Вход

Двигатель

Несостоятельность экономической науки

2 августа 2022 в 09:42 | Иван Деревянко |Иван Деревянко | 1658 | 2

Если посмотреть на экономику с точки зрения теории систем, то возникают соответствующие вопросы к экономической системе. Кто определяет экономику? Люди. Кто развивает экономку? Люди. Кто формирует экономику? Люди. Кто управляет экономикой? Люди. Это одни и те же или разные люди? Для государственной системы управления средой существования являются люди, независимо от того, что они делают. Государственная система управления создается по принципу классификации живой природы. Это биологические организмы, фауна, флора и люди. У человека все эти элементы объединены в единый организм, выполняющий соответствующие функции.

По этому же принципу все люди подразделяются на жителей, народ, население и интеллигенцию. Это одни и те же люди, но являются средой существования разных подсистем, у которых проявляются разные функции. Жизнедеятельностью жителей управляет административная подсистема, функцией которой является воспроизводство, т.е. решение демографических проблем. Деятельностью народа по удовлетворению потребностей за счет имеющихся возможностей управляет экономическая подсистема. Функции населения отличаются механической природой, начиная с со свободы передвижений и заканчивая производственными процессами. Управляет этими функциями территориальная подсистема. Функцией интеллектуальной подсистемы является умственная деятельность людей, начиная с младенцев и заканчивая Президентом.

Функции каждой из подсистем переплетаются друг с другом, образуя в подсистемах трехуровневые структуры с двойными, тройными и четверными взаимодействиями. Среды существования, функции и структуры являются объектами управления. По каждому объекту имеется какая-​то информация и осуществляется натуральный и стоимостной учет по всем группам качества и в целом по всем видам ресурсов. Далее осуществляется нормирование ресурсов с установлением приоритетов и регулирование цен на жизненно необходимые предметы потребления как для населения, так и для государственных субъектов.

Чтобы осуществлять нормирование ресурсов и создавать нормативную базу необходимо иметь специалистов с каким-​то практическим опытом и иметь прослойку ученых, обладающих способностью создавать теоретические модели. В конечном итоге это множество людей содержит прослойку управленцев, которые способны воспользоваться научными методами, управляя экономикой.

Следовательно, формируют экономику страны, главным образом, ученые. Вот им и надо предъявлять претензии за состояние экономики. А что получается на практике? Ученые экономисты способны только критиковать Правительство, которое руководствуется в основном практическим опытом. Необходимо констатировать, что практическая целесообразность и удивительные способности Президента решать, казалось бы, неразрешимые проблемы, позволяют российской экономике выдерживать внутренние неурядицы и мощные удары извне. Роль ученых экономистов здесь практически нулевая, если не отрицательная. Руководство страны неоднократно пыталась привлечь ученых к разработке эффективных моделей экономики, но ничего хорошего из этого не получалось.

Почему, например, в свое время целая когорта академиков так и не разработала программу "500 дней"? Почему академик Абалкин, так активно критиковавший экономику, в роли заместителя Председателя Правительства так ничего и не смог с ней сделать? Почему академик Глазьев насоветовал Путину много чего такого, что не смогло заработать. Не из-за этого ли Президент отказался от его услуг? Почему на экономических форумах нет приемлемых предложений от экономистов?

В стране много авторитетных и хорошо известных экономистов. Одни, рангом поменьше, критикуют Правительство и предлагают заменить одну неработающую модель на другую тоже не работающую. С них согласно их статусу и спрос не такой уж строгий. Другие, с самым высоким рангом, делают тоже самое и никакой ответственности не несут, хотя спрос с них особый. Речь идет об академиках.

Показателен в этом плане научный доклад РАН «О стратегии развития экономики России.» (https://studylib.ru/doc/2138657/o-​strategii-razvitiya-e-konomiki-rossii ). Научный доклад подготовлен группой российских ученых секции экономики Отделения общественных наук РАН. Состав группы довольно внушительный. Пять академиков (С. Ю. Глазьев, В. В. Ивантер, В. Л. Макаров, А. Д. Некипелов, А. И. Татаркин;), три члена-​корреспондента РАН (Р. С. Гринберг, Г. Г. Фетисов,  В. А. Цветков), доктор экон. наук (М. В. Ершов) и три кандидата наук (С. А. Батчиков, Д. А. Митяев, Ю. А. Петров). Впечатляет весьма солидное представительство, но, как говорят в народе, гора родила мышь.

В докладе, как отмечают авторы, обосновывается комплекс мер по достижению целей модернизации и развития российской экономики, ее перевода на инновационный путь развития, подъема инвестиционной активности. Это и структура доклада настораживают, а многие положения просто удивляют.

«Позиция авторов настоящего доклада состоит в том, что цели перевода экономики на инновационный путь развития и подъема инвестиционной активности должны и могут быть достигнуты в течение 5–10 лет. а задачи модернизации экономики с достижением мирового уровня конкурентоспособности и технологического развития могут быть реализованы поэтапно в течение 15–20 лет, с получением первых значимых результатов технологической модернизации уже через 3–5 лет.»

Интересно, это каким же таким математическим аппаратом можно было спрогнозировать такие процессы?

«При всей важности институциональных реформ ключевым условием успешного развития российской экономики является создание технологически передовой перерабатывающей промышленности с мощным экспортным потенциалом и состоящей из высокотехнологичных и инновационно активных компаний, получающих основную часть доходов от продажи высокотехнологичной продукции.» и далее все в таком же духе.

Уважаемые академики! Ну не Ваше это дело. Вы влезли в чужую парафию и даете дилетантские рекомендации, а в своей экономической сфере Вы не можете навести порядок. Ведь это дело технологов и управленцев, которые, кстати сказать, лучше Вас разбираются в технологии и в системах управления. Об этом свидетельствует хотя бы то, что любой специалист по системам управления на вопрос, что такое система, не задумываясь ответит: объект управления, датчик, задатчик и орган управления. Ни один экономист такого не скажет об экономической системе. И это прискорбно.

Академикам не мешало бы сначала определиться с местом и ролью экономической подсистемы в общей системе управления государством, ее взаимодействиями с другими подсистемами, уточнить механизмы управления экономикой. Есть необходимость определить специфику людей, являющихся экономической средой, а также уточнить перечень субъектов с их потребностями и возможностями.

А академики знают, как определить минимальные жизненно необходимые субъектам предметы потребления? Это потребительская корзина или нечто другое? Известно ли им, что субъект может продать другому субъекту только три вида товара: свой труд, предметы потребления, которые он может изготовить, и деньги, если они у него лишние? Не в этом ли природа классовое разделение общества на наемных работников, предпринимателей и капиталистов?

Вот Вы хотите вообще избавиться от капиталистов. А известно ли Вам, что это объективно невозможно сделать, так как капитализм пронизывает все слои общества? Это предприниматель и банкир не могут быть наемными работниками, а наемный работник и предприниматель могут быть капиталистами, если у них есть лишние деньги.

Вы критикуете банкиров за то, что они не умеют распоряжаться деньгами. А Вам хорошо известно, как они зарабатываются? Как должны назначаться цены на природные ресурсы? Что такое прямые затраты и как они определяются? А каковы закономерности начисления налогов? Собирать их научились лучше всех в мире, а правильно ли они начисляются? Не Ваша ли задача нормировать прибыль и устанавливать цены на жизненно необходимые предметы потребления? Не здесь ли огромный резерв для совершенствования экономки?

Это неполный перечень вопросов, на которые Вы обязаны давать научно обоснованные ответы, а не заниматься технологическими укладами. Насколько можно понять из публикуемых экономических идей, их автором и вдохновителем является академик Сергей Глазьев, который считает, что уже более двух десятилетий назад разработана стратегия опережающего развития российской экономики, разработанная целой когортой академиков и членов-​корреспондентов на основании его «оригинальных» идей (http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=23318499&lfrom=508959676).

Судя по всему, эти «оригинальные» идеи использовались и в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года (№ 400). Удобно прятаться за спиной Президента, подсунув ему такую галиматью. Как выразился Валентин Касатонов, это «43 страницы трескотни и словоблудия. Кремлевские «роботы» опять подставили президента» (https://aurora.network/articles/6-​jekonomika/103545-​bez-strategii-jekonomicheskogo-razvitija-my-voynu-s-kollektivnym-zapadom-ne-vyigraem?utm_campaign=&utm_medium=email&utm_source=MailoPost).

Трудно с этой оценкой не согласиться. Но если бы это был один прецедент. В какой-​то мере это касается всего творчества академика. Взять хотя бы его предложения о планировании. Общие слова и ничего конкретного. Все планировать невозможно. Надо ограничиться жизненно необходимыми предметами потребления. А рынок планировать не надо. Он сам себя отрегулирует. Банковский сектор тоже планировать не надо. Ограничивать что-​то можно, но планировать не надо.

Сам академик там же признает, что «приходится с сожалением констатировать, что приводимые в них аргументы пока не убедили принимающих решения лиц в необходимости кардинального изменения системы макроэкономического регулирования.» Надо думать, хорошо, что не убедили, а то принимающие решения лица имели бы дополнительные проблемы.

В чем же заключается несостоятельность идей академика? Чтобы понять это, надо, как учил Гегель изучать свои труды, сначала оценить названия книг и трудов С Глазьева (https://www.livelib.ru/author/124655/top-​sergej-glazev) на соответствие системным принципам. Затем, выбрав одну из них, понять, о чем идет речь в разделах, главах и параграфах. Такой книгой может быть одна из последних монографий «Экономика будущего. Есть ли у России шанс?»

(https://www.livelib.ru/book/1002219357-​ekonomika-buduschego-est-li-u-rossii-shans-sergej-glazev).

Естественно, в названиях трудов никакой системы не просматривается, хотя отдельные моменты и можно отнести к системному пониманию проблемы. Тоже самое касается и оглавления монографии. Первое впечатление: с такой экономикой у России точно никакого шанса нет. Но не это главное. Главное в содержании, которое сам автор кратко изложил в аннотации.

«Впервые читатель может увидеть целостную картину формирования экономической политики как результирующей экономических интересов». По поводу целостной картины возникают серьезные сомнения. Не только в данной монографии, но и во всем своем творчестве академик упускает основные проблемы российской экономики. Часть из них приведена выше, но к этому вопросу надо вернуться чуть позже и подробнее.

Что касается формирования экономической политики, то создается такое впечатление, что автор исказил саму суть экономики. Ведь формально экономика – это искусство ведения домашнего хозяйства, а хозяйство предназначено для удовлетворения своих физиологических потребностей того, кому это хозяйство принадлежит, за счет своих же возможностей. Это потом возникают экономические интересы, про которые можно и в Конституцию страны записать искаженный их смысл. Естественно, с подачи ученых. Но изначально формирование экономической политики осуществляется на основе баланса потребностей и возможностей по каждому функциональному органу любого человека и государства в целом.

Автор «предлагает план опережающего развития России на основе активизации имеющегося научно‑производственного и интеллектуального потенциала, усиления ее конкурентных преимуществ на перспективных направлениях роста, превращения России в новый центр мировой экономики.» Мысль хорошая. Кто бы спорил. Но она крайне неудачно реализуется в монографии. Особая роль в монографии отведена обеспечению безопасности и опережающего развития экономики России на основе нового технологического уклада.

Удивительное дело. Причем здесь новый технологический уклад и совершенствование экономической системы? Ведь любой производственник знает, что технология начинается с определенной потребности, удовлетворить которую могут предметы потребления разной сложности, а его изготовление осуществляется по соответствующей технологии в соответствии с текущим научным уровнем, т. е. с экономики, а не наоборот. Так то ж производственник, а академику это неведомо. Ему не важна конкретная экономика, а важно то, что кто-​то когда-​то что-​то сказал.

Какая разница кто что сказал? Главное знать, какой должна быть экономическая система, которая должна рационально вести государственное хозяйство на всех уровнях и во всех субъектах. Ее структура со временем не изменяется. Она такая же, какой была в прошлом, такая есть сегодня, и такой будет завтра. А развитие экономической системы заключается в увеличении степени сбалансированности, а не в увеличении прибыли. Это хрематистика, а не экономика. Увеличение возможностей должно сопровождаться увеличением удовлетворения потребностей, т.е. повышением жизненного уровня людей и повышением безопасности государства. Пусть технологи занимаются технологией и у них кстати это хорошо получается в отличии от экономистов. А экономист должен совершенствовать экономическую систему своими методами. Одно это уже вызывает недоверие к теоретизированию академика.

«Приводимые в книге суждения отражают личную позицию автора. Хотя они имеют научное обоснование и подкреплены объективными аргументами, в большинстве случаев они не совпадают ни с официальной позицией органов государственной власти, ни с реализуемой государственной политикой.»

Да извинит меня автор, но это нонсенс. Академик является официальным представителем Академии наук и должен нести ответственность за свои идеи. Это я, пенсионер, могу выражать свою личную позицию. И мне за это ничего не будет. Звание академика обязывает автора выражать позицию Академии наук. А если эта позиция не совпадает с позицией органов государственной власти, то требуется разбирательство. Либо академик идет в Думу и аргументированно доказывает свою правоту простыми словами, а не эзоповским языком, чем грешат все экономисты. Доказывать надо аргументированно, а не ссылками на авторитеты. Надо убедить депутатов так, чтобы они поняли то, что предлагает академик и обязали Правительство принять предложенные идеи. Либо Правительство должно задуматься, надо ли финансировать деятельность академика, результаты которой никому не нужны.

А вот с аргументами-​то у автора не все благополучно. Как и у многих гуманитариев монография изобилует в качестве доказательств ссылками на авторитеты. У технарей авторитетные мнения не являются доказательством. Они пользуются физическими закономерностями и результатами опыта. У автора опыт в основном негативный, так как ни одна экономическая система не работает, а на естественные закономерности в монографии отсутствуют ссылки. На какие-​то экономические закономерности автор ссылается, но их достоверность сомнительна. Не потому ли создаваемые технические системы прекрасно работают, а экономические системы неработоспособны.

Странные представления у академика о научном обосновании. То, что сказал президент Американской экономической ассоциации нобелевский лауреат В. Леонтьев, считается научным обоснованием? Отнюдь нет. Западные экономисты являются апологетами западной формы капитализма, поэтому им ни в чем нельзя верить. Запад – враг, а вражеская теоретическая мысль вредна. Нужны свои идеи, основанные на природных закономерностях, а не на том кто что и где сказал.

Критические материалы в монографии свидетельствуют, что автор неплохо знает недостатки экономики. Правильная критика и со знанием дела вскрытые причины недостатков. Одно плохо: причины не всегда являются исходными. Часто акцентируется внимание на следствиях, а не на причинах. И далеко не все недостатки современной экономики вскрыты. Теория систем позволяет более полно и в определенной последовательности раскрыть недостатки современной экономической системы, но академик не желает ничего слышать об этом. Всем критикующим, в том числе и мне, он наглухо закрывает вход на свой официальный сайт. Общение с ним напрямую невозможно, так как он полностью изолирован. А зря.

Существуют серьезные проблемы современной экономики, о которых академик даже не упоминает в своей монографии. Однако эти проблемы настолько важны и объемны, что требуют хотя бы тезисного рассмотрения в другой статье. Детально проблемы должны решать академические и отраслевые институты экономики.

Источник

12345  4 / 2 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

2 комментария

  • upiter48
    2 августа 2022 в 21:26
    В мою молодость у нас был министром Кичкайло Александр
    Трофимович. Когда кто-то начинал что-то критиковать, он никогда не оставлял
    критику без ответа. Критикующего всегда повышал в должности  и тот обязан был работать там , что подвергал
    критике. Если справлялся, повышал дальше. Если не справлялся, то просто выгонял
    с работы. Так он видимо хорошо знал выражение товарища Сталина И. В.

     

    «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь
    – делай, делаешь – отвечай, неспособен – пошёл вон, уходи». Так и в этой статье!!! Автора нужно повысить в должности. А вдруг у него семь пядей во лбу. А таких нам как раз и нужно, чтобы поднять экономику России. А то, тридцать лет наша экономика  сидит в говне, а мы даже не чирикаем. Нет людей способных сдвинуть всё с мёртвой точки. Нет Сталинских наркомов. Одни критики и теоретики собрались. Видимо все они сдавали экзамены по  экономики через  ЕГЭ. А некоторые даже заочно. Вот и офигительные результаты имеем уже 30 лет. Свои заводы уничтожили и стали сырьевым придатком капитализма. При этом умеем только сильно критиковать, и не более того.
    Ответить
    • Иван Деревянко upiter48
      17 августа 2022 в 12:40
      Дорогой мой! Пенсионера в 77 лет не требуется повышать. Да и на работе мне повышения не требовались. В своей профессиональной карьере я достиг максимума - руководил международной научной организации. А достигнув максимума, свернул на смежый путь, который мне был знаком не понаслышке, тем более, что в науке мне посчастливилось обобщить принципы и закономерности всех без исключения систем. Вот и критикую все подряд, что не соответствует этим принципам. Ну и естественно и экономику, которую на себе испытал.
      Я согласен с Вами, что критикующим надо давать возможность самим попробовать. Я об этом и пишу. И о "500 дней", и о Абалкине, и о Глазьеве, и вообще об академиках. А Гайдара допустили до власти, к чему это привело? Так что экономику надо сначала знать, а потом реформировать.
      Ответить

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Каиргали
позавчера в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7
Олег
23 октября в 07:57 1
Александр Вершинин
6 октября в 05:10 1
СБ СССР
3 октября в 20:40 2

Лента

Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| вчера в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.