C 4 ноября отделение КПРФ в Карелии начнёт собирать подписи за установку в Петрозаводске памятника Иосифу Сталину.
— пишет Интернет-газета «Столица на Онего» от 02.11. 2015 года
Жители карельской столицы собирают подписи против установки в Петрозаводске памятника Иосифу Сталину.
— сообщает информационное агентство «Республика» от 05.11.2015 года
Давайте всё-таки «начнём от печки», Разберёмся вначале с понятием «памятник», так как создаётся обоснованное впечатление, что при обсуждении рассматриваемой проблемы у оппонентов, несмотря на якобы существующую общепонятность, даже по этому вопросу общего понимания нет. Как известно, понятие — как явление психической деятельности — образуется на основе установления в психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций и образных представлений.
Вначале о толковании слова памятник:
утверждает Толковый словарь Ушакова
описывает явление Толковый словарь Ожегова
пишет Википедия.
Хотели бы подчеркнуть, что в каждом из приведённых определений, при наличии в них определённых различий, речь идёт о том, что памятники, прежде всего, служат выполнению объективной функции — сохранению в памяти людей правды истории, а вовсе не только и не столько, как частенько многие, особенно из числа противников установки памятника Сталину, полагают — для возвеличивания каких-то личностей.
Но если даже с языковыми конструкциями не всё просто, то с образами, задействованными в образовании понятия «памятник», ещё сложнее. Само собой разумеется, в этом случае многое зависит от субъективных представлений, но анализ, ведущейся, и не только в Петрозаводске, а вообще на «бескрайних просторах Интернета», полемики на эту тему, позволяет сделать вывод, что в качестве образа памятника Сталину, как сторонники, так и противники этой идеи, ограничиваются, как правило, самым примитивным его видом, представляя его в виде многометрового монумента (как вариант — двухметрового бюста). При этом совершенно не принимаются во внимание, что существуют, кроме статуй и бюстов, и такие виды памятников как обелиски, колонны, памятные доски, наконец, мемориальные комплексы.
Будет ли, например, соответствовать исторической правде мемориальный комплекс, посвящённый полководцам Великой Отечественной войны, без изображения Сталина? Ясно, что не будет, но противники такого решения есть, более того они весьма и весьма активны. Достаточно вспомнить, какая буча была поднята в либеральной прессе в связи с появлением стендов, посвящённых 70-летию Победы, на которых было бы изображение Верховного Главнокомандующего.
К тому же, когда ведутся дискуссии «нужен или нет» памятник Сталину, совершенно упускается из виду, что у автора памятника может быть свой образ сооружения, который мы просто не можем себе представить. Ведь сумел же Эрнст Неизвестный создать такое надгробное сооружение, которое никакого отношения к восхвалению Н.С. Хрущёва не имеет, а отражает такие философские понятия как добро и зло, жизнь и смерть, а для кого-то и просто — «чёрные и белые свершения Никиты», хотя формально этот монумент называется «Памятник Никиты Сергеевича Хрущёва».
Ну, вот свою позицию в отношении понятия «памятник» мы изложили, теперь перейдём к обсуждению ещё более сложного вопроса — исторической личности И.В. Сталина, учитывая, что исторической личностью его признают не только его сторонники, последователи, объективные историки, но и прямые противники. Стоит вспомнить фразу, которую приписывают не только сталинистам, но и противникам Сталина:
Да, был культ… Но была и личность!
Понятно, что среди исторических личностей, оцениваемых с полярных позиций в наше время и в нашей стране И.В. Сталин не одинок, но при этом он занимает в их ряду одно из первых мест потому, что отношение к нему, а точнее к его разработками в теории и делам на практике, носит прагматический характер. Либо мы возьмём, с учётом, естественно, сегодняшних реалий, всё лучшее из теоретического и практического наследства Сталина, либо о Сталине, как о государственном деятеле надо как можно скорее забыть, воспринимать его лишь как злодея, дорвавшегося до власти, или ещё хуже — как сознательного уничтожителя русского и других народов СССР, а поэтому все его деяния надо стереть из памяти народной. В связи с изложенным, вроде бы частный вопрос — быть или не быть памятнику Сталину в Петрозаводске, да в других городах и весях России, превращается в принципиальную проблему.
Ясно, что позиции тех, кто считает, что И.В. Сталин — строитель великой державы, и тех, для кого он — только кровавый диктатор, диаметрально противоположные, «и вместе им не сойтись». Борьба между ними идёт за умы и сердца тех, кто ещё не определился или, скажем дипломатично, относится к И. В. Сталину нейтрально. И в этом противостоянии опять-таки вопрос — следует ли сохранять в воспоминаниях людей историческую фигуру И.В. Сталина и с этой целью сооружать ему памятники, становится базисным.
Есть ли в мире примеры разрешения этой дилеммы? Да, есть. Не будем обращаться к примерам далёкого прошлого, хотя можно было бы, например, вспомнить о Наполеоне I, в ходе завоевательных войн которого погиб каждый шестой мужчина Франции, но оставшегося совершенно справедливо в памяти французов государственным деятелем, чему немало способствовали и установленные в память о нём многочисленные памятники, в том числе и всемирно известная Вандомская колонна, разрушенная (!) в период Парижской Коммуны, но затем восстановленная (!).
Вандомская колонна
Но и в новейшей истории есть примеры. Мы уже неоднократно обращались к опыту Китайской Народной республики (см. например, http://inance.ru/2015/10/liberal-history/), с пользой для дела и объективного отношения к истории своей страны, решившей вопрос сохранения в народной памяти такой неоднозначно оцениваемой исторической личности, как Мао Цзедун. В отношении его деятельности, как создателя и руководителя независимого государства, в котором была реализована концепция справедливости, прагматичные китайцы даже выработали «формулу»: «30% ошибок и 70% побед», сохранили мавзолей Мао Цзедуна, его портрет на «главной площади страны» Тяньаньмэнь, изображения на денежных банкнотах и почтовых марках, памятники. Всё это привело к тому, что по данным социологических опросов свыше 90 процентов респондентов считают, что эпоха Мао и сегодня оказывает положительное влияние на Китай, плюс к этому господствующей точкой зрения является ещё одна «формула»:
нельзя топтаться на своём прошлом, сбрасывать памятники, в этом случае государство охватят смуты, как это случилось с СССР.
Ну, а чтобы смута продолжалась, надо просто строго следовать рекомендациям партии «Яблоко», в которых говорится:
до тех пор, пока государством не будет осуждены государственный переворот 1917 — 1918 годов (захват власти и разгон Учредительного Собрания) и преступления большевизма/сталинизма, в России невозможно построение правового государства.
И эти «рекомендации» — «осудить и забыть» советское прошлое, безусловно, идущие в разрез с мнениями мыслящих по государственному людей, кроме как призывами к дальнейшему разъединению общества не назовёшь.
Вот заявление одного из таких людей:
Эта страница — СССР — была очень сложной, героической, созидательной и трагической, но она перевернута, поезд ушел, мы должны думать о дне сегодняшнем, и будем собирать весь позитив, который остался от предыдущих поколений. Нельзя все сбрасывать метлой в помойку, нужно бережно относиться к накопленному.
— В.В. Путин.
Поэтому-то изолированное вроде бы событие — дискуссия «быть или не быть памятнику Сталину в Петрозаводске», на самом деле в определённом смысле становится тестом для определения политического и исторического уровня развития карельского общества.
Возвращаясь непосредственно к событиям в Петрозаводске, хотелось бы упомянуть и о неблаговидных попытках со стороны либерально настроенных средств массовой информации и их хозяев использовать обстановку вокруг действительно заслуживающего серьёзного общественного внимания вопроса в политиканских целях. Речь идёт об очередной «дезе» информационного агентства «FlashNord», ранее неоднократно уличённого в пристрастии к дешёвой и непроверенной информации псевдосенсационного характера и в информационной поддержке группировки В. Попова, разместившего не соответствующие действительности сведения под заголовком: «Худилайнен поддерживает идею установки памятника Сталину в Петрозаводске» (http://flashnord.com/news/hudilaynen-podderzhivaet-ustanovku-pamyatnika-stalinu-v-petrozavodske).
«Информация» эта, само собой разумеется, не осталось незамеченной одним из основных информационных ресурсов либералов — радиостанцией «Эхо Москвы» (http://echo.msk.ru/news/1653366-echo.html), а также мелкими либеральными сайтами Rusargument и Ruposters.ru. Причём, как обычно в этой «возне» были использованы проверенные методы «жёлтой» прессы — все издания, повторившие клевету, ссылаются на ИА «FlashNord», а последний на свой, естественно, анонимный источник в региональном правительстве.
Круг замкнулся, дело сделано, тень подозрения в приверженности к «сталинизму», в понимании этого термина лицами, разделяющими либеральные взгляды, на главу республики брошена, а заодно и сама идея установки сооружения стала как бы второстепенной. И, конечно, продолжая традиции «жёлтой» прессы, ни одно из упомянутых изданий не удосужилось опубликовать сделанное по этому поводу в этот же день опровержение Правительства Карелии.
Этот эпизод — ещё одно подтверждение «чистых помыслов» либералов и применяемых ими «честных» приёмов в политической борьбе, о которых совестливым людям целесообразно не забывать.
Вернёмся всё-таки к главному — быть или не быть памятнику Сталину в Петрозаводске? Мы свою позицию не скрываем и считаем, исходя из существа, изложенного в этой публикации материала, целесообразным его установку. Естественно, после проведения серьёзной подготовительной работы по разъяснению причин, мотивов предлагаемого проекта и широкого общественного обсуждения. Могут ли с этой задачей справиться инициаторы? Смогут ли заручиться общественной поддержкой противники установки памятника? Судя по социологическим опросам и традиционному отношению к Сталину — полагаем что нет.
По состоянию на 11 ноября под обращением «Не допустить установки памятника Сталину в Петрозаводске» за 7 дней с начала сбора подписей подписалось 545 человек.
Какова будет реакция и аргументация решения городской комиссии по культурно-историческому наследию?
Пока вопросов больше, чем ответов…