Великий педагог В.А.Сухомлинский так сказал о детстве: это «настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Детство – особая пора, полная неутомимой энергии, физических и интеллектуальных сил. Ребенок с головой окунается в процесс жизни, и от того, насколько яркой и эмоционально наполненной будет его жизнь, зависит полноценность воспитания юного «ростка».
Дети – это вечный двигатель, и родителям важно научиться направлять их энергию в положительное русло, иначе она может сотворить беду, обернуться дисгармонией в семейных и социальных взаимоотношениях. Именно старшие должны помочь ребенку разумно подойти к обустройству своей жизни, научить самому главному, что пригодится ребенку, когда уже взрослым он покинет родительский дом и отправится в «большое плавание».
Давайте поговорим о том, чему родители могут и обязаны научить своих детей, чтобы последние выросли счастливыми людьми.
Если человек болен, все вокруг перестает казаться важным, уходит на второй план. Для полноценного духовного развития ребенку требуется крепкое здоровье. Научить вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье – родительский долг.
Забота о здоровье не ограничивается своевременной реакцией на отклонения в самочувствии ребенка. Очень важно с малых лет прививать детям привычки правильного и здорового образа жизни, рассказывать о том, как заботиться о своем организме.
Не забывайте про психологическое здоровье – стрессы, чрезмерная умственная и физическая нагрузка, недосыпание, разлады между членами семьи и многие другие факторы снижают защитные силы организма, приводят к болезням и нервным срывам.
Физическое и психологическое здоровье – фундамент будущей счастливой жизни.
Какие методы мы, взрослые, можем использовать, чтобы сделать наших детей сильнее и здоровее?
Подробнее о том, как сохранить и приумножить привычки здорового образа жизни читайте у нас на сайте. А для малышей мы создали игру, которая в веселой форме объяснит ребенку как просто быть здоровым - Лото "Если хочешь быть здоров".
Ответственность делает людей взрослее, умнее и опытнее. Воспитывать ребенка, не прививая ему мысль о том, что он в ответе за свои поступки, - значит поощрять инфантильность и безволие.
Чтобы развить чувство ответственности в детях, нужно начинать с малого:
Не менее важно научить ребенка определять целей в жизни, пусть пока самые маленькие, но достижимые. Ребенок должен видеть перспективу своих действий, тогда ежедневные занятия обретают смысл, а ребенок – желание и силы их выполнять.
Чем старше человек, тем глобальнее будет его цель. В школьный период достаточно устремлений на короткий период времени, например:
В старших классах цель может быть значительнее, например, получить высшее образование и стать врачом, инженером и т.д. Сверхзадачу можно разбить на несколько мелких целей: подтянуть математику, чтобы сдать ЕГЭ и т.д.
Чем ярче и желаннее цель, тем больше энергии будет направлено на ее реализацию. Это возможно только в том случае, если подросток сам, без постороннего давления научиться рисовать перспективу своего будущего.
Можно посоветовать, направить, показать различные пути, но не заставлять! Формулируя даже малую цель в своей жизни, ребенок должен чувствовать себя свободным от давления старших.
Любая работа делается скоро и быстро, если она доставляет удовольствие. Учеба не исключение. Чем увлекательнее учебный процесс, чем больше он затрагивает не только разум, но и эмоции, тем лучше запоминается материал.
Сделайте процесс учебы для ребенка творческим, неповторимым:
Не забывайте хвалить за успехи, старайтесь смягчать неудачи. Вселяйте в ребенка веру в его возможности!
Но и в творческом полете мысли помните о дисциплине в учебе. Приучите ребенка самому заботиться о выполнении домашних заданий, просите его самостоятельно выбирать время для чтения интересующих его книг, любимых занятий. Без дисциплины невозможно научиться самоконтролю, а значит, многие цели рискуют навсегда остаться только в роли интересных замыслов.
Без эстетического восприятия жизни личность не сможет вырасти гармоничной. В детях нужно формировать общую культуру, которая станет фундаментом для духовно-нравственной жизни.
Мудрые люди говорят: "Чего там мудрить с воспитанием. Всё очень просто - наполняйте душу ребёнка прекрасным – и он будет воспитан".
Находить прекрасное можно, например:
Для воспитания ребенка важна в том числе семейная атмосфера, в которой родители с интересом относятся к произведениям искусства и поощряют творческое отношение к решению задач.
Послушный малыш, который во всем согласен с родителями, кажется настоящим подарком судьбы. Но, вырастая, оказывается, что ребенок просто не умеет проявлять самостоятельность в решении повседневных проблем, так как не владеет навыками критического мышления и способностью работать с информацией.
Если с детства не приучить малыша мыслить, находить собственные пути достижения цели, анализировать сложившиеся обстоятельства и рассматривать ситуации с разных точек зрения - в старшем возрасте он будет постоянно ожидать помощи со стороны. Запустить двигатель мыслительного процесса помогут:
Чтобы интеллектуальная деятельность не была оторвана от реальности, время от времени предлагайте ребенку вместе подумать, как решить ту или иную жизненную задачу. Например, вам нужно посадить в саду яблоню. Предоставьте ребенку выбрать для нее максимально комфортное место. Для этого потребуется не только освежить знания по ботанике, но и совместить множество взаимодействующих факторов, таких как наличие в этом месте солнца, воды, других деревьев и т.д.
Мыслительный процесс активизируют занятия танцами, спортом. Они требуют быстрой реакции и скорости мышления, создавая условия для активизации интеллектуальных способностей.
Экология детства – одно из модных направлений в среде воспитания. Это веяние является логичным следствием современной урбанизации: живя в «каменных джунглях», дети не видят красот природы, не умеют ценить их и ощущать, что Земля – наш дом, и от его чистоты зависит наше психическое и физическое здоровье, и, конечно наше счастье.
Полноценное воспитание подразумевает регулярные выезды с малышом или подростком на природу, отдых в отдаленных уголках, рядом с заповедниками, наблюдения за жизнью животных в естественных условиях.
Однако одного выезда на природу мало. Семейное наслаждение красотами окружающего мира должно сопровождаться соответствующими комментариями:
Если по дороге вы встретите мусор, оставленный недобросовестными людьми, обязательно укажите на этот факт и поясните: бутылки, пластиковая посуда разлагаются веками, отравляя землю. Убирая за собой, мы сохраняем красоту природы для других людей.
Вместе с ребенком подумайте, что вы могли бы сделать для защиты природы, можно ли любить окружающий мир и заботиться о нем, живя в городе. Экология детства превращается в экологию души: сохраняя нетронутой природу, человек заботится о чистоте духовной.
Научить ребенка самому главному – значит терпеливо, шаг за шагом, прививать ему осознанность своего существования, не довлея, а направляя и подсказывая. Родители, поверьте, этот ежедневный труд окупится в стократ, когда вы увидите перед собой здорового, счастливого и благодарного человека.