В преддверии столетия Великой октябрьской социалистической революции в СМИ появилось множество публикаций, посвящённых этому событию, ругательных и восторженных. При этом одних авторов возможное повторение событий столетней давности приводит в восторг, внушает оптимизм, других – до смерти пугает. Об информационном терроре в нашей (да и не только в нашей!) стране знает каждый мыслящий человек. Террор, как известно, это политика устрашения, подавления противника (в данном случае обывателя) насильственными методами. Зададимся вопросом: каждодневные многократные сообщения всеми СМИ об убийствах, насилиях, грабежах, техногенных и природных катастрофах, возможном в ближайшее время конце существования жизни на Земле и т.п. это что, если не насилие над личностью, не способ страхом утвердить, укрепить существующую власть? В испуге любое слабое живое существо старается найти приют и защиту вблизи более сильного, плотнее прижаться к нему. Как трусливая собачонка от страха прижимается к ногам хозяина, так и напуганный обыватель прижимается к власти, начинает больше верить в её возможность укрыть его от всякого рода невзгод и неприятностей! Тем самым, укрепляя существующую власть, отодвигая возможную (или необходимую?) революцию. Может быть, её и не следует всем так уж пугаться? Рискнём высказать своё мнение о социальной революции вообще, её причинах, признаках приближения и возможных последствиях.
Термин «революция» по определению Философского энциклопедического словаря происходит от лат. revolutio и означает – поворот, переворот, глубокое качественное изменение в развитии какого-либо явления природы, общества или познания. Наиболее часто термин применяется для характеристики общественного развития. Понятие «революция» - неотъемлемая сторона диалектической концепции всеобщего развития: «Всё в мире течёт и изменяется!» Эта концепция раскрывает механизм действия Закона перехода количественных изменений в качественные, означает разрыв постепенности, качественный скачок в развитии рассматриваемого явления. Этим и отличается революция от эволюции - постепенного, медленного развития какого-либо процесса, а также от его реформирования. Иными словами, революция – явление естественное, объективно существующее, не выдуманное философами.
Под революцией социальной понимается скачкообразный, быстрый (по сравнению с эволюционным!) переход от одной общественной формации к другой. Социальные революции возникают в результате объективных причин, изменений, происходящих в обществе, которые создают революционную ситуацию и приводят в движение большие массы народа.
Первым этапом социальной революции является революция политическая – переход государственной власти из рук одной общественной группировки к другой. Эти группировки могут называться классами, слоями или сословиями. Их всегда представляют и возглавляют наиболее активные, пассионарные люди, лидеры по складу характера, готовые на жертвы ради достижения цели. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса, - говорил В.И. Ленин, - есть первый, главный, основной признак революции». Так что события 1917 года, сегодня презрительно (унизительно) называемые либералами большевистским переворотом, и события 1991 - 1993 года, организованные ими, есть ни что иное, как революции.
Социальной революции всегда предшествует революционная ситуация в стране, о которой говорил ещё Ленин, с чем не могут не согласиться и его нынешние ярые враги-либералы. Революционную ситуацию характеризуют следующие признаки: 1) «кризис верхов», то есть невозможность для господствующего класса сохранения своего господства в неизменном виде. Однако, как отмечал Ленин, недостаточно, чтобы «низы не хотели». Требуется ещё, чтобы «верхи не могли» жить по-старому. 2)обострение, выше обычного, нужды и бедствий низших, угнетённых классов. Глубинная причина возникновения революционной ситуации – конфликт между производительными силами и производственными отношениями, между трудом и капиталом, между обнищавшим народом и беспредельно обнаглевшими в своей алчности «хозяевами жизни», которым принадлежит власть. Сегодня Россия переживает время критического, безумного материального расслоения населения. Децильный коэффициент (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных в стране) по официальным данным равен 16, а по неофициальным - он превышает значение 30! В «цивилизованной» Европе считается, что для сохранения общественного согласия, стабильности в обществе, он не должен превышать величины 4 – 5 ! Не думаю, что этого не знают власти. А если знают, то почему подвергают опасности социального взрыва свою страну, свой народ!? Ведь при такой политике в недалёком будущем может реализоваться и «кризис верхов»! То есть, могут возникнуть необходимы и достаточные условия для социальной революции!
Теоретически революция может произойти и без всякого насилия путём добровольной передачи власти группировкой, не справившейся с бедствиями в стране, другой; скажем, в результате выбора народа! История знает такие случаи. Кроме того, заметим, что сами политические революции в нашей стране и в 1917-м и в 1993-ем годах произошли с незначительным числом жертв. Зимний дворец, где заседало Временное правительство, был взят революционным народом бескровно, а в ходе революции 1993-го года жертвами пали три человека, кстати, награждённые Горбачёвым званием Героя Советского Союза! Большие потери народ обычно несёт позже, в процессе переустройства общества в соответствии с новой идеологией и системой ценностей. Однако, при разумной политике новой власти, установившейся после политической революции, их вполне можно избежать. Так что опасение революции со стороны простого народа не слишком обоснованы. Чтобы не довести дело до революционного взрыва, власти должны внимательно наблюдать за состоянием общества, своевременно замечать признаки назревания революционной ситуации и заблаговременно корректировать свою политику, а народ – думать о возможных последствиях выборов при опускании в очередной раз бюллетеней в урны, тщательно анализировать программы различных партий, учитывать полученный ранее опыт! Правда, на практике власти часто бывают слишком инертны, своевременно не корректируют политику (уж слишком соблазнительны получаемые дивиденды, очень трудно добровольно от них отказаться!) и доводят дело до прямого насилия вплоть до гражданской войны. Однако повторимся: мирная политическая революция вполне возможна. Особенно в случае, когда необходимость её осознаёт и власть, и народ. При современных средствах коммуникации и разумном руководстве ими такое положение вполне достижимо.
Интересно отметить, что социальные революции бывали, и в рабовладельческом обществе, и в феодальном, и в капиталистическом. Иными словами, причины революций, на наш взгляд, следует искать не в социальном устройстве общества, а в человеке, во взаимоотношениях между людьми, в господствующей нравственности. Замечено, что несмотря на все усилия таких великих пророков как Будда, Конфуций, Христос, Мухаммед, человек за последние тысячелетия мало изменился духовно и нравственно. Более того, например, Жан Жак Руссо считал, что в буржуазном обществе нравственность со временем будет падать. Что мы, к большому сожалению, и наблюдаем сегодня. Прогресс технический, материальный не делает человека более добрым, отзывчивым, гуманным. Скорее наоборот - делает его более эгоистичным, бесчувственным, завистливым, неблагодарным, лицемерным, жестоким и злым. Он всё более разделяет народ как единое целое, атомизирует его. Всё более непримиримыми становятся люди по отношению к инакомыслящим. Естественно этому способствует усердно в настоящее время насаждаемая властями индивидуалистическая идеология общества потребления, господствующая американская массовая культура, проповедующие циничность, неограниченную свободу, насилие и гедонизм. От предлагаемой лучшими умами человечества идеи всеобщей любви с течением времени мы, к сожалению, удаляемся всё дальше и дальше! Воспитание всего человечества в духе единого божественного понимания добра и зла, видимо, так и останется только извечной мечтой идеалистов! Всё увеличивающиеся индивидуальные личностные различия между членами общества, упадок влияния религии и снижение роли общественного воспитания граждан разделяют народ, индивидуализируют его, вызывают межличностные и межгосударственные конфликты, переходящие во вражду. Заметим, что это не противоречит философии диалектического материализма. В частности, Закону единства и борьбы противоположностей, который утверждает, что развитие мира происходит путём расчленение единого на противоположные моменты, их борьбу и, таким способом разрешение противоречий, с одной стороны, и даёт импульс к развитию с другой. А революция, как уже отмечалось, есть один из путей развития социума, предусмотренного, согласно диалектическому учению, самой природой.
Думается, что коренной объективной причиной политических революций всегда и везде было стремление людей к социальной справедливости. В общем случае понятие «справедливость» относится к системе распределения материальных благ, с его помощью решается вопрос соответствия воздаяния человеку его деянию на благо общества. Однако понимается справедливость людьми по-разному. Если для большинства обывателей более приемлема справедливость в равенстве, то есть, большему труду на благо общества должно соответствовать и большее вознаграждение, то для людей «продвинутых» более подходит понятие «Справедливость в неравенстве». То есть, по их мнению, «избранные» должны получать больше благ, чем остальная часть общества. «Избранными», чаще всего себя считают люди, обладающие властью и богатством. Отсюда обычно вытекает конфликт между ними и прочими членами общества, и революционная ситуация, и сама политическая революция! В среде же обывателей в критический момент всегда находятся нонконформистские личности, которые и ведут массы на насильственную революцию.
При рассмотрении причин революции нельзя не учитывать и того факта, что сегодня мы живём в абсолютно открытом мире. Нас окружают и в географическом и в информационном пространстве «друзья» давно алчно взирающие на природные богатства России. Они уже даже поделили нашу территорию на свои протектораты. При желании, читатель, вы можете найти в Интернете новую карту России! Вмешательство западных «друзей» в наши внутренние дела и помощь диссидентам, агентам влияния, в организации какой-нибудь Белоленточной революции весьма вероятна! Эти же «друзья» могут повернуть развитие революции, начавшейся и без их помощи, в нужном для себя направлении, развязав гражданскую войну, как это и было сто лет назад. Ныне, как никогда ранее справедливы слова императора Александра III: «У России только два друга - её армия и флот!», которые, увы, в настоящее время разрушены.
Естественно, активные революционеры, чтобы сплотить массы и добиться с их помощью желаемой власти, всегда обещают «молочные реки с кисельными берегами», которые якобы обеспечат народу такую желаемую справедливость в равенстве. Однако обычно, когда революция свершается, «посмотрев в окно», народ видит совсем не то, что ему обещали. Увы, это жестокая реальность, подтверждённая всей историей человечества. Так революцию 1991-1993 годов возглавили те, кто предпочитает видеть справедливость в неравенстве. Одни, считая себя избранными, угнетёнными, жаждали свободы самовыражения; другие - увековечения благ, временно предоставленных им советской властью. Обманув очень доверчивый русский народ красивыми лозунгами типа: «Свобода, равенство, братство», понятиями в принципе несовместимыми, они добились власти. При этом первые, как говорится, «из грязи вылезли в князи», вторые беспринципные – прекрасно приспособились к новой реальности и остались у государственной «кормушки». Народ же в большинстве своём, потерял то главное, что имел: свободу от власти золотого тельца и полную уверенность в завтрашнем дне. Сегодня многие из тех, кто поддерживал революционеров, «грызут локти!» Мы получили катастрофическое расслоение общества, ликвидацию народа как единого целого, ныне неспособного защитить себя от внешних угроз, которыми так щедры «наши западные друзья» и полную незащищённость, обезоруженность перед жизненными невзгодами. В стране возникла острая проблема взаимоотношений между нациями и народностями, которой не было в советское время. Призывы к толерантности, рождённые на Западе и исходящие оттуда, есть ни что иное, как призывы к нивелировке всех основных ценностей, отрицанию различий между добром и злом, истиной и ложью! Ясно одно: недовольство существующим в стране положением растёт и ширится, революционная ситуация назревает. Народ же пока безмолвствует, и власти заметных серьёзных мер по корректировке политики не предпринимают. Может быть, это результат отсутствия у нас гражданского общества, способного защитить себя легитимным, мирным путём!? Во всяком случае, сегодня власти есть о чём подумать, чтобы оградить себя от революционного взрыва, который может в одночасье лишить её всех привилегий, а страну спокойного развития!
Будем надеяться, что читатель не примет мои рассуждения о революции как призыв к её свершению.