Всем известна широко цитируемая фраза русского писателя А.П.Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Говоря о лице и одежде, писатель исходил из представлений о внешней красоте и привлекательности, как нераздельно связанных с ними понятиями чистоты, здоровья, гармонии.
К сожалению, у современных СМИ, которые в нынешней капиталистической системе должны в первую очередь заниматься извлечением прибыли, нет особой заинтересованности в размышлениях о способах выражения человеческой красоты и гармонии. Поэтому постулат о прекрасном преподносится ими чрезвычайно однобоко – эксплуатируются основные инстинкты и пропагандируется стремление к совершенству физической формы, внешней красоты лица, тела.
Ярче всего это выражается в рекламе, в которой массово предлагаются всевозможные косметические препараты, приборы, механизмы, направленные на телесную коррекцию, улучшение, стимулирование, омоложение и похудение. Для всех очевидно, что эта сфера, прежде всего, направлена на извлечение дохода распространителями товаров и рекламы, но даже и она формирует устойчивое мировоззрение потребителя.
Однако куда большую опасность представляют полноформатные телевизионные передачи центральных каналов, которые широко и настойчиво призывают к изменению внешнего облика, физической формы, имиджа героев и агрессивно пропагандируют необходимость омоложения.
Эти передачи преподносятся создателями как направленные на улучшение качества жизни, самооценки героев и зрителей, однако фанатичное зацикливание на внешности, формирование зависимости от внешнего одобрения на самом деле несет немалую угрозу культуре человеческих взаимоотношений в целом.
Итак, выходной, обеденное время, наконец вся семья в сборе, и по Первому каналу в этот момент транслируется передача «На 10 лет моложе» (заявленная создателями как «реалити-шоу», она тем самым имеет еще больший фактор воздействия). Как и в остальных подобных шоу, формат которых зародился и пришел на российские экраны из-за рубежа, над героиней трудится целая команда специалистов, которые тщательнейшим образом изображают и демонстрируют искреннюю заинтересованность в ее преображении (не забывая при этом попутно воздействовать на аудиторию в продвижении своих профессиональных услуг).
В начале программы ведущие тщательно осматривают героиню и единодушно подвергают ее критике, безжалостно перечисляя все ее изъяны и недостатки, вполне обыденно при этом оперируя сухой профессиональной лексикой: «деформация», «патология», «атрофия», «сниженный тургор», «разрушение ткани», «полостные дефекты» (не теряя при этом своих белозубых улыбок, команда специалистов буквально выносит героине суровый приговор, а зрителя просто заставляет критически осмотреть себя и своих окружающих).
Героини и сами от своего внешнего вида испытывают неимоверные страдания: текут рекой слезы, демонстрируется отчаяние, тоска, одиночество. В это время камера, пройдясь крупным планом по недостаткам фигуры, под тревожное музыкальное сопровождение делает наезд на проблемные зоны лица, акцентирует темные круги под глазами, подчеркивает масштаб распространения морщин и возрастных изменений, а затем буквально проваливается в ротовую полость. Возможно, по замыслу авторов, зритель в это время должен сопереживать героине, однако по эмоциям это можно сравнить разве что с просмотром фильма ужасов, вызывающим страх, предельное отвращение и невольное восклицание «Так жить нельзя!». Так же считает и безэмоциональный хирург, который твердой рукой раскраивает тело «жертвы» на зоны и лоскуты, которые должны подвергнуться тщательной модификации.
После проведенной операции (при обзоре которой зритель не минует физиологических и анатомических подробностей), испытания героини не заканчиваются, и в следующем блоке передачи она претерпевает боль и мучения во время реабилитации: огромные синяки, отеки, опухоли, перевязки и длительная нетрудоспособность.
Но всё пережитое не имеет значения и делается ради озвученных женщинами заветных целей – «чтобы не бросил муж», «чтобы устроить личную жизнь», «чтобы оценили окружающие» и т.д., самая неоднозначная из которых, – «заиметь много любовников» (так мысль о свободных отношениях допускается и поощряется в шоу, а плотские утехи, вообще, в итоге преподносятся как вожделенный приз и вознаграждение за все пережитые героинями страдания).
Наконец, в «счастливом финале», уже на светлом фоне, под мелодичную музыку демонстрируются результаты преображения, улыбки героини, опять ее слезы, но уже от счастья, и жертвенная благодарность своим спасителям (хирургам, стоматологам, косметологам, стилистам, парикмахерам). Радость и мечты о будущем, вновь озвученные мечты о поиске любимого человека, которые только сейчас могут стать реальностью (и опять иногда словно клятва и обещание: «Теперь у меня будет много любовников!»).
Таким образом, даже после просмотра пары передач в фоновом режиме, непроизвольно формируется устойчивое мнение, что человеческое (а именно, хрупкое женское) счастье возможно только после череды трудоемких операций и хирургических вмешательств.
В ходе передачи внешность с возрастными изменениями показывается как уродство, вызывающее отвращение, которое препятствует выстраиванию семьи и партнерского союза: наличие седых прядей и морщин становится прямой дорогой к разводу и бесконечному одиночеству.
Формируется посыл, что старость – это «позор», что это «неприлично», что семейное счастье зависит не от душевных качеств, здоровых человеческих отношений и вложенных в них любви и тепла, а только от гладкости кожи, вставленных зубов и принятых на себя для этого мученических оперативных испытаний.
Альтернативных способов для достижения указанных целей в данном формате передачи в принципе не дается и не рассматривается. Не оговариваются возможные осложнения, непереносимость или противопоказания для оперативного вмешательства, не освещается жизнь героинь спустя время после передачи и необходимость дальнейших усилий для поддержания формы. Также не упоминается финансовая сторона вопроса: при предъявлении требований к «надлежащему» внешнему виду игнорируется то, что большинству аудитории демонстрируемые новшества пластической хирургии, стоматологии и косметологии просто недоступны.
Ребенку, который ненароком видит фрагменты подобной передачи, трудно правильно объяснить, на что же направлены и чем обусловлены «пытки», которые приходится переживать героине со своим лицом и телом, – дети становятся непроизвольными свидетелями и носителями идеи о том, что женское счастье заточено и находится на острие скальпеля пластического хирурга. Возрастные признаки должны быть устранены любой ценой, иначе произойдет потеря собственной «ликвидности» (с лат. «легкость в реализации»). Счастье, надежда, мечты, исходя из формата шоу, становятся возможными к достижению только после тщательного «тюнинга» (с англ., «модернизация, настройка»). Так, человеческие отношения, их природа, и терминологически, и по существу, становятся бездушно потребительскими, пользовательскими, обменными.
Конечно, никто не призывает быть против эстетики, необходимости надлежащего ухода и не выступает против того, чтобы наши девушки выглядели прекрасно, оставались всегда привлекательными и имели чувство собственного достоинства. Вечная молодость всегда была заветной женской мечтой и издавна в поколения передается масса народных рецептов по омоложению. Однако в настоящее время все подобные передачи, статьи журналов, реклама чудодейственных средств, направленные на постоянную гонку за молодостью (т.е., в том числе, гонку за потреблением), сами же загоняют нас в ловушку. Призывы к омоложению, массированно атакующие из всех СМИ, повсюду тиражируемые исключительно молодые глянцевые красавицы, бессознательно толкают на поддержание собственной оболочки, замыкании на внешности, провоцируют тревогу и страх старения, вызывают комплексы неполноценности у женщин и требовательное отношение у мужчин.
Базируясь на внешнем облике, а не на таких внутренних качествах, таких как достоинство, воля, уверенность, каждый индивид теперь оценивается по «товарной стоимости», в зависимости от сохранения и привлекательности своей «упаковки». Какие-либо телесные недостатки и возрастные изменения воспринимаются как препятствия для наличия отношений с противоположным полом. И самое печальное – влекут потерю традиционных нравственных ценностей: передач, которые бы формировали семейные традиции, основанные на любви, верности и ответственности по отношению к своему партнеру (в том числе, независимо от его неизбежных возрастных изменений), катастрофически мало. Воспитания уважения и безусловной любви к старшему поколению, нашим родителям, дедушкам и бабушкам, трансляции их семейных устоев, на которых строится крепкая и дружная семья, даже несмотря на недуги, практически нет.