Фэнтези-фильм «Малефисента», работа студии Walt Disney Pictures, вышедшая на экраны 29.05.2014 г., – новый взгляд на содержание известной истории о спящей красавице – принцессе, которая была проклята злой колдуньей, уколола палец о веретено в день своего 16-летия, заснула волшебным сном и была пробуждена поцелуем прекрасного принца (Эта история уже рассказывалась полнометражным мультфильмом Disney в 1959 г.). Концепция «Малефисенты», преодолевшей временной разрыв в 55 лет, – дать объяснения известным зрителю событиям с точки зрения персонажа-злодея. Здесь в центре повествования находится Малефисента – злая волшебница, которая и наслала проклятье на принцессу. События в новой вариации сказки местами те же, а местами совсем иные.
В неком волшебном королевстве живет девочка-фея Малефисента. Малефисента добра и пребывает в гармонии с природой и своими соседями: она лечит сломанную ветку дерева, душевно приветствует волшебных существ Болот и справедливо разрешает вопрос с драгоценным камнем, украденным мальчиком Стефаном из королевства людей.
Познакомившись, Стефан и Малефисента находят общий язык и сближаются:
«Малефисенту тронуло то, что Стефан без малейших раздумий выбросил возможно единственное свое сокровище (железное кольцо), лишь бы коснуться ее руки. Так юный воришка, позарившийся на драгоценность, навсегда завладел её сердцем. Глядя на них можно было подумать, что застарелая ненависть между людьми и волшебным народом канула в лету. А дружба понемногу переросла в нечто большее. Малефисента на своё 16-летие получила от Стефана подарок – поцелуй истинной любви. Но была ли это любовь?»
«Шли годы. Стефан всё больше поддавался людским искушениям и всё больше отдалялся от своей подруги. Малефисенте же как самой могущественной из фей выпала роль защитницы Топких Болот. Малефисента часто бродила одна, гадая, где может быть Стефан. Она знать не знала, сколько в людях зависти и корысти. Но пришлось узнать. Прослышав о процветании Болот, Король людей решил сравнять Болота с землей».
Прибывшие на земли волшебного королевства, Король Генри и его армия терпят поражение в битве с Малефисентой и ее воинами.
Поверженный Король призывает своих поданных отомстить за него и убить Малефисенту, за что в награду отомстивший станет его преемником. Стефан, всегда мечтавший о троне и служивший тем временем в свите Короля, оказывается перед выбором: любовь к Малефисенте или шанс получить власть. Стефан выбирает второе и, встретившись с Малефисентой, усыпляет ее и отрезает её крылья – доказательство свершенного отмщения, которое он подносит своему Королю.
Стефан объявляется новым королем людей, а Малефисента под воздействием горькой утраты и разочарования трансформируется во зло, становится королевой волшебного мира (первоначально на Болотах было равноправие), который следом за ней погружается во тьму. Малефисента также обретает нового слугу – ворона Диаваля, оборачиваемого ею в разные формы жизни для выполнения заданий.
У Стефана и его жены рождается дочь – принцесса Аврора. В замке устраиваются крестины, на которые прибывает Малефисента и в качестве мести Стефану проклинает новорожденную:
«Принцесса всех на свете прекрасней и светлее будет, любимицей всеобщей станет, но лишь только солнце ей 16 лет отмерит, уколет она палец о веретено старой прялки и уснет беспробудным сном». После мольбы Короля, Малефисента добавляет к проклятью: «Принцесса очнется от этого мёртвого сна, но лишь испытав поцелуй любви. Заклятье моё нерушимо, и никому не дано его снять».
Стефан отправляет дочь в глухой лес с тремя феями, чтобы спрятать ее от проклятья, а сам запирается в замке и отдает приказы по поимке Малефисенты. Малефисента воздвигает непроходимую стену между Мирами и живёт мыслями о своем проклятии, «беспощадной мести».
Пока Аврора растет, Малефисента с вороном всегда рядом – она «живёт своим проклятьем». Видя, что три феи не справляются с заботой об Авроре, Малефисента начинает сама ухаживать за принцессой, вызволяя ее из опасных ситуаций.
Аврора растет и расцветает. «Всё казалось ей чудом и тайной. Особенно то, что таилось за грозной терновой стеной». Аврора бродит у терновой стены, где солдаты Стефана ведут работы по поимке Малефисенты. Они принимают Аврору за объект своих поисков, что вынуждает наблюдавшую за ситуацией Малефисенту усыпить принцессу и расправиться с солдатами, пока та спит, паря в воздухе.
Из любопытства Малефисента перемещает Аврору на сторону Болот. Аврора просыпается в волшебном королевстве и испытывает радость от осознания, куда она попала. Аврора помнит всю помощь Малефисенты и считает ту своей крестной феей: «Той, что всегда приглядывала за мной». Малефисента удивлена, не выдерживает напора счастья и радости Авроры, усыпляет ее заново и возвращает домой, к трем феям.
Тем временем, Стефан совсем плох в своем безумии и жажде мести Малефисенте, а его жена умирает.
Малефисента и Аврора сближаются и проводят время вместе на Болотах, где принцесса развлекается и играет с волшебными существами. Тронутая всем происходящим Малефисента пытается снять проклятье, но это ей не удается (проклятье задавалось как нерушимое и неснимаемое никем, даже ею самой).
Аврора тем временем хочет переехать жить к Малефисенте на Болота, где они бы могли заботиться друг о друге.
Принцесса репетирует в лесу объяснительную речь тетушкам о своем переезде и встречает принца Филиппа. При знакомстве молодых людей Малефисента с вороном снова рядом. Ворон считает, что принц тот, кто может снять заклятье поцелуем любви. Малефисента давно не верит в любовь и лишь смеется в ответ на это.
Накануне 16-летия Авроры феи рассказывают ей про проклятье и про ее родителей. Аврора в слезах бежит к Малефисенте с новостью. Узнав, что та, кого она считала своей крестной феей, на самом деле та, кто ее проклял, Аврора убегает и скачет на лошади в замок к новообретенному отцу, где Стефан, полусумасшедший на почве расправы с Малефисентой, недолго думая отправляет ее под замок в башню.
Малефисента усыпляет принца Филиппа и везет его в замок для попытки осуществления поцелуя любви, который может снять проклятье.
Принцесса находится в заточении и, тем не менее, «зов» проклятья силён, и той удается найти прялку для его реализации. Аврора засыпает «вечным сном».
Принц Филипп скрыто доставляется Малефисентой и вороном в замок и «подбрасывается» трем отчаявшимся феям. Филипп под их надзором целует Аврору, но поцелуй любви оказывается «неистинным», и принцесса от него не просыпается.
Феи и принц удаляются из покоев принцессы, и расстроенная Малефисента, появившись из укрытия, произносит речь у постели Авроры:
«Я не стану молить о прощении, ведь тому, что я сделала, прощения нет. Я словно ослепла от ненависти и мести. Милая Аврора, я полюбила тебя всей душой, а теперь потеряла навеки. Даю слово, пока я живу, я тобой ничего не случится. И тень твоей улыбки пребудет со мной всегда», после чего целует принцессу в висок. Аврора просыпается, а ворон провозглашает: «Вот она, любовь».
Малефисента и Аврора выбираются из замка, чтобы вернуться на Болота. На Малефисенту падает железная сеть, разворачивается её битва со Стефаном и солдатами. В это время убежавшая с места действий Аврора находит крылья Малефисенты, хранящиеся в стеклянном ящике, и освобождает их. Крылья находят свою хозяйку и воссоединяются с ней, возвращая ей некогда утраченные силы. Битва продолжается, и Стефан погибает.
Финал: рассвет на Болотах, Аврора смотрит в сторону замка, Малефисента вдалеке разрушает терновую стену.
«Малефисента разрушила терновую стену и сняла корону. И Аврора увидела, какими были Болота в те давние времена, когда на сердце юной Малефисенты было легко и отрадно. Так же, как и сейчас».
Королевства объединены, и корона обоих королевств вручается Авроре.
Так же сообщается, что рассказчицей все это время была сама Аврора, и что королевства смог объединить тот, в ком смешалось добро и зло – «и имя ей Малефисента».
Важно, что «Малефисента», будучи заметно необычным фильмом, поскольку на первый план выведен спорный нетипичный герой, не является оригинальной сказкой, которая бы предлагала новые концепции как таковые, это фильм, опирающийся на уже существующую историю и существующих персонажей – иначе говоря, фильм предлагает ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ, новый взгляд, базирующийся на истории, рассказанной в мультфильме «Спящая красавица» 1959 года.
Указывая на первый мультфильм, создатели обращаются к зрителю: «С самого рождения нам твердят, что жизнь – это сказка, короли благородны, а любовь вечна. Все зависит от того, кто рассказывает историю», а слоган неожиданно гласит «Не верьте сказкам». Однако новая история – тоже сказка. Изменив одну сказку, WaltDisney Pictures предлагает новую, с новым героем в центре внимания и инновационными идеями на темы добра, зла и любви.
Согласие с переосмыслением привычного материала требует от зрителя определенного доверия к происходящему на экране. И это достигается рядом ходов:
«Малефисента» во многом является фильмом одной актрисы, без которой проект и вовсе не состоялся бы. Исполнившая главную роль Анжелина Джоли – популярная, привлекательная и признанная актриса, вызывающая широкий интерес и как раз необходимое доверие. Немаловажно, что Джоли семейный человек и многодетная мать, и её одновременные «активное» материнство и роль в этой сказке (а также участие в фильме двух её собственных дочерей) добавляют доверия к проекту, проводят смысл его положительности.
Фильм очевидно направлен к принятию на уровне современной эстетики. Помимо того, что Малефисенту играет признанная красавица, так еще и её внешний вид очень тщательно «собран» и возведен до эстетических высот, и за вычетом бутафории, вполне соответствует современной моде. Образ Малефисенты интересен, эффектен, удобен для фанатствования и перевоспроизводства в разном виде: одежде, макияже, иллюстрациях и т.п. Реклама и продвижение фильма опираются на «фешн»-отождествление с Малефисентой: официальный постер похож на обложку глянцевого журнала, по мотивам макияжа гг созданы специальные коллекции косметики, до начала проката устраивался конкурс на лучшее воссоздание демонического смеха из сцены крестин, перед кинопоказами предлагается возможность приобщиться к образу, сфотографировавшись на фоне изображения с крыльями главной героини или надев предложенные промоутинговые бумажные рожки и т.п.
Несмотря на необычный «угол» повествования в фильме, зрителю предлагаются по большей части те темы, которые понятны и не вызывают никаких вопросов. В «Малефисенте» есть ряд исполненных классических «фактов»:
Эти темы как «якоря доверия», или можно сказать, точки поверхностного понимания, между которыми что-то еще происходит, но для неискушенных зрителей, а также зрителей «затопленных» потоком киноразвлечений и просматривающих фильмы быстро, один за другим, уже не очень важно, что имеется в виду между строк. Есть ряд поверхностно-смысловых клише на фоне красивой картинки и это удовлетворяет – “хэппи энд” на месте, любовь на месте, добро победило.
Дополнительный ход в фильме, рассчитанный на детей: в начале фильма рассказчица говорит: «Давайте вспомним старую сказку, посмотрим, хорошо ли вы её знаете», а в конце оказывается, что все это время закадровый голос принадлежал принцессе Авроре, и что всё это «репортаж с места действий». Добавляется документальная нотка, говорящая, что вся эта сказка – самая настоящая правда, и что принцесса Аврора сама все видела и как источник, которому можно доверять, спешит поделиться. А детям важно воспринимать сказку как действительное.
Вышеописанные моменты – «упаковка» фильма, которая работает на то, чтобы, вызвав поверхностную симпатию у зрителя, вызвать и принятие помещенных в фильм идей, спрятанных под сюжетные клише.
Итак, создателями Walt Disney Pictures для новой ленты 2014 г. взят ряд персонажей из своего же мультфильма «Спящая красавица» 1959 года:
В новой «Малефисенте» происходит сценарная переструктуризация «положительности» и «злобности» взятых персонажей.
Малефисента (из зла в добро):
Фильмом представлены юные годы Малефисенты, где она абсолютно добра и положительна, и только после определенного события-катализатора она становится той самой злой колдуньей, учинившей проклятье ребенка. Однако поскольку предпосылка к озлоблению была несправедливая (Малефисента – жертва подлого предательства возлюбленного), она как бы НЕ ДО КОНЦА злая, и после дополнительных событий-катализаторов (вызволение Авроры из опасностей) Малефисента показывает, что оказывается, она не очень злая, а, кажется, добрая. Малефисента все больше очаровывается проклятой ею Авророй и становится окончательно ДОБРОЙ – в итоге спасая девушку от собственноручно наведенного проклятья. Малефисента преодолевает путь: добро/зло/не до конца зло/кажется, добро/точно добро и реабилитируется под вывод создателей о том, что тот, в ком смешалось добро и зло, может спасти мир.
Король Стефан (из добра в зло):
Сомнителен по своим качествам и в юные годы (пытался обогатиться на Болотах), а после совсем пускается во все тяжкие зла. Становится королем только благодаря совершенному предательству возлюбленной Малефисенты. Алчен, доходит до сумасшествия. Почти весь фильм занимается планами расправы над бывшей возлюбленной. Является основным анти-героем фильма и погибает в конце.
Ворон Диаваль (из зла в добро):
Сильно обогащен как персонаж в отличие от первоначальной версии. В благодарность за спасение служит Малефисенте, предстает в разных обличьях, в человеческом виде визуально привлекателен, акцентировано мудр и искренне верит в любовь, в отличие от Малефисенты.
Три феи (из добра в зло):
Не объявляются злыми (появляются в хэппи-энде наряду с Малефисентой, Диавалем и Авророй), однако проявляют себя как глупые и никчемные, создают вторую часть проблематики истории из-за того, что неспособны позаботиться о врученной им новорожденной принцессе.
Принц Филипп (из добра в… ничто):
В новой сказке выступает как эпизодический персонаж. Встречает с Аврору в лесу, позже появляется для попытки поцелуя “истинной любви”, который не срабатывает. Также предстает в финальной сцене.
*О принцессе Авроре будет сказано в следующем разделе.
Как мы видим, новая история перетасовывает персонажей, и былые добрые король Стефан и три феи перемещены на сторону зла, принц на сторону бесполезности, а злые персонажи, Малефисента и её помощник-ворон, поставлены в центр на сторону добра.
Один из слоганов фильма гласит «Complicated evil»/«сложное зло», подразумевая Малефисенту, что демонстрируется зрителю присутствием в ней качеств и зла, и добра с упором на добро. Позитивность “сложного зла” подтверждается финальным триумфом героини – тот, в ком смешалось добро и зло объединяет два враждующих королевства. Создатели показывают, что многое в жизни относительно, а зло может быть не абсолютным и у него есть как предыстория, так и шанс на исправление.
Однако, во-первых, игра качеств происходит только у Малефисенты, остальные остаются на заданных моно-позициях: ворон всегда хороший, а Стефан – плохой (в отличие от Малефисенты он не “complicated evil”, несмотря на философию сложного зла, ему как также некоему злу не дается никакого развития характера, разве что: был не очень, стал совсем плох. Стефан абсолютный анти-герой без оправданий его злодеянию как в случае с Малефисентой), три феи всегда никчемны и плохи, от начала, до конца.
Новой Малефисенте от начала до конца – на всех эво- и деволюционных стадиях – внешне приделана полноценная демоническая атрибутика (соответствующая ЗЛУ). Внешность отчасти соответствует образу мультяшной предшественницы, но с дополнительным развитием в огламуренную демоничность.
Даже в детстве Малефисента, будучи незамутненно положительной, не выглядит феей в классическом понимании, хотя таковой заявляется – в образе нет никакой эфемерности, светлых тонов, полупрозрачных крыльев – то, что ассоциировалось бы с феями. У нее рога, крылья с клыками, темная одежда. Она не похожа на фею, а похожа скорее на какого-то орка.
В итоге получается некоторое несоответствие формы и содержания, что касается и Малефисенты, и остальных основных персонажей тоже.
Из первоисточника извлекли героев, поменяли им характеры на противоположные, поменяли события – хорошо, но форма героев оставлена прежняя. И если в первой истории в том, как они выглядели, была адекватная логика, то здесь полностью сбиты визуальные ориентиры понятий: в форму того, что было абсолютным злом, помещено добро, а в форму того, что было добром – зло.
В “Малефисенте” вот это злой герой:
А вот это добрый:
Тенденция смешения добра и зла напоминает диснеевский фильм «Оз: великий и ужасный» 2013 г., где четыре основных героя при приятной внешности (т.е. с индикатором доброты) на протяжении истории побыли и плохими, и хорошими. В «Малефисенте» наблюдается то же: смешение добра и зла, при этом с отчетливым акцентом на подмене корректных ориентиров. То, что выглядит как зло (и то, что БЫЛО злом в первой сказке) здесь совершает добрые поступки, а то, что выглядит как добро (и было им) – злые.
Сказочное добро и зло – понятия, указывающие на хорошее и плохое, на нравственное и безнравственное, моральное и аморальное, это понятия, которые для детей зрительно подаются с ясными визуальными ориентирами, здесь колоссально перетасовываются.
Символика добра и зла, исторически сформированная и характерная, несет за собой всю качественную глубину указанных понятий, «Малефисента» же предлагает своему зрителю усиленную привлекательность атрибутики зла и тем самым доверие к смыслам за символикой и сильно уменьшенную привлекательность каких-либо атрибутов добра с соответствующим недоверием к его смыслам.
Атрибутика зла (имена – Малефисента=зловредная, творящая зло, Диаваль=дъявол, демонические рога, огромные темные крылья, острые скулы, мрачная одежда и пр.) – облагорожена и гламурна, сопряжена с благородными, эффектными поступками.
кудряшки старомодные и некрасивые, наряды непримечательные и пыльных цветов, мимика неприятная, размер в первоначальном виде микроскопический, так что главная героиня легко сносит их в сторону. Параноидальный Стефан, выглядящий все более взмыленным и неприятным с ходом повествования, также отталкивает, король и отец – он здесь основной злодей.
Фильм проводит идею визуальной привлекательности зла и непривлекательности добра, а добавление в форму зла проявления доброты, заботы и благородства, а в форму добра проявления никчемности, глупости и жадности затягивает в эту идею глубже, именно на качественный уровень. Зло = хорошо, добро = плохо.
Важно то, что Малефисента в стадии зла обрекает Аврору на смерть, однако история выходит на триумф их дружбы/любви/взаимопринятия. Как это получается?
Линия взаимной любви героинь начинается в одном подменном моменте, который напоминает очень близкие по смыслу сцены в проанализированных мною ранее фильме «Оз: великий и ужасный» и м/фильме «Холодное сердце».
Во всех трёх четко обозначен момент, который по сути является “тестом доброты” главного героя, которому зритель по замыслу создателей должен симпатизировать. Это сюжетная точка, когда что-то или кто-то в какой-то форме ОДОБРЯЕТ нужного героя.
В «Озе: великом и ужасном» это момент прохода главного героя (ловеласа, корыстолюбца и обманщика) сквозь волшебную стену, через которую могли проходить только хорошие души, что акцентируется. Проведя героя через эту стену, создатели тем самым дают подтверждение зрителю о том, что герой хорош, у него добрая душа, можно доверять его примеру, и история ведет героя дальше до конца к показательному триумфу.
В «Холодном сердце» это момент скандала на бале, когда Эльза выплескивает свою бесконтрольную магию и тем самым демонстрирует секретную индивидуальность (символ гомосексуальной ориентации), все гости при этом настроены агрессивно или испуганно по отношению к героине, но её сестра Анна лишь говорит, что Эльза не рассказывала ей о своем секрете, а следовало бы. Анна подчеркнуто спокойно и миролюбиво на фоне остальных принимает эту особенность Эльзы и отправляется следом за ней, чтобы та вернулась, какой бы она ни была, и «спасла мир». На этом моменте снова – тест для зрителя засчитан, есть «галочка» – герой в порядке, поскольку второй герой его одобрил и любит, и дальше история разворачивается до победного конца.
Взволнованная, понимающая Анна:
В «Малефисенте» также появляется аналогичный по смыслу момент, настраивающий зрителя на нелогичную симпатию:
Проклятье состоялось. Аврора отправлена в глухой лес жить с тетушками-феями в лачуге. Малефисента подходит к окошку, где видна колыбель с Авророй. Героиня смотрит на девочку и говорит: «Экое страшилище и не захочешь пожалеешь». Аврора ей радостно улыбается. Малефисента строит гримасу, чтобы испугать её. Аврора смеётся. Малефисента: «Прегадкая. Чудище».
Улыбающийся ребенок выглядит очень мило и симпатично, но проносимый смысл в этой сцене совсем не забавен. Аврора обречена проклятием на смерть, к тому же, по мнению Малефисенты и Стефана, как бы и без возможности к спасению – истинная любовь, единственное возможное лекарство, для них самих уже не существует – однако создатели изображают, как проклятая девочка мило и беззаботно улыбается и смеётся Малефисенте, радуясь ей – фактически собственному убийце. Т.е. Аврора сама делает этот шаг, начинает любить своего убийцу – то самое продвигаемое создателями «сложное зло».
У героини принцессы Авроры здесь роль меньшая, чем в первоисточнике, но так же ключевая:
Мы видим, что Аврора является представителем враждебного волшебному миру человеческого королевства, но из-за проклятья оказывается в неком глухом лесу, в отдалении от всех, по сути на нейтральной территории. Аврора взрослеет и расцветает (и «настаёт», «аврора» от лат. = рассвет, утренняя заря) вне двух миров, которые враждуют, таким образом она своего рода героиня в точке выбора.
Новая принцесса выступает как символ выбора между некими метафорическими мирами, и хотя один из миров это тот, откуда она происходит, героиня всё равно символически ВЫБИРАЕТ между двух, ведь её мир её символически бросил, что демонстрируется отношением к ней Стефана и трех фей. Покинутая ими Аврора «удочеряется» Малефисентой, и таким образом «выбирает» волшебный мир (хотя скорее выбирается им).
Создатели демонстрируют, как благодаря этому Аврора обретает счастье, значит по логике фильма правильная сторона для героини это волшебный мир. А Король Стефан, который в отличие от своей дочери не смог по праву оценить гармоничность Болот и Малефисенты (правильной стороны), а стремился к богатствам и власти на стороне худшей, умирает в финальном бою, что также утверждает победу волшебного мира.
В финале Малефисента с любящей её Авророй объединяет миры в один – принцесса является наследницей трона, и объединенным миром теперь будет править она, т.е. она благодаря Малефисенте обретает власть и богатства, что дополнительно позитивирует правильность метафорического выбора для героини.
Сведя всю историю принцессы к одному предложению: Аврора была проклята из-за проступка плохого человека и брошена этим же человеком и теми, кому он доверил заботу о ней, но восстановив веру хорошего человека (существа?) в любовь и вернув ему крылья (= силы), героиня получает счастье, дом, власть и богатства.
Она помимо некой точки выбора символизирует «дженерейшн некст», реальное подрастающее поколение. Дети и подростки, определяющиеся и узнающие свой мир, впечатлительные, готовые впитывать идеи, это целевая аудитория фильма, те, на кого рассчитана перестановка ориентиров и остальное в «Малефисенте». Новое поколение – новая сказка – новая философия, та сторона, которую и нужно выбрать и усвоить по замыслу создателей.
Возвращаясь к «тесту доброты» Малефисенты как благодетельного героя нового типажа для новых подростков: маленькая Аврора в колыбельке, улыбающаяся своему убийце – это тот идеал человека, доверчивого и податливого, неразличающего явления, черное и белое, добро и зло – тот идеал, который хотела бы видеть индустрия, фабрикующая подобные фильмы, где подтасовывают понятия и проносят идеи зла под видом высшего блага и спасения.
Обретение Авророй себя на лучшей стороне не имеет здесь никакой вариативности. Кино изображает всё прямолинейно – мы просто видим, что принцесса помещена в такое положение, где её мир её сослал, забыл и не заботится о ней, и к девочке безвариативно приходят спасители Малефисента и Диаваль – любить её, заботиться и принять к себе на прекрасную сторону. А худший мир в лице Стефана умирает… благодаря помощи, которую получает его оппонент и враг – Малефисента, от своей же дочери (возврат крыльев в ключевой момент).
В этом свете важно, кого именно символизируют король и три феи, оставившие Аврору без заботы, что и помогло ей обрести могущественную крестную фею. Об этом чуть позже.
История предлагает зрителю два мира, качественно отличающихся друг от друга: мир волшебный и мир людей, которые с застарелой «лютой ненавистью» враждуют между собой. Конфликт миров особо не демонстрируется, он просто где-то есть.
Волшебный мир по своим качествам представлен как сторона Добра. До того, как Малефисенту предал Стефан, что повлекло её «падение», героиня воплощение положительности – в начале фильма она лечит дерево, миролюбиво общается с соседями по королевству и даже со Стефаном, укравшим камень, обходится справедливо и нежестоко.
Мир людей, который по логике фильма аналогичен нашему реальному миру («в одном королевстве жили люди такие же, как мы, но правил ими тщеславный алчный король»), по качествам является стороной Зла. Людям как виду приписываются деструктивные черты (Малефисента «знать не знала, сколько в людях зависти и корысти. Но пришлось узнать»). При этом волшебный мир обладает какими-то богатствами, которые очень нужны людям.
Миры враждуют, и их представители тоже сталкиваются с конфликтом интересов: добрая, великодушная Малефисента от волшебного мира ставит превыше всего свою любовь к Стефану, а приоритетом Стефана оказывается власть, в результате чего его возлюбленная оказывается обескрылена и прямом, и в переносном смысле.
Выше уже упоминалось, что Аврора, представитель человеческого мира, нашедшая дом и счастье на волшебной стороне и гибель Стефана – это подтверждение правильности всего того, что относится к волшебной стороне и Малефисенте.
Таким образом, изначальный призыв создателей зрителю – это отождествление себя с человеческим миром («люди такие же, как мы»), а окончательный призыв – одобрение второго, лучшего мира, который был несправедливо предан тем, кто правил людьми, такими же, как мы.
Что мы видим в противодействующих сторонах:
Сторона Стефана – однородное зло, оттеняющее гармоничность мира Малефисенты.
Сторона Малефисенты это как бы добро, однако смешанное со злом и с визуальными ориентирами зла. И эта сторона по смыслу нуждается в возмездии и возрождении после предательства старого представителя мира людей, и возмездию способствует новый представитель от мира людей Аврора. Возмездие и возрождение стороны «сложного зла» подразумевает доверие к продвигаемой философии со всеми подменами и их принятие.
Также здесь появляется отсылка к эскапизму: делается установка на готовность довериться и отдаться в волшебный, гармоничный и добрый мир, если тот будет проявлять свою заботу, при фоновом непринятия своего мира или как здесь непринятии от своего мира.
Важно заметить, что изображенные в фильме представители зла, поставленного в противовес высокодуховной Малефисенте, а именно Стефан и три феи – это семья Авроры. Стефан – её родной отец, а феи-«тётушки» – те, кому он поручил Аврору растить. В первом варианте в отличие от переосмысленной новой сказки они по-настоящему заботились о ней.
Стефан изначально плохой человек, без вариантов, – у девочки по сути нет отца, а бывшие добрыми феи всерьез способны заморить её голодом или не доглядеть, что она играет у обрыва и вот-вот сорвется. Много раз из-за их беспечности и глупости Аврора оказывается в шаге от смерти – и это вторая проблематика в «Малефисенте» (первая – предательство с отрезанными крыльями).
В одном из эпизодов упоминается, что умирает королева, мать Авроры – казалось бы, необязательный ход, особенно в фильме настолько ненасыщенном нюансами и прямолинейном, каким получилась «Малефисента», но все равно – для инновационного послания сценарием предусмотрена полная семейная брешь. Отец плохой, мать умирает, тетушки морят голодом – милая Аврора символическая сирота. Это крайне непривлекательный образ семьи для зрителя.
Это разработанный ход создателей – показать зрителю непривлекательность семьи и добра, разместив семейные типажи на фоне зла, наделенного эффектностью и гармоничностью, колоссально подтасовав понятия. Создатели фильма, наделив членов семьи Авроры беспомощностью, неадекватностью или негативностью или просто вырезав за ненадобностью как мать, продвигают то, что можно назвать дисфункциональностью семьи.
Но что же происходит в новой сказке: приходит новая семья.
Малефисента – та, кто был вынужден, показано, что именно вынужден, дисфункциональностью и беспомощностью первоначальной плохой семьи взять заботу о бедном ребенке на себя. Пусть это даже был тот ребенок, которого она обрекла на смерть – тут предусмотрено сценарное оправдание. Став «падшей» и озлобившейся, Малефисента полностью оправдана в своих дальнейших поступках тем, как поступили с ней самой. Она жертва под аффектом и вызывает у зрителя сопереживание. Её проклятье и разочарование в любви для зрителя оправданы предысторией, а разгорающаяся любовь к Авроре обеспечивают окончательную моральную реабилитацию. Это «игра в одни ворота» – в ворота одного героя, которому обеспечена максимальная привлекательность целым ворохом средств и шагов, что стирает факт злодеяния, которое в «Спящей красавице» 1959 г. было, собственно, завязкой истории. Здесь проклятье – это проступок жертвы, месть за собственные страдания.
В свете семейной темы очень примечателен момент одной из встреч Авроры и с её лже-крестной феей:
Аврора говорит Малефисенте: «Я придумала. Через год-другой я поселюсь здесь на Болоте с тобой. Будем жить и заботиться друг о друге». А та отвечает ей: «Зачем же ждать год-другой. Хочешь, живи у нас». И спустя мгновение в уединении Аврора репетирует объяснительную речь для трех фей, своей семьи: «Тётушки, мне почти 16. Я сама решаю свою судьбу. Я вас очень люблю, но пришло время расстаться. Вы были ко мне так добры, хотя иногда по рассеянности и кормили пауками…»
Аврора по собственной инициативе и по наличию такой возможности хочет жить с Малефисентой – инновационный фильм предлагает зрителю бытовой переезд сказочной принцессы от трех теток, которые её кормят пауками, к то ли злой, то ли доброй колдунье жутковатого вида, которая наоборот очень успешно приглядывает за ней. Снова от дисфункционального к функциональному.
Также это навевает мысли о… вмешательстве в институт семьи на более высоком уровне. Эта линия в фильме – это вклад в развитие доверия к феномену.
В «Малефисенте» семья Авроры по мановению создателей «неблагополучна», и что происходит в итоге? Она, 16-летний подросток, уходит к какому-то стороннему взрослому человеку жить «долго и счастливо», потому что там ее любят и заботятся о ней (правда прокляв до этого). При этом вся эта линия настолько ненавязчива за красотой визуального ряда и темой любви и предательства, что сначала как-то ускользает от внимания. Но сюжет делает это совершенно очевидным.
Малефисента говорит Авроре “There is evil in this world”/«Мир несовершенен, в нём есть зло», подразумевая… её собственного отца Стефана! Малефисента и Аврора даже в какой-то мере оказываются коллегами по несчастью, потому что Стефан предал в общем-то обеих: отрезал крылья одной, вторую отправил в лес с «палачами», которые убили бы её отсутствием ухода.
То, что наталкивает на идею именно контроля семей – это наличие той маниакальности, с которой Малефисента «живет своим проклятьем». Казалось бы, она лишилась крыльев и не может быстро перемещаться, но каким-то образом она успевает постоянно жить неподалеку от Авроры. Она ходит попятам и видит каждый её шаг, каким-то нелогичным образом оказываясь то у себя на Болотах или у терновой стены, то внезапно за кустами, где происходит знакомство Авроры и принца. С рождения героини Малефисента проникает чуть ли не в каждую клетку этого ребенка – это именно маниакальность, которая навевает мысли о властности и контроле. Аврора, ребенок худшего мира, под контролем.
Контроль института семьи – довольно глобальная тема и раз выпускается такой фильм, где некто полностью заменяет ребенку семью, то кому-то необходимо убеждать «на вырост» юные массы в позитивности явления стороннего вмешательства в их воспитание в семьях, это заложенная идея к реализации.
В «Малефисенте» скрыто позитивируется доступ к влиянию на поколения, доступ к воспитанию людей вне их семей, и готовность их принимать любое нужное кому-то императивное влияние, подобное, к примеру, таким фильмам, проносящим деструктивное под видом позитивного.
P.S. В этом свете не могу не думать о книге «О, дивный новый мир» Олдоса Хаксли и изображенной там огромной системе машинного воспроизводства поколений с чётким контролем их взросления и воспитанием нужного образа мышления.
Идея катастрофичной дисфункциональности семьи в «Малефисенте» – конечно же, подмена, довольно пугающего толка, как и подтасовка визуальных ориентиров, включенная для развития подсознательного доверия и податливости к стороннему властному вмешательству, которое обещает лучшую жизнь (от плохих людей к волшебному миру – получение вместо отца-злодея и тетушек-идиоток целого прекрасного мира с могущественной и красивой Малефисентой во главе).
Как изображаются «сдвиги» в явлении семьи, так дополнительно утверждается и то, что любовь может быть разной: в акте истинной любви участвуют два человека одного пола, как было и в недавнем «Холодном сердце» (2014 г.).
Там была визуальная сестринская любовь, здесь намёки на материнскую. Но по сути некая женщина просто берет и начинает любить какого-то стороннего ребенка, ходит с этим ребенком на встречи в волшебном мире, недавно депрессивно-упадническом, а теперь внезапно похожим на столик во время романтического свидания – интимная волшебная подсветка, всё красиво и прибрано. Многие восхищаются изображением материнской любви в «Малефисенте», однако при этом родную мать принцессы создатели незаметно отправили в могилу.
Вероятно, через повторяющееся в фильмах и мультфильмах визуальное изображение истинной любви между людьми одного пола, в рамках родственной связи, номинально приличной и очень одобрительной с точки зрения морали (хотя вот Малефисента уже не родственница Авроры, а просто сторонняя женщина), прививается/стандартизируется необходимая «картинка». Суть именно в том, как это выглядит. Показывая из работы в работу один и тот же факт в торжественном обрамлении добра и счастья – женщину, любящую другую женщину, создатели снижают и замыливают порог чувствительности к изображению однополой любви в массах своих зрителей. Все больше и больше зритель готов это видеть и принимать на добрый счет, и со временем картинка, вероятно, планируется к большему «обнажению».
Также, в этой категории, Малефисента, любящая Аврору и получающая ее себе на Болота, это своего рода 2-в-1: и аллюзия на гомосексуальность как норму, и одновременно намек на возможность усыновления ребенка в нетипичную семью.
В конструкцию фильма вплетена оккультная история, важная для темы перестановки ориентиров и поддержки философии зла под видом добра.
Мы видим, как Малефисента выглядит, с её скулами, крыльями и рогами, и то, как происходит её символическое «падение» – героиня лишается крыльев и не может больше летать.
Малефисента:
Люцифер:
В первоначальной версии истории, в первом мультфильме, у Малефисенты не было крыльев, так что это дополнительно вплетенная линия.
Что касается истории Люцифера, падшего ангела, вот частичная информация из Википедии:
Люцифе́р (лат. Lucifer — «светоносный») в христианстве — падший ангел (херувим), отождествляемый с дьяволом.
Люцифер в Библии
Первое упоминание Люцифера встречается в Книге пророка Исайи, написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес. В оригинале употреблено еврейское слово «хейлель» (утренняя звезда, денница):
Ис. 14:12-17
Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?
Похожее место есть и в другой ветхозаветной книге, пророка Иезекииля. В ней падение города Тира также сравнивается с падением ангела, хотя «утренней звездой» он не называется:
Иез. 28:14-18
Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
Люцифер в современном сатанизме
Образ Люцифера сохраняется более или менее неизменным в источниках, авторы которых принадлежат к различным традициям. Характеристики этого образа:
Люцифер классически отождествляется с дъяволом, и тут тоже есть примечательное сходство в одном повторяемом жесте Малефисенты:
Известное изображение дъявола (Бафомета):
Связь Малефисенты с историей о Люцифере основывается не только на визуальной составляющей (рога, крылья, жест) и не только на факте лишения крыльев (=символическое падение) – первоначальный сценарий фильма, написанный в 2012 г. и утекший каким-то образом в сеть (http://www.academia.edu/5558506/Maleficent), содержит более очевидные отсылки к данной истории.
По изначальному варианту маленькая Малефисента имела настолько могущественные крылья, что не могла их контролировать. Крылья возносили ее выше своей королевы, что было запрещено – за это Малефисенте и вручили рога. Более недвусмысленную аллюзию на Люцифера и придумать сложно.
Первоначальный сценарий, стр. 4-8, примерный перевод:
«Малефисента взлетает, чтобы присоединиться к шествию (фей в волшебном мире). Она парит на бОльшей высоте, чем королевские особы. Королева фей Улла сердито смотрит на неё. Три феи подлетают к Малефисенте.
Нотграсс: Спускайся!
Твистлвит: Тебе не позволено взлетать выше Королевы!
Эти слова заставляют Малефисенту подняться ещё выше».
———————————————-
«Королева Улла: Малефисента!
Малефисента: Да, ваше величество.
Королева Улла: Подойди ко мне.
Малефисента пытается сделать шаг, но одно ее крыло оказывается под ногой другой феи. Она подтягивает его и выходит вперед. Она съеживается от того, что все глаза устремлены на нее.
Королева Улла: Никому не позволено летать выше меня.
Малефисента: Да, ваше величество.
Нотграсс шепчет двум феям.
Нотграсс: Это всё её крылья. Она не может их контролировать».
—————————————————————-
“Королева Улла: С той самой трагической ночи, когда ты была рождена, я пыталась найти хорошее в тебе. Я пыталась ради своей сестры (матери Малефисенты).
Но у меня так и не получилось, потому что в тебе нет ничего хорошего. Ты дъвольское отродье. Ты была рождена такой.
Она резко выбрасывает свою руку в сторону Малефисенты. Малефисента поражена сильной магией, которая опускает её на колени.
Королева Улла: Ты будешь носить это сто лет, чтобы все видели твою истинную природу.
Магия рассеивается, обнажая пару больших черных рогов, врезанных на голове Малефисенты. Феи в шоке отходят от нее. Малефисента медленно дотрагивается до них. Ужас искажает ее лицо.
Малефисента: Нет!”
Первоначальный сценарий изображает, как Малефисентой несправедливо помыкало почти всё её окружение, в котором все сплошь были глупцами и обманщиками, а сама она, как и в выпущенном в итоге фильме, была положительной, чистосердечной и прекрасной в своих качествах. В чем была проблема – в крыльях, которые она не могла контролировать, а также в её независимом нраве.
Бесконтрольное нечто в главном герое также напоминает мультфильм «Холодное сердце», где наблюдается тот же ход – бесконтрольной врожденной индивидуальности (магия Эльзы = крылья Малефисенты), которая сценарно оправдывается, и сюжет в итоге сводится к подтверждению позитивности подразумеваемого под бесконтрольным элементом явления. Но т.к. фильм почти ничего не оставил от этого посыла с неконтролируемыми крыльями, который был в сценарии, то не стоит углубляться.
Люциферианская часть «Малефисенты» дополнительно поддерживает продвигаемую философию правильного «доброго» зла, непонятого и несправедливо преданного, с необходимыми визуальными индикаторами.
Самое глобальное направление в идеях этого фильма, как мне видится, – это развитие глубинного доверия у зрителя. Продвигается готовность довериться и последовать как некий импринт увлекаемого поведения по сюжетной аналогии с принцессой Авророй, которая радостно «подтягивается» в волшебный мир к Малефисенте, не опасаясь индикаторов зла и ошибочно считая, что та её крёстная фея. Или по аналогии с тем, как Малефисента усыпляет Аврору и принца Филиппа, и уносит их, безвольных и парящих в воздухе, за собой, куда ей нужно.
Это тот символ доверчивости, который ожидается от зрителя (а в масштабе – от поколения). Создатели фильма работают, как уже было сказано, на неразличение явлений, податливость на стороннее вмешательство, выглядящее хорошим и более авторитетным, чем собственная семья и близкие.
Готовность быть увлеченным чем-то, доверить себя чему-то стороннему, что замещает семью и прежний мир, доводится даже до уровня потребности, поскольку показано, что изначальная плоскость происхождения героя неудовлетворительна, является худшим миром.
Призыв бездумно довериться поддерживается и отсутствием в истории символизма силы в форме достойного мужского персонажа. Здесь сильна только Малефисента, и нет ни одного сильного мужчины. Инициатива, сила и возможность действовать создателями дана только главной героине, а для зрителя, отождествленного со спящей принцессой, не подразумевается собственной инициативности и силы, есть только возможность примкнуть к правильной стороне и увеличить сторонние запасы силы.
Фильм деструктивен, но радует плоховатая скроенность сказки. Несостыковки, нелогичность, слишком большая камерность и картонность миров, не насыщенных деталями и по-настоящему живыми персонажами -“Малефисента” во многом не выглядит убедительной, и это хорошо. Чем менее убедителен подобный информационно-диверсионный проект, тем менее вероятно, что скрытые идеи “достигнут адресата”.
Фильм нацелен на развитие неразличения понятий добра и зла у зрителя; дискредитирует роль традиционной семьи.