Пару недель назад в мире случился глобальный сбой сервисов американского медиагиганта Google. С одной стороны могло показаться, что ничего экстраординарного не произошло – подумаешь, около часа не работал YouTube. Но с другой стороны, Google предоставляет огромное количество цифровых возможностей, и эти возможности в одночасье просто отключились.
Например, произошло отключения систем электропитания в домах – там, где оно управляется «умными» колонками от Гугл. Также не работали камеры видеонаблюдения «умных» домов под управлением другого гугловского сервиса – «Нест». Миллионы людей не смогли обмениваться бизнес-отчётами в таблицах медиагиганта, которые тот изначально представлял как сверхнадёжные платформы под базы данных.
Представители Google принесли извинения. Однако до сих пор никто не подсчитал, какой ущерб был нанесён в мире из-за этого глобального сбоя в работе сервисов американской компании.
В то же время очевиден факт, говорящий об огромной зависимости миллионов людей по всему миру от деятельности этой американской информационно-коммуникационной компании. И не только этой. Человечество, попав в тотальную зависимость, фактически становится беззащитным, доверяя управление своим бизнесом и даже своим домом цифровым сервисам. Изначально такое управление описывалось как технологический прорыв. Но в середине декабря 2020 сам Google и продемонстрировал свои уязвимости и слабые стороны.
Почему глобальный сбой Гугла повалил столько российских, казалось бы, никак не связанных с ним сервисов. Насколько велика наша зависимость от иностранного программного обеспечения и преодолима ли она в принципе. Об этом и многом другом рассказывает кандидат технических наук, специалист по кибербезопасности Игорь Ашманов.