Путь промысла Его неведом потому,
Что вера есть в него, но веры нет Ему!
(Ф. И. Тютчев)
Фильм «Пи Кей» (PK), снятый режиссером Раджкумаром Хирани, уже стал самой кассовой картиной Болливуда. Несмотря на протесты многих религиозных деятелей и массовые демонстрации националистов в самой Индии, обвинения в богохульстве и даже терроризме, картина продолжает собирать полные залы во многих кинотеатрах мира. По данным газеты «India Times», «Пи Кей» станет первым индийским фильмом, который выйдет в широкий прокат в Китае. В США и Канаде история про инопланетянина, пытающегося понять, как устроен наш мир, уже стала самым кассовым индийским кино. Что же привлекает зрителей в этой киноленте: игра актёров, индийские песни и танцы, отличный юмор, необычный сюжет?
Прекрасная актёрская игра, запоминающиеся песни и яркие наряды – всё это есть в большинстве индийских фильмов, и картина «Пи Кей» не исключение. Аамир Кхан, полюбившийся многим по драмам «Звёздочки на земле» и «Три идиота», прекрасно справился с ролью инопланетянина, прилетевшего на Землю с целью изучения людей. Главный герой чем-то напоминает ребёнка, который пришёл в наш мир и пытается найти ответы на главные вопросы. Именно эти главные вопросы, которые сегодня не принято задавать, но без ответа на которые невозможно разобраться в том, как устроен наш мир, и ставит перед окружающими герой Кхана:
Есть ли Бог, и если есть – то какой он? Если Бог один, то почему религий много? Если Бог всемогущ и слышит каждого из нас, зачем нужны религиозные «менеджеры», которые берут на себя роль посредников и встают между человеком и Богом? Какая разница, где молиться: в храме, мечети, церкви, если Бог все равно слышит каждого? Имеет ли значение обрядовая сторона современных конфессий для истинного Бога, или это всё создано «религиозными менеджерами» в своих интересах? Надо ли отдавать свою жизнь, пытаясь защитить Бога, или создатель нашей вселенной и всего мира сам способен позаботиться о себе и никого не просил умирать или убивать в свою защиту? Если каждый из нас рождается без каких-либо «религиозных отметин» на теле, то почему люди потом начинают воевать друг с другом якобы во имя Бога? Кто заинтересован в этой войне: Бог или «религиозные менеджеры»? Какие цели преследуют современные «религиозные менеджеры»? Какими средствами им удаётся сбивать людей с пути истинного?
Пытаясь найти пульт управления от своего космического корабля, который у него украли и без которого он не может вернуться домой, Пи Кей попадает в столицу Индии Нью Дели, где относительно мирно уживаются представители нескольких конфессий: христиане, индуисты, мусульмане, сикхи, джайны и другие. Узнав от местных жителей, что его проблему «может решить только Бог», Пи Кей начинает искать Бога. Он путешествует по храмам, церквям, мечетям, пытается вникнуть в обрядовую сторону каждой из конфессий и понять, где же всё-таки прячется этот Бог, о котором все говорят.
Но там, где, казалось бы, должен обитать тот, кто может решить его главную проблему, Пи Кей встречает только «религиозных менеджеров», которые от имени Бога устанавливают свои правила, руководят толпой и собирают дань. Его искренний, в чём-то детский интерес, его совершенно логичные вопросы ставят в тупик окружающих, многие из которых привыкли слепо и бездумно следовать ритуалам и стереотипам. Вместо разъяснений и желания поделиться истиной, главный герой встречает агрессию и непонимание. В большинстве случаев его либо выгоняют, либо ему приходится убегать от разъярённой толпы, защищающей своего «Бога».
В один из таких моментов Пи Кей встречается с той, которая поможет ему найти ответы на поставленные вопросы и вернуться домой. Её искреннее желание помочь, доброта и отзывчивость помогают ему разобраться самому во всех сторонах сложившейся ситуации и донести до окружающих своё видение мира. А высокое чувство любви, постепенно возникшее в его инопланетной душе, наполняет жизнь смыслом и радостью и даёт ему силу бороться с теми, кто пытается «приватизировать» Бога:
Разговор в индуистской лавке (53-ая минута):
Продавец: Бог создал нас всех, а мы всего лишь создаём его статуи.
Пи Кей: Зачем вы создаёте его статуи?
Продавец: Чтобы мы могли ему молиться, чтобы могли о своих печалях и радостях рассказывать.
Пи Кей: Тут что установлен передатчик? Как доходят до нас слова Бога?
Продавец: Богу не нужен никакой передатчик, он слышит напрямую!
Пи Кей: Раз он слышит всё напрямую, то зачем нужны эти статуи!?
Разговор в церкви (60-ая минута):
Прихожанин: Господь был распят на кресте за твои грехи, а ты…
Пи Кей: На кресте!? Господь был распят!? Когда!?
Прихожанин: Две тысячи лет назад! За твои грехи!
Пи Кей: Ну что я такого натворил? Я ведь только что пришёл сюда.
Пи Кей, убегая от очередных «верующих» (63-ая минута):
После долгих погонь я понял, что на этой планете был не один, а множество «богов», и у каждого «бога» были свои отдельные правила. Каждый «бог» открывал свою собственную компанию, люди называли её «религией». И у каждой религии был свой отдельный менеджер. На этой планете у каждого человека была всего одна религия, то есть он принадлежал только к одной компании. И эта компания из «бога», которому они поклонялись, не принимала чужаков. Тогда, я член какой компании? Какому «богу» мне молиться, чтобы добраться до пульта управления?
Пи Кей перед статуей одного из индуистских богов (69-ая минута):
Пи Кей: Вот так сложить перед вами руки и просить вас? Или опуститься перед вами на колени и коснуться лбом земли? Зазвенеть в колокола для вас или закричать в динамики? Мне прочитать главы бхагавадгиты? Аяты корана? Или заповеди библии? Ваши разные менеджеры говорили разные слова: кто-то говорит «сделай жертвоприношение в понедельник», а кто-то говорит «сделай его во вторник». Кто-то говорит «молись до восхода солнца», а кто-то говорит «молись после захода солнца». Кто-то говорит «молись корове», а кто-то говорит «принеси её в жертву». Кто-то говорит «перед входом в храм снимай обувь», а кто-то говорит «заходи в обуви в церковь». Из них кто говорит верно, а кто неверно, – я не могу понять.
Пи Кей о религиозных обрядах (87-ая минута):
Пи Кей: Он говорит, что стоит прокрутиться до его дома и решится любое дело. Теперь ответь, мы ведь все дети господа, да? А какой нормальный отец скажет своим детям прокрутиться по асфальту – и твоё дело будет сделано? Разве твой отец такое говорит? Типа, дочка, если хочешь новое платье, тогда давай, покрутись по асфальту. Он говорит, что нужно поливать камень молоком, чтобы освятить его?
Джагу: Пи Кей, а если бы эти звонки попали на верный номер, настоящему Богу (а не «религиозному менеджеру» – примечание ред.), что бы он сказал?
Пи Кей: А что скажет? Да скажет он, что миллионы наших детей сидят голодными на тротуарах Дели, покорми их этим молоком! Зачем ты льёшь на меня это молоко!?
Беседа с проповедником (125-ая минута):
Проповедник: Сынок, чего же ты хочешь, документ в котором не было бы Бога? Ты самоутверждаешься за счёт страдания людей?… Сынок, мы умеем защищать своего «бога».
Пи Кей: Ты будешь защищать своего «бога»? Эта планета мала по сравнению с тысячами больших планет, которые разбросаны во вселенной, а ты толкуешь, сидя в маленькой планете, в маленьком раю, на маленькой улице, что защитишь того, кто создал всю эту вселенную? Он не нуждается в твоей защите. Он сам может себя защитить. Сегодня тот, кто пытался защитить своего «бога», взорвал моего друга, уцелела лишь эта вещь – его обувь. Прекратите защищать своих «богов», иначе на этой планете не люди, а лишь обувь останется.
Пи Кей – светлый и глубокий фильм, который очень актуален сегодня, когда с помощью провокаций, наподобие кощунственных публикаций французского издания Шарли Эбдо и жестоких методов его пиара, пытаются стравить между собой представителей различных конфессий. Фильм показывает, что Богу не нужны жертвы или войны: ему нужно, чтобы люди жили по-человечески, заботились о своих ближних и каждым своим действием делали мир лучше.
Картина заслуженно заработала огромную любовь зрителей. Она учит нас тому, что человеческая доброта, порядочность, взаимопомощь, благородство, следование голосу совести делают человека намного ближе к Богу, чем любые обряды и заклинания «религиозных менеджеров».
К сожалению, протесты в Индии продемонстрировали, что эту точку зрения сегодня разделяют далеко не все. Тем не менее, любой шум вокруг этого фильма послужит только тому, что его посмотрят ещё больше людей, и, возможно, это подтолкнёт зрителей переоценить привычные стороны жизни и научит задавать правильные вопросы.
Насилие: Реалистично показан теракт и гибель людей в результате взрыва.
Секс: Несколько пошлых шуток; в начале фильма у инопланетянина очень откровенный наряд.
Наркотики: Одна сцена, в которой положительная героиня пьёт шампанское.
Мораль: Фильм заставляет зрителя задуматься над главными вопросами, определяющими смысл человеческого существования; оставляет ощущение просветления и душевной теплоты.