Эмоции – (в переводе с латинского «потрясаю, волную») особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей (Р.С.Немов «Общие основы психологии» Москва «Просвещение» 1995 год).
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Об этом упоминает Аллан Пиз в своей книге «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам» Издательство «Эксмо» 2003 год». Вот что он пишет «…Чарли Чаплин и другие актеры немого кино стали пионерами в области невербального общения – ведь это было единственное доступное им средство. В зависимости от того, насколько хорошо актер мог пользоваться жестами и другими сигналами тела для передачи своих чувств и эмоций, он становился популярным или его ждал провал». Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом. Хочется привести пример из повседневной жизни. Когда вы бываете на отдыхе заграницей, понаблюдайте за детьми. Обычно здесь присутствуют дети разных национальностей и культур. Все они говорят на разных языках. Возьмем, к примеру, детей младшего возраста. Они сидят в песочнице, весело смеются и у всех на лицах улыбки, при этом каким-то волшебным образом понимают состояние друг друга. Об этом же упоминает Чарльз Дарвин (Дарвин Чарльз Робин(1809-1882) – выдающийся английский натуралист, автор эволюционного учения о происхождении человека) в своей работе «О выражении эмоций у человека и животных» СПб.:Питер, 2001. Вот, что он пишет… «На свои вопросы я получил ответы от тридцати шести различных наблюдателей, из которых некоторые были миссионерами или начальниками у туземцев. Ответы относятся к некоторым из наиболее ясно различающихся человеческих рас. Из материалов, полученных этим путем, можно сделать вывод, что одинаковые душевные состояния выражаются во всем мире с замечательным единообразием; и этот факт сам по себе интересен как доказательство тесного сходства в телесном строении и душевном складе всех человеческих рас».
Эмоции есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.
Чувства. Они носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Элементарные чувства: радость, гнев, страх, интерес, удивление, стыд, вина. Высшие чувства: 1) интеллектуальные – радость от познания, удивление; 2) моральные – долг, благородство, альтруизм, благодарность, доброта; 3)эстетические – чувство прекрасного – безобразного.
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства отличны от эмоций. Вот, что пишет про отличие эмоций и чувств Карл Густав Юнг (Юнг Карл Густав (1875-1961)-швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений в психоанализе – «аналитической психологии») «При эмоциях вас заносит, вы выходите из себя, вас как будто выбрасывает куда-то взрывом. В этот момент можно наблюдать физически выраженное физиологическое состояние. Вот тут-то и пролегает различие: чувство не имеет зримых физических или физиологических состояний, в то время как эмоция характеризуется изменением физиологического состояния».
Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Р.С.Немов «Общие основы психологии» Москва «Просвещение» 1995 год).
А вот, что пишет о страстях Св. Максим Исповедник (Св. Максим Исповедник (ок.580-662) – христианский богослов и мистик) в своем произведении «Добротолюбие» «… Страсть есть неестественное движение души, или по несмысленной любви, или по безрассудной ненависти к чему-нибудь чувственному, или за что-нибудь чувственное: по несмысленной любви – или к явстам, или к женам, или к имению, или к преходящей славе, или к иному чему-нибудь чувственному; или ради сего: по ненависти несмысленной, когда ненавидят, как выше сказано, без рассуждения что-либо из вышесказанного или кого-нибудь по причине этого». Тут же он дает рекомендации по совладанию со страстями «…Иное – избавиться от помыслов, а иное – избавиться от страстей. Часто избавляются от помыслов, когда нет на глазах тех предметов, к которым страсть кто имел. Но страсти между тем скрываются в душе и при появлении предметов обличаются: И потому должно наблюдать за умом при тех вещах и узнавать, к какой он имеет страсть». Способы совладания со стастями приводит и Декарт (Рене Декарт (1596-1650) – французский философ, естествоиспытатель, математик) («Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т.1. М.:Мысль, 1989.») «…Единственное средство против всех крайностей страстей состоит в следующем. При сильном волнении крови следует сдерживаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу, так что доводы, склоняющие к объекту страсти, кажутся ей значительно более сильными, чем они есть на самом деле, а те, которые её разубеждают, - значительно более слабыми. Когда страсть склоняет к тому, что не требует немедленного выполнения, следует воздержаться от того, чтобы тотчас же принимать решение; надо думать о чем – либо другом до тех пор, пока время и покой не укротят волнение крови».
Автоматически возникает вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции? Отвечая на него, следует учитывать, что положительная роль эмоций не связывается прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль — с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для благодушия. Многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания. Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся. Однако несомненна главная функция эмоций — их участие в управлении поведением человека и животных.