Вход

Двигатель

Фильм "Первый Мститель" (2011): Воспитание безрассудного патриотизма

10 марта 2016 в 09:32 | Емеля |Елизавета Кваснюк | 1337 | 0

Фильм «Первый Мститель» стал самой приближенной экранизацией оригинального комикса об одном из основных персонажей вселенной «Марвел» (Marvel Comics) – супергерое «Капитане Америка» (он же «Первый Мститель» или Стив Роджерс).

Комиксы о «Капитане Америка» появились в период Второй мировой войны. В то время, когда в СССР прославлялись реальные люди-участники боевых действий, США пошли по иному пути: было принято решение создать патриотического супергероя, который бы символизировал мужество, отвагу и честь американского солдата. К воплощению данного образа и приступила компания «Марвел» («Timely Comics» в то время). Стоит отметить, что данного героя в годы войны часто изображали сражающимся с гитлеровской коалицией. А в 2011 году, спустя более полувека после окончания одного из самых трагических событий в мировой истории, вышел фильм «Первый Мститель».

Сюжет фильма

История Стива Роджерса, худощавого, низкого, слабого и болезненного юноши, начинается с его стремления во что бы то ни стало попасть на фронт. Это выглядит несколько нелогично, так как одной астмы парню хватает для бесспорного «негоден». На улицах города он постоянно подвергается избиениям местных хулиганов, однако не пытается бежать, а стойко держится или пытается сопротивляться, что свидетельствует о его моральной силе, куда более крепкой, чем физической.

Его родители погибли, у него нет ни близких, ни родных, нет четкой жизненной цели и пути ее достижения, но при этом тяга Стива на фронт объясняется стремлением к справедливости и желанием помочь Родине.

За эти душевные качества его находит и выбирает ученый Авраам Эрскин, который планирует поставить эксперимент по созданию суперсолдата. Вопреки увещеваниям военных, он хочет сделать такого супергероя из того, кто будет ценить силу и будет, как он выразился, «просто хорошим парнем». Стив становится не только этим супервоином, но и «местной» звездой – своеобразным актером варьете, зарабатывающим деньги для армии, и служащим инструментом по поднятию боевого духа в Америке, в основном, среди гражданского населения. В это же время создатель организации Г.И.Д.Р.А., нацист, получивший суперспособности в ходе такого же эксперимента, пытается заполучить супероружие, и естественно, с помощью него захватить мир. По сюжету, Стиву придётся вступить с ним в борьбу и остановить злодея.

Для того чтобы комплексно оценить трилогию с позиции влияния основных идей и смыслов фильма на общество, воспользуемся вектором цели и вектором ошибки управления кинематографом по контрольным параметрам, предложенным в открытом письме, адресованном Департаменту государственной поддержки кинематографии.

Вектор целей и вектор ошибки управления кинематографом по контрольным параметрам

Положительные стороны фильма

  1. Отношение к Родине, межнациональные отношения

В американских фильмах есть то, чего нет в отечественных – это воспитание патриотизма, как здорового, так и граничащего с национализмом. В данной картине Стив стремится быть нужным Родине, поскольку чувствует в этом свой долг. Невзирая на то, что судьба была к нему неблагосклонна, он изо всех сил старается помочь, и явным мотивом его действий являются внутренняя любовь к Родине и патриотизм.

Также можно отметить один эпизод, где для целей выполнения задания Стив набирает команду из француза, чернокожего, японца, живущего в Калифорнии и сражающегося за Америку, и ирландца. Это является символом дружбы народов, что не часто можно встретить в американском кино, которое зачастую формирует образ США как исключительного государства.

Это, без сомнения, одна из лучших идей фильма, что, в то же время, навевает грустные мысли об отечественном кинематографе, ряд продуктов которого (как молодежно-развлекательного, так и военной тематики) являются откровенно антинародными, подрывающими нравственные основы общества (подробнее можно прочитать в рецензиях на фильмы «Сталинград»; «Битва за Севастополь»; сериал «Родина»).

  1. Отношение к человеку

Кроме любви к Родине, Стив показывает пример настоящей дружбы. Так, по сюжету, чтобы спасти друга, он отправляется в опаснейшую экспедицию, в ходе которой попутно освобождает из плена несколько сотен солдат. Но при этом, на самом деле, он символично выражает свою благодарность единственному человеку, который в свое время спасал его от уличных избиений.

  1. Отношение к взаимосвязи личности и общества

Ряд эпизодов фильма демонстрирует альтруизм и стремление главного героя работать на общее дело. Так, в одной из сцен, когда во время тренировки между Стивом и его соперником была брошена граната, Стив тут же прыгнул на нее, закрыв ее своим телом, а основной соперник и остальные солдаты ринулись врассыпную (на подмогу Стиву бросилась и его будущая возлюбленная – агент Маргарет Картер).

Также можно выделить и тот момент, когда Стив, несмотря на адскую боль во время трансформации, все же просил не останавливать эксперимент, хотя все окружающие уже были готовы его прекратить: так ему хотелось, чтобы общее дело увенчалось успехом.

В целом, на протяжении всего фильма Стив работает на благо общества и своей страны, при этом его поступки не сопровождаются пафосными речами.

Отрицательные стороны фильма

  1. Отношение к техносфере (технике и технологиям, научно-техническому прогрессу)

Как и в других фильмах «Марвел», венцом всего является технический прогресс. Однако, в отличие от «Железного Человека», в «Капитане Америка» хотя бы присутствует идея того, что очень важную роль играют духовные качества человека.

В то же время, мысль о создании суперчеловека (суперсолдата) именно с помощью достижений науки и технологий является основной идеей трансгуманизма – философской концепции необходимости технического совершенствования человека. Чтобы хоть как-то оправдать то, как эта дикая идея раскрывается в фильме в позитивном ключе, был создан антипод «Капитана Америка» – «Красный Череп», злой солдат, «рожденный» в ходе ранее упоминавшегося эксперимента, при котором, согласно пояснениям автора, развиваются не только внешние, но и внутренние качества, и по этим причинам злой «Красный Череп» стал натуральным монстром. Тем самым, проиллюстрирована мысль о том, что от подобных опытов могут быть как и весьма успешные, так и неуспешные и трагические результаты.

Интересно, что в другом фильме «Марвел», «Невероятный Халк» 2008-го года, использован абсолютно такой же прием: это история об успешном и неуспешном экспериментах с человеческим телом. В данной экранизации, как и в «Первом Мстителе», раскрывается идея о том, что эксперименты над людьми с целью создания «идеального» сверхчеловека могут быть иногда как вредны, так и жизненно необходимы.

Тем самым зритель уводится от первоочередного вопроса о допустимости того или иного вмешательства в природу человека, в том числе, с помощью инструментов научно-технического прогресса, к ложному вопросу о поиске таких средств улучшения человека, которые не сопровождались бы отрицательными последствиями. 

  1. Отношение к женщине

В фильме раскрыты всего два образа женщин: женщина-солдат и легкодоступная «куколка». Женщину-солдата олицетворяет Маргарет Картер, в которую влюблен главный герой. Несмотря на свой пол, Маргарет Картер – бравый и жестокий боец, который занимается обучением солдат. Методы обучения у нее весьма своеобразные: в одном из эпизодов того, кто отметил ее британский акцент, она в воспитательных целях ударила, заставив сесть на землю, чем обозначила, что проблемы она привыкла решать исключительно силой.

Другие образы женщин представлены фанатками «Капитана Америки», пытающимися его совратить, и эпизодическими танцовщицами в шоу, в котором выступает Стив. Стоит отметить, что внешне девушки выглядят очень нескромно.

Несмотря на допустимый возраст просмотра (12+) и расчет на подростковую аудиторию, «Капитан Америка» воспитывает в зрителях неуважение и потребительское отношение к женщине. Подобное отношение раскрывается и в некоторых конкретных фразах:

«- Не знал, что ты говоришь по-немецки.
- Три семестра в Гарварде! Сменил на французский — там девочки лучше.»

С другой стороны, такое отношение к себе поддерживают и героини фильма. Будучи физически слабым и внешне неприметным, Стив так и не смог привлечь ни одну женщину. Но когда он стал сильным, то сразу же стал популярным среди представительниц прекрасного пола, которые в своей симпатии к нему ведут себя весьма откровенно, и этому посвящен своеобразный «юмор» фильма.

film pervyj mstitel 2011 91 Фильм «Первый Мститель» (2011): Воспитание безрассудного патриотизма

  1. Отношение к войне

Сюжет фильма хоть и носит фантастический характер, но разворачивается в период Второй мировой войны. Однако во время просмотра складывается впечатление, что с фашизмом боролись исключительно бравые американские солдаты, которым разве что иногда помогали отдельные европейцы. О роли Советского Союза в победе над фашизмом совершенно замалчивается.

Во многих фильмах Голливуда так или иначе присутствуют эпизоды, в которых США и Великобритании отводится главная роль в победе над Гитлером. При этом если взрослый образованный человек еще способен выделить и нравственно не принять такие исторические нестыковки и неточности, то большинство современных европейских и российских детей – нет. Поэтому есть риск того, что в период всеобщей популяризации массового голливудского кинопродукта подрастающее поколение запомнит историю середины двадцатого века победно окрашенной в цвета американского флага.

film pervyj mstitel 2011 9 413x605 custom Фильм «Первый Мститель» (2011): Воспитание безрассудного патриотизма

  1. Отношение к средствам достижения целей

Начало истории Стива – это конфликт о том, как физически слабый парень не может попасть на фронт. Но ведь долг перед Родиной в период войны можно успешно выполнять не только непосредственно в зоне боевых действий, но и, например, работая в тылу. По этой причине, вместо того, чтобы бесконечно биться в закрытую дверь, тратить время и силы, катаясь по разным городам и подделывая документы, Стив Роджерс мог бы просто начать искать работу, совпадающую с его параметрами и возможностями.

Мечта именно попасть на фронт при таком физическом состоянии хоть и свидетельствует о смелости главного героя, но в то же время это и маниакальное упорство, явно вышедшее за границы здравого смысла. Только благодаря фантастическому сюжету Стив смог всё же стать полезным своему государству во время войны, в реальности же, даже если бы он попал на службу, то, скорее всего, последствия могли быть совсем другими. Награда – превращение в супергероя – за хоть и смелое, но не совсем адекватное и во многом безрассудное поведение, выглядит весьма сомнительной.

  1. Отношение к здоровью

Популярная сегодня идея о том, что свое тело можно улучшить быстро и качественно не прибегая к целенаправленному труду, физическим упражнениям и т.д., «мотивирует» на поиск легких путей заботы о своем здоровье. Ярким примером этому является свободная реклама в средствах массовой информации различных препаратов и лекарств, обещающих моментальное разрешение проблем со здоровьем, лишним весом и др.

Стоит отметить, что отношение к алкоголю в фильме весьма беззаботное. Стив, несмотря на свой юный возраст и плохое здоровье, знает, что такое пить, а после приобретения суперсилы жалеет о том, что не может напиться от горя. Тем самым алкоголь преподносится как отличное средство от стресса, которое стало недоступным главному герою. Также наливает себе двойную порцию виски перед важной процедурой гениальный Авраам Эрскин:

«Стивен Роджерс: За «малышей»!
Авраам Эрскин: Нет-нет, постой-постой! Что же я делаю! У тебя процедура завтра – даже воду нельзя!
Стивен Роджерс: Ладно, выпьем потом.
Авраам Эрскин: У меня завтра нет процедур — я и сейчас могу выпить.»

Насилие: Несмотря на то, что события фильма происходят на войне, сцены боевых действий демонстрируются в мягкой форме, без кадров крови и убийств. Главный герой позиционирует себя не как убийцу врагов, а как защитника Родины.

Алкоголь: Беззаботное отношение к алкоголю, выпить может как герой, так и гениальный ученый.

Секс:  Пошлость и распутность в отношениях героев практически отсутствует, однако имеются сцены с женщинами в откровенных нарядах, не соответствующих показанному в сюжете периоду времени. Образы женщин присутствуют только в двух вариантах: легкодоступная кукла или женщина-солдат.

Мораль: В целом, идеи и смыслы фильма являются достаточно противоречивыми. С одной стороны, это патриотический фильм, воспитывающий будущих верных солдат своей страны, в частности – Америки (смысловой посыл явно не для российских зрителей), готовых умереть ради нее; солдат, особо не думающих, а просто стремящихся к тому, чтобы отдать свой долг на поле боя. С другой стороны, это фильм, продвигающий идеи трансгуманизма, неоспоримых преимуществ достижений техносферы, которые по сюжету играют решающую роль в становлении и совершенствовании человека.

Источник

12345  4.33 / 6 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Каиргали
21 ноября в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7
Олег
23 октября в 07:57 1
Александр Вершинин
6 октября в 05:10 1
СБ СССР
3 октября в 20:40 2

Лента

Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| 22 ноября в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.