Из передачи телекомпании ТРК «Академия» с прискорбием узнал, что проект памятного знака «Тень Пушкина» реализуется полным ходом, несмотря на попытки людей, у которых еще сохранилась совесть в наши трудные дни, донести свое мнение до руководителей города и авторов проекта. Возможно, кто-то скажет: «Ну, и что? К чему теперь копья ломать?», не понимая всей серьезности происходящего. Потому хочу в этой статье рассмотреть три вопроса: Для чего и кому это нужно? Почему это стало возможным? Что из этого следует?
Вопрос первый. В мире существуют три цивилизации: Запад, Восток и Россия. В отличие от Запада и Востока, раздираемых противоречиями, Русская цивилизация с древнейших времен стремилась обрести форму государственности, а Запад стремился эту государственность разрушить, распылив такое могучее государство как Русь на множество мелких «самостоятельных» княжеств. Русская цивилизация стоит на трех столпах: русский язык, идея справедливости и Пушкин. Нападки на русский язык делались неоднократно: начиная с 1833 по 1871 год разрабатывались проекты перехода от кириллицы к латинице, в 1919 году при участии Луначарского рассматривалась возможность замены славянских букв латинскими, к этой идее неоднократно возвращались в 20-е и 30-е годы. После 1991 года постсоветские страны захлестнула волна латинизации – плакаты, рекламы, название учреждений довольно часто пишутся латинскими буквами. Славянский алфавит – это цементирующая основа, связывающая народы русской цивилизации, потому после развала Союза в бывших советских республиках стали возникать проекты перехода на латиницу. Не обошло это и Украину, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №0104 «Об использовании латинского алфавита в украинском языке», его авторы надеются, что он будет принят в ближайшее время.
Идея справедливости на Руси издавна отличалась от идеи справедливости Запада, если на Западе считается справедливым то, что написано в законе, то на Руси идея справедливости восходит к Богу. Можно, конечно, восхищаться законопослушностью граждан западного мира, никогда не переходящих улицу на красный свет, но не следует забывать, что закон – это тоже произвол, произвол законодателя, основанный на его нравственности и утвержденный властью. Россия никогда не станет правовым государством, поскольку несправедливый, безнравственный, закон никогда не будет выполняться. Для Запада свобода выше справедливости, на Руси же справедливость предпочтительнее свободы, потому, что свобода без справедливости – это беспредел. Мы уже смогли убедиться в этом на собственном опыте, пресловутая западная «свобода», захлестнувшая нас после перестройки обернулась беспределом девяностых годов, который продолжается и до сих пор. Заменить идею Божественной справедливости верховенством права – значит заменить Божье водительство произволом властей.
Трудно переоценить значения Пушкина для русской цивилизации, он выразил идею справедливости и раскрыл всю мощь русского языка. Понять всю тонкость творчества Пушкина в переводе невозможно, когда Набоков, в совершенстве владеющий английским языком, взялся за перевод Пушкина, то пришел к выводу, что «Золотая клетка осталась, а птичка улетела». Написано много работ по анализу второго смыслового ряда в творчестве Александра Сергеевича, но полностью смысл его наследия еще не раскрыт. Нападки на Пушкина – это попытки расшатать основы русской цивилизации, и проект с «тенью Пушкина» вовсе не случайность, не шутка, а уж тем более – не стремление увековечить таким образом его память, а удар, направленный против России и всего русского, против справедливости. О том, что значит бросить тень поэта под ноги толпе, говорилось много, но Пушкина невозможно ни унизить, ни оскорбить, люди, творящие это, оскорбляют и унижают сами себя, свой город, свою страну свое будущее, ибо как будет воспитано новое поколение на примере подобных памятных знаков?
Вопрос второй, почему это стало возможным? Почему именно в Одессе, и почему инициатива исходит от авторов проекта «Пушкин в Британии»? В 1553 году на Руси впервые появился британский купец Ричард Ченспор, вывод, который он сделал, ознакомившись с русской цивилизацией, звучал так: "Если бы русские знали свою силу, то никто не мог бы соперничать с ними, но они ее не знают". С этих пор и началась борьба Британии против России. Русский царь, Иван Грозный, объединивший разрозненные княжества Руси, подвергался систематическому отравлению ртутью британским лекарем при русском дворе, по имени Бомелия. Когда в 1963 году была вскрыта гробница Ивана Грозного, то в его останках обнаружили непомерно высокую концентрацию самого ядовитого металла, ртути. Главные симптомы отравления ртутью – депрессия, мания преследования и буйные припадки.
Борьба Британии против России имеет свою многовековую историю, но никогда открыто Британия против Русской цивилизации не выступала, столкнув Россию и Германию во второй мировой войне, она надеялась чужими руками уничтожить государство, с которым никто не смог бы соперничать, знай оно свою силу. Потому идею с «тенью Пушкина» выразил не кто-нибудь, а подданный коварного Альбиона, хоть и русский поэт, Олег Борушко. Понимает ли он свою роль в этом проекте? Возможно и не понимает, и искренне желает сделать «доброе дело» для города и ради памяти Великого Поэта. Но добрыми намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Почему в Одессе, а не в Москве, не в Кишиневе, не в Болдино, наконец? Почему в Одессе?
Пожалуй, нет человека, который бы не слышал о «знаменитом одесском юморе», но этот всем известный одесский юмор, балансировавший на грани пошлости, давно эту грань перешел. Все началось с первой юморины 1973 года проходившей под лозунгом "Одессит, стой! Подумай: все ли ты сделал для появления в городе миллионного жителя?.." Как вам лозунг? Пошловат, но так, на грани. Помню, как молодые люди, принявшие неумеренное количество алкоголя, ту так, для смеха, «ради шутки» переворачивали автомобили и творили прочие безобразия. В самые тяжелые годы, когда не хватает денег на ремонт аварийных домов и предоставление жилья пострадавшим от их обрушения, всегда находятся средства на помпезное празднование «дня дурака», как называют этот праздник в народе. Ну чем не пир во время чумы?
Грань пошлости была преодолена окончательно с развалом СССР, когда цензура ушла в прошлое, и «свобода слова» позволяла все, даже мат на страницах газет и журналов, тогда и традиционный одесский юмор был опущен ниже пояса. Пошлые анекдоты, которые прежде рассказывались исключительно в мужской компании за рюмкой, теперь стали звучать со сцены.
Герои Ильфа и Петрова давно превратились из отрицательных героев и некий «идеал одесской предприимчивости», и скульптуры их украсили городской сад. Далее потянулась череда памятников, с которыми можно сфотографироваться в обнимку, посидеть на коленях у Утесова, выломать трость у памятника Пушкину в качестве сувенира.
Сперва Пушкина сводят с пьедестала и ставят вровень с толпой, а после тень его бросают этой толпе под ноги. В то же время, скульптор, автор тени на асфальте, создает памятник польскому поэту Мицкевичу, как и положено, во всем величии, на пьедестале. Почему польский поэт на Александровском проспекте с гордостью взирает на толпу с высоты своего величия, а от Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта, осталась одна тень?
Стало возможным это еще и потому, что ни одно литературное объединение города не высказало своего мнения по этому вопросу. Почему молчит Международное общество пушкинистов с центром в Нью-Йорке? Ждут команды из-за океана? А где Южнорусский союз писателей? Он вроде не зависит от Запада, вполне самостоятельная организация со своим уставом, своими задачами, почему нигде нет мнения этого союза писателей по вопросу установки памятного знака «Тень Пушкина»? А всевозможные поэтические студии? Где они? Позиционировать себя в качестве поэтов и молчать? Возможно, что информация об установке этого «памятника» прошла мимо, ведь все делалось «втихаря» без огласки, мелькнуло сообщение и пропало, мало кто успел понять в чем дело. Первой забила тревогу Людмила Владимирова, член Союза писателей России, руководитель литературной гостиной в доме ученых, она написала статью в «Вечерней Одессе», обратилась к мэру города, подняла на ноги общественность. Серьезно подошли к вопросу, высокопрофессионально уделили этой теме внимание ТРК «Академия» в передачах «Точка зрения», «Одесский дневник» и «Оперативный центр», но снова никакой реакции со стороны литературных объединений. Я разместил ссылку на статью Людмилы Владимировой «Потопчемся по тени Пушкина?» в социальных сетях «Facebook», «Одноклассники» и «Мой Мир» с просьбой отозваться тем, кому эта тема не безразлична. Ни одного ответа, ни одного комментария.
И третий вопрос, что из этого следует? А следует из этого то, что шутки с миром теней очень опасны, наши предки это знали и сторонились мира теней, те, кто знаком с мистическими практиками подтвердит опасность, подстерегающую всех, кто может бездумно пройтись по тени Великого Поэта. Независимо от того, верит ли он в мистику или нет, его ждет мистическое воздаяние, впрочем неприятности ждут не только отдельных людей, а и город, допустивший попрание памяти Поэта.
Я не обращаюсь к властям и авторам проекта, с ними все ясно, они либо не понимают, не хотят понимать, сути происходящего, либо не свободны в своих действиях, я обращаюсь к поэтам и писателям города Одессы, к одесситам и приезжим, к тем, кто ходит по улицам, дышит воздухом Одессы, любуется архитектурой, неповторимой красотой города у Черного моря. Если случиться вам бывать на углу Дерибасовской и Ришельевской, да не ступит нога ваша на тень Поэта. Вы считаете, что название статьи, «Пошлость достойная одесситов», не соответствует действительности? Что пошлости не достойны ни славного города у Черного моря, ни одесситов? Так докажите это!