Красные волки или рыжие псы как образ социалистических (коммунистических) цивилизаций
В оригинале рассказ называется «Red Dog», таким образом, автор вводит в повествование соответствие образа (красных волков или рыжих псов) и цвета (красный). В Индии красных волков называют дьяволами джунглей и собаками Кали – кровожадной индуистской богини. На мой взгляд, образ красных волков не только самое крупное преувеличение Киплинга, но и самая большая их демонизация. Кстати, в условиях дикой природы они гораздо более миролюбивы, чем показаны автором на страницах книги.
Кроме того, также дается географическая привязка, поскольку они спустились с плоскогорья (плато) Декана, что в переводе означает «правая дорога». В мировой географии это очень непростое место, а именно – это район древней вулканической деятельности. На плоскогорье Декан исторически процветали богатые королевства, создавшие уникальную культуру. Деканские траппы считаются одними из крупнейших вулканических образований на планете Земля. Они даже получили обожествление в индуистской мифологии в образе лестницы, по которой боги спускаются на землю и возвращаются обратно.
Сюжет данного рассказа завязан на главную битву, которая по мнению автора для многих может стать последней. На мой взгляд, тут можно разглядеть библейскую аллюзию последней битвы, в которой сходятся силы добра и зла. И мы все прекрасно видим на чьей стороне симпатии автора замысла главной битвы Маугли и его братьев – серых волков, который был прекрасно осведомлен об альтернативном капитализму красном социальном проекте и особенно о его архитекторах. Он объявил русскую революцию результатом «международного еврейского заговора» и утверждал, что захватившие власть в СССР большевики уничтожают все хорошее, что есть в России.
Как же характеризует Киплинг самих красных волков, которые наводят страх и ужас на всех обитателей джунглей – они бегут напрямик через джунгли и все, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья. Хотя дикие собаки не так крупны и не так ловки, как волки, они очень сильны, и их бывает очень много. Создатели и идейные вдохновители красного пролетарского проекта в лице Маркса, Энгельса, Ленина,Троцкого видели главную его задачу в разжигании пожара мировой революции на всей планете, в результате которого должна возникнуть земшарная коммунистическая республика без классов господ и рабов, угнетателей и угнетаемых. В добавление к моим мыслям небольшая историческая справка. Во время создания авиационной промышленности в СССР Сталин как руководитель советского государства предлагал назвать советские самолеты и советских летчиков красными волками. По воспоминания конструкторов и инженеров, работавших в то время со Сталиным, убеждение советского вождя было основано на публичном цитировании Киплинга во время совещаний. Парадокс, но именно при жизни Сталина Киплинга начали активно издавать и переиздавать.
Но вернемся к нашему Маугли. Почему красные волки ему не нравятся и он готов сражаться и даже быть поверженным в Великой битве? Маугли «презирал и ненавидел диких собак за то, что от них пахло не так, как от волков, и за то, что они жили в пещерах, а главное за то, что у них между пальцами растет шерсть, тогда как у Маугли и его друзей ноги гладкие».
Откровенно шовенистические и расистские идеи не могут выиграть в битве за человека, в битве за наполнение его внутреннего мира, в битве за создание его уникальной цивилизационной идентичности, поэтому, на мой взгляд, Киплинг и наделяет в этом рассказе Маугли чертами шовиниста и расиста. Сам писатель не скрывал своих антикоммунистических и антисоциалистических взглядов, что образно воплотил на страницах своего произведения. Красные волки были повержены, а перед тем их вожаку был отрезан хвост, причем сделано это было публично и в оскорбительной манере. На память сразу приходят соглашения, которые были подписаны Горбачевым и Бушем старшим в 1989 году на острове Мальта в присутствии Папы Римского Иоанна Павла II, кстати недавно потопленный крейсер «Москва», а в то время «Слава», обеспечивал безопасность переговоров. В итоге все предстает очень символично, как и любят «братья».
Выдуманный народ Бандар – Логов как образ с размытой цивилизационной идентичностью
Обезьяний народ бандарлогов предстает перед нами как не знающий закона, который ест все без разбора, не имеет своего языка, а только краденные слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают и подсматривают. Дважды соглашусь с мнением русского писателя А.И. Куприна о роли языка в жизни народа – язык – это история народа, язык – это путь цивилизации и культуры. У них также был свой обезьяний город в Холодных Берлогах, который лежал весь в развалинах, был заброшен, но Маугли он показался великолепным и полным чудес. Есть версия, что Киплинг описал город Ангкор – известный памятник древней Кхмерской цивилизации IX – XV вв.
Что хотел показать Киплинг придумав этот народ? Во-первых, он в доступной форме обрисовал судьбу тех народов и людей, которые отказались от Богом и историей данной идентичности и попытались сконструировать свою эгоистическую и одномоментную идентичность. Вот как пишет об этом автор – надеясь, что их заметят они поднимали вой, выкрикивая бессмысленные песни, звали народ джунглей к себе на деревья драться, заводили из-за пустяков ссоры между собой и бросали мертвых обезьян где попало, напоказ всему народу джунглей. В частности, известный исследователь Ю.М. Лотман, анализируя поведение этих героев Киплинга, приходит к выводу, что эта форма поведения раннего человека, где превалируют бессмысленные и непредсказуемые действия с мнимой организацией. Возможно и так.
Во-вторых, показана участь тех кто забыл закон и порядок, а следовательно легко поддался влиянию. Они постоянно собирались завести своего вожака, свои законы и обычаи, но так и не завели, потому что память у них была короткая, не дальше вчерашнего дня. В итоге, так и живут без вожака, не о чем не помнят, болтают и хвастают, будто они великий народ и задумали великие дела.
Злой сарказм автора проявляется и в том, что бандарлогов он рисует как безответственных демагогов демократического толка, неспособных к осмысленному действию, в чем просматривается история многих постимперских народов через призму их парламентов, рад, сеймов, курултаев и т.д. Они усаживались в кружок на помосте, искали друг у дружки блох и играли в людей, дрались и кричали, нападая друг на друга, хвастались, пили из водоемов и мутили в них воду, потом дрались из-за воды, собирались толпой и бегали по всему городу... Потом все начиналось снова.
А вот злая ирония автора и его нелюбовь к интеллигенции и теоретизирующим интеллектуалам проявилась во фразе – все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня.
На мой взгляд, на примере бандарлогов автору удалось гениально раскрыть антитезу Маугли, а также показать обратную сторону человечества, его, так сказать, «кривое зеркало».
Образ белой кобры (ядовитого народа) как образ банкиров
Иносказательный образ банкиров в виде белой кобры как стража княжеских сокровищ (100 князей), был органично введен автором в рассказы о Маугли. Ядовитый народ, который живет в Холодных Берлогах, предстает в виде опасности для Маугли, хотя не имеет жала и зубов (возможно, на примере белой кобры писатель хотел показать, что у банкиров нет собственных регулярных армий, которые есть только у государств). Кроме того, Киплинг акцентирует внимание на том, что у них нет своего города, но они думают, что великий город у них есть и он охраняется княжескими башнями. В данном случае вспоминается история Иерусалима и все что с ней связано.
Дело в том, что у Киплинга, кроме бремени белого человека была написана поэма «Бремя Иерусалима», которая при его жизни не печаталась, поэму также называют краткой историей евреев. В своем анализе я приведу лишь два отрывка в переводе Алекс Тарн, которые так или иначе пересекаются с сюжетами рассказа Киплинга «Княжеский анкус». В первом автор задается следующими вопросами:
Не знаю, как Господь хранит
Свой Невозлюбленный Народ,
Куда тот прячет свой профит
В Нью – Йорк, в Берлин, в Иерусалим?
А во втором отрывке он признает глубокую древность еврейского этноса и большое значение для его истории города Иерусалима.
Но вековых событий нить
Нас учит: если тыне Гунн,
Не стоит Коэна дразнить
За ним всегда Иерусалим.
Слон Хатхи и его сыновья как образ индийской цивилизации
У Киплинга особенное отношение к Индии, в которой он провел достаточно большое время и многое знал и понимал об этой цивилизации, а также о жизни и истории народов в ней проживающих.. На мой взгляд, он стал непревзойденным поэтом и писателем, поведавшим как современникам, так и потомкам о колорите индийского бытия. Повествование о Маугли также связано с Индией, где ее цивилизационным образом, кроме индийской деревни, выбраны слоны, а именно Хатхи и его сыновья. Маугли помог спасти сына Сатхи, а Сатхи и его сыновья помогли Маугли наказать неблагодарных людей индийской деревни. Слоны безоговорочные друзья нашего героя.
Слон в индийской культуре занимает очень большое место и является царем зверей. Как самое сильное животное слон символизирует власть. Таким образом, можно утверждать, что индийская цивилизация – это оплот мудрости и доброты, а также олицетворение силы, мощи и царственности. В частности, индийцы всегда чтили мощь слонов и использовали их в составе армейских подразделений. В индийской армии вертолеты в форме слонов использовались вплоть до 80 – ых годов ХХ столетия.
Но каково же будущее индийской цивилизации по Киплингу? Автор дает ответ – это большая, имеющая богатую историю цивилизация ведомых, со своим тонким и во многом прозрачным миром, который ни в коем случае нельзя грубо разрушать. Соответственно цивилизация ведомых не может претендовать на лидерство в процессах конструирования человеческой идентичности.
Другие герои
Шакал Табаки – бывшие крупные империи практически полностью утратившие свой имперский статус, а также это могут быть союзники основного врага. В качестве исторической аналогии напрашиваются два наследника шакала Табаки – это наследники Османской империи и наследники Речи Посполитой.
Дикообраз Сахи несколько раз появляется в повествовании Киплинга, что вряд ли можно назвать случайным фактом. У автора к Сахи как любимому лакомству гондов – одному из древнейших народов Индии, особая симпатия. Смею предположить, что в данном случае он имел в виду Бирму (Мьянму), которая являлась колонией Великобритании. Киплинг однажды сказал – сам я люблю бирманцев слепой любовью, рожденной первым впечатлением. После смерти я обязательно превращусь в бирманца.
Коршун Чиль – это стратегическая внешняя разведка. Добрая старая Англия всегда славилась своими разведывательными возможностями и создала одну из самых лучших разведывательных служб, в частности, в образе МИ 6.
Вместо заключения
Если бы Р. Киплинг написал только рассказы про Маугли, то он все равно занял бы свое достойное место в мировой литературе. Писатель как-то отметил, что рассказы про Маугли предстояло читать детям, прежде чем станет ясно, что они предназначены для взрослых. Полностью соглашусь с этим утверждением, которое лишний раз подчеркивает многослойность и многозначительность его творчества.
Если касаться исключительно взаимосвязи воспитательных процессов и «Книг джунглей», то можно отметить, что глубокий след здесь оставило движение скаутов. Сам основатель этого движения отставной генерал Британской империи, участник Англо – Бурской войны, друг Киплинга Роберт Бейден - Пауэл признавался, что почерпнул многие названия и принципы своей организации из «Книги джунглей». Так, командир скаутского отряда назывался Акела. Младшая группа мальчиков в скаутском ранге называлась «Cubs», так же, как в тексте Киплинга назывались Маугли и его братья волчата. У скаутов был утвержден и высший скаутский знак почета – орден Медведя.
Проблема человеческой идентичности и торжества конкретной цивилизационной идентичности остается открытой. Открытым остается и вопрос какая идентичность сможет наилучшим образом справиться с современными вызовами. Ровно также остаются открытыми проблемы человек и природа, человек и общество, современный человек и цивилизационные различия. На мой взгляд, решение этих вопросов потребует других Киплингов. Но это уже совсем другая история!