Вход

Двигатель

Над границей тучи ходят хмуро…

27 мая 2017 в 00:12 | Емеля |ИАЦ | 1439 | 0

Российско-белорусская граница существует с момента распада СССР, когда бывшие республики, Беларусь и РСФСР, стали независимыми государствами. В 1995 году, при подписании Договора о Союзном государстве, была продекларирована полная отмена пограничного и таможенного контроля, но при этом КПП на границе сохранились и выборочные проверки транспорта шли вплоть до 2011 года. Вместе с тем в рамках Союзного государства России и Беларуси граждане обеих стран получили возможность пересекать границу без виз по внутреннему паспорту. На сегодняшний день государственная граница между РФ и Республикой Беларусь не определена какими-либо договорами и не обозначена на местности — это официальная формулировка Росграницы.

Если для граждан России и Беларуси проблем пересечения границы, как показывает практика, нет, то за прошедшие годы, вплоть до 2017 года, вопрос о контроле за гражданами третьих стран, желающих попасть из одного государства в другое, так и не был решён.

Что такое российско-белорусская граница и как осуществляется сотрудничество в рамках принятых соглашений, расскажем в данной статье.

Есть ли граница между Россией и Беларусью? При совершении поездки из России в Беларусь и обратно граждане озабочены вопросом, как это будет выглядеть на практике, ведь пересечение границы в большинстве случаев связано с регистрацией,смотром, различными проверками, таможенным контролем.

Пересечение границы между Россией и Беларусью происходит незаметно. Для граждан двух стран достаточно иметь паспорт страны проживания, документы на автомобиль.

Это связано с тем, что между братскими странами в 1995 году был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве. Граница, имеющая длину 1239 километров, из которых 857 км проходит по суше, 382 км – по воде (реки, озера), была открыта.

Данный Договор вступил в силу 11.05.1995 года.

Согласно данного договора, охрана Государственной границы Беларуси с Латвией, Литвой и Польшей осуществляется органами пограничной службы Беларуси (далее – ОПС) в сотрудничестве с органами пограничной службы ФСБ России (далее – ОПС ФСБ). Также Беларусь и Россия взяли на себя взаимные обязательства обеспечивать интересы друг друга на своих внешних границах. Таким образом, ОПС фактически осуществляют охрану Государственной границы России с Беларусью путём охраны Государственной границы Беларуси с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной, а ОПС ФСБ – охрану Государственной границы Беларуси с Россией путём охраны Государственной границы России с сопредельными странами.

 

В этой связи, ни одно подразделение пограничных войск и ОПС никогда не выступало на охрану Государственной границы Беларуси с Россией, вопросы о её делимитации и демаркации не поднимались, а единственный пограничный столб, установленный у пункта пропуска «Редьки», был торжественно-ритуально выкопан Президентом Беларуси А.Г. Лукашенко и премьер-министром России В.С.Черномырдиным 25 мая 1995 года.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРАНИЦЫ

 

Существующая граница между Россией и Беларусью сформировалась в 1920 году при разделе губерний Российской Империи между РСФСР и БССР. Последние взаимные передачи районов между двумя союзными республиками произошли в 1929 году.

27 июля 1990 года в БССР была принята Декларация о государственном суверенитете. Фактически граница между РСФСР и БССР была образована 18 декабря 1990 года на основании двустороннего договора.

В настоящее время протяженность границы – 1 тыс. 239 км, из них 362,3 км проходит по рекам и 19 км – по озерам. Кроме того, внутри территории Беларуси в Гомельской области расположен российский эксклав Медвежье-Саньково (входит в состав Злынковского района Брянской обл.) площадью 4,5 км. Постоянного населения в нём нет.

Со стороны России к межгосударственной границе примыкают Псковская, Смоленская и Брянская области. Со стороны Беларусии – Витебская, Могилевская и Гомельская области.

Через границу проходят шесть железных дорог, 13 крупных автомобильных трасс. Делимитация границ не проводилась, двусторонние международные пункты пропуска отсутствуют.

ПОЧЕМУ «ПРОЗРАЧНЫ» «ВОСТОЧНЫЕ РУБЕЖИ»

 

27 июля 1990 Верховный Совет (далее – ВС) тогда ещё Белорусской Советской Социалистической Республики принял Декларацию о государственном суверенитете. Статья 6 Декларации гласит, что территория республики «является неделимой и неприкосновенной», а все вопросы о её границах решаются только на основе взаимного согласия между республикой и смежными с ней суверенными государствами путём заключения соответствующих договоров.

4 ноября 1992 был принят Закон о Государственной границе, согласно которого все «участки Государственной границы с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении» подлежали договорному закреплению, а Постановлением ВС Беларуси от 11.07.1993 № 2379 статус «Государственная граница» был придан

«…до заключения соответствующих договоров о государственной границе Республики Беларусь с Российской Федерацией, Украиной, Литовской Республикой и Латвийской Республикой»,

т.е. временно, бывшей административной границе БССР с союзными республиками СССР, а ныне – независимыми государствами.

К этому времени статус Государственной границы имела только граница с Польшей, линия прохождения которой была подтверждена Договором между Республикой Беларусь и Республикой Польша о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве, заключенном в Варшаве 23.06.1992 и вступившем в силу 30.03.1993. Этим Договором стороны подтвердили нерушимость существующей между странами границы и заявили, что

«не имеют и не будут иметь в будущем друг к другу никаких территориальных претензий».

Для установления Государственных границ с Литвой, Латвией, Россией и Украиной и заключения с ними «соответствующих договоров о государственной границе» требовалось проведение делимитации и демаркации. Правда, первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в конце 1991 года, когда распоряжением Совета Министров Республики Беларусь (далее – СМ) от 25.11.1991 из представителей министерств и ведомств был утвержден состав рабочих групп для участия в работе смешанной комиссии Беларуси и Литвы по делимитации границы.

 

Полностью демаркация Государственной границы Беларуси с Литвой была завершена 2 февраля 2007 года.

Делимитации и демаркация белорусскоо-латвийской границы были выполнены гораздо быстрее, что было обусловлено как небольшой протяженностью границы, так и тем, что она прошла по линии границы между СССР и Латвией, установленной в 1923 году, и по линии границы между Латвией и Польшей, установленной в 1933-1935 годах. Признанные обеими сторонами демаркационные документы и были использованы смешанной белорусско-латвийской комиссией в своей работе.

Работы по демаркации белорусско-латвийской границы были завершены 3 октября 2006 года установкой последнего пограничного знака около н.п. Карасино Браславского района.

Договор между Беларусью и Украиной о государственной границе был подписан 12 мая 1997 года. Кроме делимитационной карты, к Договору прилагался и Протокол-описание прохождения государственной границы, который должен был упростить выполнение демаркационных работ. Таким образом, делимитация границы Беларуси с Украиной была проведена за пять лет.

Во время очередного визита А, Лукашенко в Украину 18 июня 2013 года был подписан протокол об обмене ратификационными грамотами Договора между Украиной и Республикой Беларусь «О государственной границе» от 12.05.1997.

После обмена ратификационными грамотами 24-25 сентября и 5-7 ноября 2013 года состоялись два заседания Общей белорусско-украинской демаркационной комиссии, а 13 ноября 2013 года в районе международного пункта пропуска Сеньковка Черниговской области был установлен первый знак на белорусско-украинской границе, что стало началом демаркационных работ на границе. Планируемый срок окончания демаркационных работ на белорусско-украинской границе – 2020 г., а для их выполнения требуется около Eur 10 млн.

В целях экономии средств и время было принято решение большую часть сухопутного участка границы обозначать двухсторонними пограничными столбами, у которых сторона столба с государственным гербом Беларуси обращена в сторону Украины, а с государственным гербом Украины – в сторону Беларуси. Такой порядок обозначения при демаркации границы применяется впервые, хотя и предусмотрен Положением о порядке обозначения государственной границы Республики Беларусь на местности, Утвержденным Постановлением СМ от 22.01.2009 № 70.

 

Таким образом, к настоящему времени статус «Государственная граница» установлен соответствующими договорами Беларуси с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной.

В отношении Государственной границы с Российской Федерацией сохраняется правовой статус, приданный Постановлением ВС Республики Беларусь от 11.06.1993 № 2379, т.к. соответствующих договоров до настоящего времени не заключено, а Государственная граница Республики Беларусь с Российской Федерацией, протяженностью 1 283 км (по данным Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ – 1 239 км), соответствующим образом не обозначена, за исключением пограничных знаков, установленных в точке стыка границ Беларуси, России и Латвии (слияние рек Неверица и Синюха (Зилупе) недалеко от Кургана Дружбы) 28 января 2010 года и в точке стыка границ Беларуси, России и Украины (на «Монументе Дружбы») 13 ноября 2013 года.

Главной причиной того, что до настоящего времени Государственная граница Беларуси с Россией остается не обозначенной, а работы по её делимитации и демаркации не проводились, несомненно, является политическая.

Так, ещё 15 марта 1994 года было заключено соглашение между правительствами Беларуси и России о сотрудничестве по пограничным вопросам, а 15 апреля 1994 года был подписан трехсторонний Меморандум о сотрудничестве в охране государственных границ Беларуси, России и Украины, в развитие которого 21 февраля 1995 года между Беларусью и Россией был заключен Договор о совместных усилиях в охране Государственной границы Беларуси, который вступил в силу 11 мая 1995 года.

Согласно ст. 1 данного Договора, термин «Государственная граница Республики Беларусь» означает Государственную границу Беларуси только с Латвией, Литвой, и Польшей, а согласно статьи 2 – охрана

«Государственной границы Республики Беларусь осуществляется Пограничными войсками Республики Беларусь в сотрудничестве с Пограничными войсками Российской Федерации»

(в настоящее время – органами пограничной службы Республики Беларусь в сотрудничестве с органами пограничной службы ФСБ Российской Федерации). Кроме того, Беларусь и Россия взяли на себя взаимные обязательства обеспечивать интересы друг друга на своих внешних границах.

Таким образом, органы пограничной службы Беларуси фактически осуществляют охрану Государственной границы России с Беларусью путём охраны Государственной границы Беларуси с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной, а органы пограничной службы России – охрану Государственной границы Беларуси с Россией путём охраны Государственной границы Российской Федерации с сопредельными странами.

В этой связи, ни одно подразделение пограничных войск – органов пограничной службы Беларуси никогда не выступило на охрану Государственной границы Беларуси с Россией, вопросы о её делимитации и демаркации не поднимались.

Однако, помимо политической, нематериальной причины того, что до настоящего времени Государственная граница Беларуси с Россией остается не обозначенной, существуют и материальные, в первую очередь – финансовая.

СКОЛЬКО СТОИТ ОБУСТРОЙСТВО ГРАНИЦЫ

Демаркация государственной границы и её обустройство являются довольно затратными мероприятиями.

Так, на демаркацию Государственной границы Беларуси с Литвой и Латвией было израсходовано USD 13,5 млн. Т.е., учитывая, что протяженность границы Беларуси с Латвией составляет 172,912 км, а с Литвой – 678,819 км, то затраты на 1 км Государственной границы составили около USD 15 850.

Примерно такая же стоимость проведения демаркационных работ и на Государственной границе Беларуси с Украиной – USD 17,2 млн. на 1084,2 км.

Таким образом, расходы на демаркацию границы Беларуси с Россией, протяженность которой 1283 км (по данным Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации – 1239 км), составят примерно USD 20 млн. или 2 млн. в год, при сроке проведении демаркации 10 лет (по аналогии со сроками демаркации белорусско-украинской границы).

Однако, это только расходы на демаркацию границы. Ещё более значительные средства необходимы на создание пограничной инфраструктуры: систем охраны и обнаружения, мест дислокации пограничных подразделений, дорог и т.д.

В настоящее время, согласно условий Договора о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года, Россия оказывала и оказывает помощь Беларуси в материально-техническом обеспечении её пограничных войск, в разработке и размещении заказов, изготовлении, внедрении и ремонте вооружения, техники и оборудования, применяемых в охране государственной границы Беларуси, на основе равного долевого участия осуществляла и осуществляет финансирование обустройства и оборудования Государственной границы Беларуси с Латвией и Литвой, в т.ч. строительство объектов пограничной инфраструктуры: пунктов пропуска, пограничных застав, постов, жилых домов и т.д.

За 1996-2011 годы расходы России на обустройство Государственной границы Беларуси с Литвой и Латвией составили около 4,5 млрд. российских руб. или примерно USD 150 млн., т.е. на 1 км этого участка Государственной границы Беларуси – около USD 180 тыс., что более чем в 10 раз превышает расходы на демаркацию этого участка. В этой связи сумма расходов на создание пограничной инфраструктуры на Государственной границе Беларуси с Россией составит примерно USD 240 млн., а общая сумма расходов на демаркацию и создание пограничной инфраструктуры – примерно USD 260 млн.

Однако, это только финансовые затраты на демаркацию Государственной границы и создание пограничной инфраструктуры. Ещё немалых финансовых средств потребуется и для формирования пограничных подразделений и их содержания. Даже «на вскидку» для охраны Государственной границы Беларуси и России потребуется дополнительно сформировать в составе органов пограничной службы не менее двух пограничных отрядов, например, в Орше, Мстиславле или Кричеве, и увеличения организационно-штатной численности Полоцкого и Гомельского пограничных отрядов, из состава которых на охрану границу с Россией необходимо выставить не менее 50 застав или пограничных постов и 10-15 автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. В этой связи численность органов пограничной службы необходимо увеличить почти в 1,5 раза, что повлечёт соответствующее увеличения расходов республиканского бюджета на содержание органов пограничной службы.

Кроме того, встанет проблема и укомплектования этих новых отрядов и подразделений личным составом, т.к. уже в настоящее время органы пограничной службы испытывают определённые проблемы с укомплектованием подразделений границы и подразделений пограничного контроля, что является следствием несоответствия условий пограничной службы с размером денежного содержания пограничников и практически полного отсутствия каких-либо льгот. Таким образом, для решения проблемы укомплектованности необходимо будет не только увеличить размер денежного содержания, но восстанавливать систему льгот (например, зачёт льготной выслуги лет), что также приведет к увеличению расходов республиканского бюджета.

ГДЕ ПРОХОДИТ ГРАНИЦА БЕЛАРУСИ С РОССИЕЙ?

Второй «материальной» проблемой на пути установления границы Беларуси и России является определение её линии прохождения, как на картах, так и на местности, так как нет каких-либо документов, определяющих даже прохождение административной границы БССР и РСФСР. Государственная граница Республики Беларусь устанавливалась с Польшей и Латвией на основании имевшихся договоров СССР с этими странами, с Литвой и Украиной – на основе законодательных актов СССР, а вот каких-либо подобных документов, устанавливающих административную границу БССР с РСФСР на всём ее протяжении, нет. Документов, которые содержат детальное описание линии прохождения административной границы БССР с РСФСР, а также крупномасштабных карт с её обозначением, также нет. В этой связи очевидно, что для делимитации, а уж тем более и демаркации Государственной границы Беларуси с Россией потребуется не один год и немало финансовых средств. Кроме того, также очевидно, что работа делимитационных и демаркационных комиссий будет осложнена в связи со сложившимся в приграничных районах в советские времена «чересполосицей» землепользования, когда руководители приграничных колхозов и совхозов обменивались полями по принципу «мне трактора на то поле за рекой (канавой, болотом) далеко гонять, а тебе на это – давай обменяемся».

ПОЧЕМУ НЕТ ГРАНИЦЫ?

 

Таким образом, отсутствие Государственной границы Беларуси с Россией обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Однако они оправдывают в некоторой степени действия, вернее – бездействие, руководства Беларуси. Руководство же России, несмотря на заключенный договор от 11 мая 1995 года, а также выкопанный 25 мая 1995 года Александром Лукашенко и Премьер-министром России Виктором Черномырдиным пограничный столб на границе Беларуси и России, уже 03 октября 1995 года для «оперативного прикрытия» участка Государственной границы России с Беларусью, сформировало в составе своих пограничных войск Смоленский пограничный отряд, а 30 сентября 1999 года – Брянский пограничный отряд. Кроме того, за прошедший период времени руководством России неоднократно проводились и другие мероприятия по усилению «оперативного прикрытия» границы с Беларусью – членом Союзного Государства.

ОБУСТРОЙСТВО ГРАНИЦЫ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Только в 1998-2011 годах реализованы три Программы обустройства внешней границы Союзного государства с общим объёмом финансирования более 6 млрд. российских рублей, в том числе более 2 млрд. российских рублей использовано на территории Республики Беларусь.

Программами охвачен широкий спектр мероприятий, проводимых на внешней границе Союзного государства, а именно:

— строительство и реконструкция объектов и сооружений пограничной инфраструктуры;

— оснащение пунктов пропуска техническими средствами пограничного контроля;

— развитие системы связи и автоматизации;

— подготовка высококвалифицированных кадров для пограничных войск;

— другие неотложные мероприятия по преобразованию системы охраны границы (http://pandia.ru/text/80/092/46574.php ).

Благодаря реализации союзной программы «Обустройство внеш­ней границы Союзного государства на 2007–2011 годы» на внешней границе Союзного государства, в частности, с Литвой и Латвией, обустроены сотни километров границы. Появились десятки погранзастав и комендатур, военные городки и другие пограничные объекты. На пограничных переходах внедрена автоматизированная система проверки паспортов. На самой границе установлено современное техническое оборудование.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Союзного государства N 47 «О программе «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012 — 2016 годов» предусмотрено финансирование Программы в 2012 — 2016 годах за счет средств бюджета Союзного государства в объеме 2857142,9 тыс. рублей, в том числе за счет долевых отчислений Российской Федерации – 1857142,9 тыс. рублей, за счет долевых отчислений Республики Беларусь — 1000000,0 тыс. рублей.

ПОГРАНЗОНА НА ГРАНИЦЕ РФ В БЕЛАРУСИ ФУНКЦИОНИРУЕТ УЖЕ 3 ГОДА

Много шума и кривотолков вызвал обнародованный приказ директора ФСБ России Александра Бортникова, предусматривающий создание пограничной зоны на территории Брянской области, прилегающей к государственной границе РФ с Республикой Беларусь. При этом мало кто из журналистов, экспертов и многочисленных комментаторов удосужился хотя бы поверхностно разобраться в том, что такое «пограничная зона», в чём особенности режима пребывания на данной территории. Как часто бывает, в головах интерпретаторов политических новостей в кучу смешались кони, люди, и на выходе получилось, что Россия возводит границу с Беларусью и восстанавливает пограничный контроль.

Между тем ещё великий Карлсон учил своего друга Малыша: «спокойствие, только спокойствие», а этого качества, увы, ох как не хватает представителям пишущей братии и людям с повышенной социальной ответственностью, орудующим в политизированной блогосфере.

В целях прояснения истины необходимо пояснить, что, согласно общепринятым нормам, «пограничная зона» — это участок местности, примыкающий к государственной границе в среднем на глубину до 30 километров, в пределах которого вводится особый режим въезда, пребывания, передвижения физических лиц и транспортных средств — так называемый пограничный режим. Территория пограничной зоны отмечается специальными знаками, а контроль осуществляется органами пограничной службы и внутренних дел. То есть речь не идёт об оборудовании Россией границы с Беларусью, суть вопроса в том, что Россия усиливает контроль за перемещением граждан, автотранспорта, грузов на своей территории, прилегающей к белорусско-российской границе. Это значит, что добропорядочных граждан России и Беларуси нововведение ФСБ практически никак не затронет, за исключением, пожалуй, возможной дополнительной проверки паспорта и водительского удостоверения для тех, кто путешествует автомобильным транспортом.

Безусловно, у РФ ранее не было «пограничной зоны» на белорусском направлении, однако в связи с изменением международной обстановки, напрямую влияющей на вопросы безопасности, такое решение выглядит достаточно обоснованным. Напомним, что летом прошлого года отмечались попытки украинских экстремистов, связанных, по данным следствия, с военной разведкой, организовать серию террористических актов в Крыму, кроме того, Россия фактически находится в состоянии войны с международным исламским терроризмом.

Впереди у РФ значимое событие — чемпионат мира по футболу, и усиление мер безопасности выглядит абсолютно логичным ответом на потенциальные вызовы, особенно в свете недавних решений белорусского руководства о предоставлении права на безвизовый въезд в страну на срок до пяти дней гражданам 80-ти государств. Тогда, несмотря на истеричную реакцию прессы, российские чиновники реагировали весьма сдержанно и отмечали, что ведётся совместная работа с белорусскими коллегами на предмет устранения возможных угроз безопасности в связи с действиями белорусской стороны, направленными на стимулирование развития национальной туристической отрасли.

Дата подписания приказа ФСБ (29 декабря 2016 года) указывает на то, что эти меры были проработаны заблаговременно в рамках соответствующих консультаций. Кроме того (обрадуем любителей сенсаций очередным сюрпризом), пограничная зона на границе с РФ со стороны Беларуси функционирует уже третий год. Пограничный режим на территории, прилегающей к белорусско-российской границе, был введён указом президента Республики Беларусь №433 от 4 сентября 2014 года. Мало кто помнит, но тогда отечественная (белорусская) пресса выходила с бравыми заголовками в духе «Границы с Россией нет — пограничная зона есть!». А в сообщении пресс-службы Погранкомитета указывалось, что введение пограничной зоны

«позволит создать условия для реализации возложенных на органы пограничной службы задач и функций в пределах этой местности, а также организовать надлежащее взаимодействие с пограничными органами Российской Федерации, направленное на решение задач по выявлению и пресечению транзитной незаконной миграции, наркотрафика и незаконного перемещения через границу товарно-материальных ценностей».

Видимо, белорусский эксперимент оправдал себя и примеру Минска решили последовать в российской ФСБ. При этом организация пограничной зоны с белорусской стороны никак не усложнила жизнь рядовым гражданам Союзного государства, соответственно, существует мнение, что и российская «пограничная зона» будет направлена исключительно на борьбу с нарушителями и преступниками.

В то же время нужно признать, что информационный фон в белорусско-российских отношениях в последнее время совсем неблагозвучный и любая новость, будь то решение белорусской стороны об организации временных пунктов содержания нарушителей границы либо приказ ФСБ о создании пограничной зоны, поразительным образом искажается и преподносится чуть ли не как межгосударственный скандал. Однако думается, что у этого явления есть другие причины, не имеющие отношения к охране государственной границы.

НУЖЕН ЛИ ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ ГРАЖДАН ТРЕТЬИХ СТРАН?

Пограничная зона существовала до 1995 года и была упразднена после подписания Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Беларусью.

С 1995 года страны так и не согласовали правила въезда для граждан из других государств: в Россию можно было попасть через территорию Беларуси, не имея необходимой для этого визы, не был организован и досмотр грузов, которые следовали из Беларуси в Россию, что позволяло обходить ограничения по ввозу в страну санкционной продукции. Кроме того, отсутствие контроля на границе позволяло фигурантам уголовных дел и должникам покидать Россию и через Беларусь уезжать в другие страны. Базы у правоохранительных органов двух стран синхронизированы не в полной мере, поэтому человек, к которому были претензии у российских силовиков, мог пересечь границу, пройти контроль в аэропорту Минска и улететь.

Поэтому в связи с миграционными рисками и ростом международного терроризма, в целях обеспечения национальной безопасности наших государств, возникла потребность в пограничном контроле для граждан третьих стран.

КАКИЕ МЕРЫ ДОЛЖНА ПРИНЯТЬ БЕЛАРУСЬ?

 

Появление пограничной зоны со стороны России так или иначе заставит Беларусь принять симметричные меры. Дело в том, что без демаркации границы создание погранзоны носит условный характер, пограничные наряды вынуждены нести дежурство без реальной привязки к местности. В приказе директора ФСБ указаны геодезические координаты пределов пограничной зоны на территории России. Но вопрос, где эта зона кончается с белорусской стороны.

Эту линию должны провести белорусские власти. К тому же Россия не имеет права ставить и пограничные столбы, так как они должны иметь согласованные высокоточные географические координаты, включая высоту над уровнем Балтийского моря. Для их установки топографам понадобится несколько лет и сотни миллионов евро.

Договора о госгранице между РБ и РФ также нет, поэтому три года назад указом президента Лукашенко с белорусской стороны была создана лишь безрежимная приграничная территория.

А теперь всё изменится для граждан третьих стран, при этом не будут созданы ограничения для граждан двух стран (России и Беларуси). Приказом шефа ФСБ Бортникова предписано «установить места и время въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону». Это значит, что нельзя больше использовать любую тропу, ведущую в Россию. Переход границы вне мест, включённых в списки разрешённых, автоматически означает нарушение режима.

В новинку стал лишь паспортный контроль на выезде из России. Проверяют, как правило, только пассажиров легковых автомобилей. Политолог из московской Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Суздальцев объясняет эту меру недоверием руководства России в отношении белорусских силовиков.

Достаточно вспомнить, говорит Суздальцев, что в 2005-2007 годах беглый олигарх Борис Березовский, находясь в розыске в России, неограниченно присутствовал в Минске. Также через Минск, по словам Суздальцева, в период опалы бежал олигарх Михаил Гуцериев, а уже в нынешнем году через Беларусь без проблем выехал на Запад скандальный художник-акционист Петр Павленский.

К примеру, между Москвой и Тбилиси существует визовый режим. Однако граждане Грузии обходят его, попадая на территорию России через Беларусь.

Таким образом, режим пограничной зоны вдоль белорусской границы вводится, чтобы сдержать поток мигрантов и санкционных товаров. Также это связано с тем, что «разность» миграционного законодательства двух стран позволяет со стороны так называемых неконтролируемых границ пересекать российскую госграницу лицам третьих стран.

Вот как эту ситуацию прокомментировала официальный представитель МИД России Мария Захарова:

«Исторически так сложилось, что на волне интеграционного сближения России и Беларуси в рамках Союзного государства вопрос об оборудовании российско-белорусской границы не поднимался. Однако сейчас ситуация в мире кардинально изменилась… резко возросли риски, связанные с террористическими, миграционными вопросами. Российскими компетентными органами на этом участке границы регулярно задерживались лица, которые не имели оснований для въезда в Российскую Федерацию и представляли угрозу безопасности».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Таким образом, очередной всплеск интереса к проблеме отсутствия полноценной границы Беларуси с Россией вполне обоснован. К тому же, российской стороной этот вопрос решается, причём, без каких-либо оглядок на мнение своего союзника по ОДКБ и «младшего брата» по Союзному государству.

Как теперь выясняется, в Москве и Минске понятие «открытая граница» трактуют по-разному.

Власти Беларуси исходят из того, что без уточняющих положений действует принцип, по которому белорусско-российская граница открыта для всех (что чревато из-за разгула международного терроризма). В России, однако, считают, что при отсутствии международных договоренностей действуют внутренние законы. А в РФ законы предполагают, что все иностранцы должны пройти обязательный пограничный и таможенный контроль на въезде и выезде.

Вопрос транзита граждан третьих стран через Беларусь в Россию обсуждался в конце ноября в Минске на переговорах министров иностранных дел двух стран.

«Да, террористы являются реальным фактом, есть нарастание угрозы, это нельзя отрицать. Но если мы с Беларусью выработаем единую визовую политику, у нас будет на 100% скоординировано, кому выдавать, а кому не выдавать визу, тогда эта проблема сама по себе отпадет. Пока надо вырабатывать временные, промежуточные меры», — считает министр иностранных дел России Лавров.

У наших стран крайне близкие и тесные политико-экономические отношения, культурные связи. Но вопрос безопасности – категория иного измерения, она всегда должна быть на самом высоком уровне и отвечать интересам нашей национальной безопасности.

Поэтому на данном этапе необходимо:

  • Беларуси стоит законодательно заняться оформлением границы,
  • в рамках Союзного государства совершенствовать миграционное законодательство,
  • активизировать сотрудничество пограничных служб,

что позволит минимизировать миграционные риски и обезопасить наши страны от международного терроризма, а также исключить случаи возможности ввоза контрафактных и санкционных товаров, при этом через СМИ доводить до населения объективную информацию в этой сфере, исключив различные гибридные спекуляции , что, естественно, придаст дополнительный импульс в развитии двусторонних отношений.

Источник

12345  3.75 / 4 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Каиргали
позавчера в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7
Олег
23 октября в 07:57 1
Александр Вершинин
6 октября в 05:10 1
СБ СССР
3 октября в 20:40 2

Лента

Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| вчера в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.