более половины населения планеты проживает в городах и количество городского населения продолжает увеличиваться, поскольку в мире продолжаются процессы мегаполисной урбанизации. Согласно прогнозам к 2050 году численность городского населения планеты вырастет почти вдвое, достигнув 10 млрд. чел.
Источник: https://prezi.com/e7zto2wdxmag/vdeviatov-kak-s-supom/
Мегаполисная урбанизация, как правило, несёт с собой рост промышленного производства, и соответственно резкий рост количества автомобилей, что ведёт к увеличению нагрузки на биосферу и таким образом крупные города формируют патогенную среду для вида Человек разумный. В городах происходит рост психических и физических отклонений, становится невозможным воспроизводство здорового населения в связи с мутагенным воздействием мегаполисов на генетику.
Заметим в скобках
Этот вывод подтвердил ещё в 40-х годах прошлого столетия советский генетик Н.П. Дубинин опытами на мушке дрозофиле, которыми показал, что мушка мутировала в городской среде в преемственности поколений, но восстанавливалась к исходному здоровому состоянию вне техносферной среды города.
Источник: https://prezi.com/y2ll0x-71_pb/1-/
Мегаполисы способствуют развитию чувства разобщения людей, разрушают гармонию между человеком и природой, увеличивают преступность, создают неестественную скученность людей в одном месте. Всё это влечёт: генетическое вырождение, высокую смертность, разрушение общества через разрушение семьи, разрушение природы, что и называется биосферно-социальным кризисом.
Источник: https://prezi.com/hbxl4qhaa0pn/economical-lesson/
Его интегративное решение и предлагает концепция ландшафтно-усадебной урбанизации, которой предусматривается обеспечение в преемственности поколений воспроизводство биологически (физически и психически) здорового и высоконравственного населения, способного развивать культуру, при сохранении и развитии биоценозов в регионах, где должны быть организованы инфраструктуры проживания и хозяйственной деятельности людей.
При этом должны в обязательном порядке соблюдаться основные принципы биосферно-ориентированного градостроительства:
Вопросы занятости населения решаются на следующих принципах:
Необходимо подчеркнуть, что практическое воплощение представленной на суд читателей концепции может быть достигнуто лишь при условии, если политика государства признаёт, а общество осознаёт:
При практическом осуществлении принципов предлагаемой концепции, принимая во внимание инерцию мышления, необходимо действовать постепенно, аккуратно готовя каждый последующий шаг. Но можно быть уверенным, что как только из мегаполисов пойдёт ощутимый отток населения в регионы, сменится и градостроительная парадигма самих городов. На место концепции уплотнённой застройки придёт формирование ландшафтов. Вместо снесённых зданий будут разбиваться парки, скверы, лесополосы. То есть в городах будут заводиться системы биосферы, причём так, чтобы природная среда развивалась естественным образом и требовала минимального вмешательства человека. Новое строительство в городах будет осуществляться в рамках развития крупной промышленности, которая останется в крупных населённых пунктах, как и образовательные и культурные сооружения.
А поэтому особенно отрадно отметить наличие в нашей жизни первых шагов, укладывающихся в парадигму формирования ландшафтов, предлагаемую концепцией биосферно-ориентированного градостроительства, к которым можно отнести открытие 9 сентября в центре Москвы на месте снесённой гостиницы парка «Зарядье».
При том, что основной идеей воплощённого проекта является создание системы взаимодействия между природой и городом, согласно которой природная и городская среда соседствуют друг с другом, образуя новый тип общественного пространства. В парке воссозданы четыре ландшафтные зоны России: тундра, степь, лес и болото, которые спускаются террасами с верхнего уровня участка к его нижней части, с северо-востока на юго-запад, пересекаются и наслаиваются друг на друга. На территории парка высажено 752 дерева и 7 тысяч кустарников, всего же здесь представлено 120 видов растений. Важным элементом проекта является то, что маршруты не предписаны, и посетители смогут перемещаться по парку, как пожелают.
Да — это первые шаги, и даже возможно всего лишь «первая ласточка, которая весны не делает», но и древнюю китайскую мудрость забывать не стоит: «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага», что справедливо, как по отношению к появлению парка «Зарядье», так и к проведению Дня без автомобиля.