Саммит «Один пояс — один путь» стал главным информационным событием этой недели, а возможно и месяца. Однако за всеми восторженными разговорами о «китайском мире» и объединённой Евразии забывают о проблемах воплощения этой идеи в жизнь. Поэтому необходимо обратить внимание и на проблемные моменты китайской инициативы.
Проекта Шёлкового пути больше нет. Официальное название повода для недавнего саммита — инициатива «Один пояс — один путь». Перемена имени означает очень многое.
Во-первых, речь идёт не о проекте, а об инициативе. По мнению российских экспертов, такое «исправление имён» говорит о многом [1]. Проект подразумевает конкретные сроки его выполнения, определённые цели, которые надо достигнуть, и установленный размер финансирования. Инициатива носит более расплывчатый характер и не обязывает инициатора к выполнению конкретных целей.
Во-вторых, Новый шёлковый путь подразумевал создание сухопутного транспортного коридора, аналогичного Шёлковому пути древности. «Пояс и Путь» объединяет сухопутный экономический пояс и морской путь. То есть, даже по названию можно судить, что с 2013 года сухопутный коридор в Европу перестал быть для КНР приоритетом. Теперь инициатива развивается в сухопутном и морском направлениях. Такая переориентация может быть связана с новым президентом США. Дональд Трамп, в отличие от Обамы, не бросает вызов интересам КНР на море. Значит, у Китая может быть меньше опасений для морской блокады и, следовательно, сухопутный путь теряет свою исключительную значимость.
Итоговая декларация саммита «Один пояс — один путь» не добавляет конкретики в существующую уже четыре года рыхлую инициативу. Вполне может быть, что такая расплывчатость формулировок и отсутствие конкретных целей и сроков выгодна КНР.
Во-первых, приближается XIX Съезд КПК, на котором будет решаться выбор руководства страны. Си Цзиньпин руководит страной уже два срока — столько, сколько предписывает неписаная традиция китайской элиты. Судя по всему, Си хочет обойти традицию и остаться у руля Поднебесной на третий срок. Но для такого шага нужны веские основания. Монументальная неопределённость инициативы «Один пояс — один путь» даёт Си Цзиньпину повод поруководить КНР ещё один срок. Ведь именно он выдвинул эту идею и, похоже, мало кто, кроме Си Цзиньпина представляет, как её реализовать.
Си Цзиньпин выступает на форуме “Один пяс — один путь”.
Во-вторых, инициатива позволяет справляться с перепроизводством китайской промышленности. Весь образовавшийся в Китае избыток стали, цемента и стройматериалов можно направить за пределы страны в рамках реализации масштабной инициативы. При этом излишки производства можно поставлять странам-партнёрам в рамках связанных кредитов.
В-третьих, расплывчатость инициативы выгодна местным властям КНР. После налоговой реформы 1994 года поступление налогов в центр увеличилось, а местные бюджеты урезали. Одним из способов получить деньги из центра для местных властей является привлечение субсидий под инфраструктурные проекты. Под марку финансирования тогда ещё «Нового шелкового пути» деньги из бюджета получили и довольно отдалённые от предполагаемого маршрута регионы [2].
Партнёры Китая хотят получить инвестиции и создать за китайские деньги рабочие места для местных кадров на высокотехнологичных предприятиях. Китай вместо инвестиций всё чаще предлагает кредиты, особенно кредиты связанные. Связанный кредит обязывает получателя кредита потратить часть суммы на закупки материалов в КНР. Вместо того чтобы нанимать местных рабочих, китайцы привозят своих. Причём с китайскими рабочими возникают проблемы — достаточно вспомнить инцидент с китайскими рабочими в Добруше пару лет назад. Китай же, как показывает практика, готов инвестировать в виде кредитов. При этом оборудование, материалы и рабочие для реализации инвестиционных проектов завозятся из Китая.
Итак, благодаря партнёрам Китай решает внутренние проблемы перепроизводства и безработицы. Китай даёт деньги под связанные кредиты, что приносит большую выгоду Китаю. Но даже такое выгодное для КНР финансирование постепенно уменьшается. Например, Китай не спешит вкладываться в строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань. По данным The Financial Times объёмы китайских инвестиций в страны-партнёры по инициативе упали на 2% за 2016 год и на 18% за первые три месяца 2017 года [3].
Железнодорожные перевозки из Китая в Европу оказались убыточными. Перевезти один контейнер по железной дороге можно за 6 000 долларов, а перевезти контейнер морским путем из КНР в Европу можно и за тысячу. Везти морем в шесть раз дешевле! В обратном направлении поезда идут порожняком. Руководству КНР приходится субсидировать убыточные железнодорожные перевозки из бюджета. Например, в первом полугодии 2015 года из бюджета выделили 4,5 миллиона долларов для покрытия убытков компании, которая перевозит контейнеры по маршруту Ухань — Синьцзян — Европа [4].
Фонд Шёлкового пути с капиталом в 40 миллиардов долларов за три года профинансировал совсем немного крупных сделок. Через этот фонд Китай профинансировал строительство ГЭС в Пакистане, выкупил акции итальянского производителя шин и инвестировал в нефтегазовые компании «Ямал СПГ» и «Сибур». Ни один из этих масштабных проектов не связан напрямую с проектом построения Нового шёлкового пути, хотя фонд номинально предназначен как раз для финансирования этой инициативы.
Астрономические суммы, появляющиеся в СМИ, зачастую прописаны не в конкретных договорах, а в протоколах о намерениях. То есть, кредитор обещает, что, в принципе, готов выделить такую сумму.
Если же всё-таки удаётся получить китайские деньги, то необходимо заранее позаботиться о прибыльности проектов. Иначе может выйти как со Шри-Ланкой.
Прежний президент острова увлёкся дружбой с Китаем и сумел получить кредит на два порта. А порты оказались невостребованными. Шри-Ланка задолжала Китаю около 8 миллиардов долларов [5]. Эта сумма оказалась слишком большой для островной экономики. В итоге Китай согласился взять в аренду построенные объекты. Решение о передаче порта Хамбантота китайской компании на 99 лет стало причиной акций протеста в Шри-Ланке [6]. Подробнее о злоключениях Шри-Ланки на Шёлковом пути можно узнать из лекции российского журналиста-китаеведа Михаила Коростикова:
Но если с экономической пользой от китайской инициативы всё сложно, возможно, у неё есть геополитический потенциал?
Инициатива «Один пояс — один путь» не склеит раздробленную Евразию, а может создать условия для её раскола. Об этом стало ясно после того, как Индия демонстративно проигнорировала форум, посвящённый инициативе. У Индии есть свои интересы в Центральной Азии. В первую очередь, энергетические. Также индийская инициатива Make in India вступает в противоречие с планами Китая по расширению рынков сбыта в развивающихся странах.
Яблоком раздора между Китаем и Индией служит Пакистан. Точнее, занятая Пакистаном в ходе первой индо-пакистанской войны часть Индии. Через эту территорию Китай прокладывает транспортный коридор, что очень не нравится Индии. За день до начала форума произошёл инцидент с нападением на пакистанских рабочих. Десять человек погибли. Ответственность за нападение взяли сепаратисты, но пакистанский министр обороны Кхаваджа Мухаммед Асиф заявил, что за нападением стоит Индия [7]. Если подобное произойдёт с китайскими гражданами, то это вполне может стать поводом для масштабной индо-китайской конфронтации. Тем более, что в противостоянии Китаю Индия всё больше сближается с США.
Определённые проблемы партнёрство с Китаем вносит и в ЕАЭС. Зоны свободной торговли Китай-ЕАЭС пока не будет из-за неготовности ЕАЭС [8]. Китай не взаимодействует с ЕАЭС как с цельным экономическим комплексом, предпочитая налаживать двусторонние отношения с членами Союза. И такой формат, хоть и проще для Китая, таит опасность ещё большего экономического размежевания внутри Союза. Например, Китай вкладывает деньги в производство калийных удобрений в Казахстане. Ожидается, что благодаря казахстанским удобрениям Китай сможет удовлетворить потребности в калийных удобрениях. Но ведь именно калийные удобрения составляют львиную долю белорусского экспорта в КНР, который планируется нарастить до 1,5 миллиардов долларов. Вполне оправдан вопрос — за счёт чего Беларусь сохранит экспорт в Поднебесную, если Китай заменит белорусские калийные удобрения казахстанскими?
Итак, в настоящее время китайская инициатива не имеет внятных очертаний. По мнению замдиректора Института стран Азии и Африки Андрея Карнеева, аморфная инициатива рискует остаться просто теорией:
«Один пояс — один путь» может стать успешным проектом, но пока он больше похож на «концепцию научного развития», выдвинутую предыдущим лидером Китая Ху Цзиньтао. В момент изобретения она считалась прорывом в марксистско-ленинской теории. Ну и кто сейчас её вспоминает?» [9]
Там же, где инициатива входит в практическую плоскость, она пока что приносит прибыль в основном Китаю и таит угрозу дальнейшего размежевания на Евразийском континенте.
От распутывания проблемных узлов на Шёлковом пути никуда не уйти. И заниматься этим должен не только Китай, но и те страны, которые изъявили желание стать его партнерами по инициативе.
Источники:
1. Шелковый путь в никуда https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/05/15/689763-shelkovii-put
2. Как китайские регионы залезли в долги, и что это означает для России http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kak-kitayskie-regiony-zalezli-v-dolgi-i-chto-eto-oznachaet-dlya-rossii/
3. In charts: China’s Belt and Road Initiative. Foreign direct investment and exports are down but construction revenue is up https://www.ft.com/content/18db2e80-3571-11e7-bce4-9023f8c0fd2e
4. Зачем Китай субсидирует железнодорожные перевозки через Россию и Казахстан http://inosmi.ru/economic/20160907/237766658.html
5. Sri Lanka’s Debt Crisis Is So Bad The Government Doesn’t Even Know How Much Money It Owes https://www.forbes.com/sites/wadeshepard/2016/09/30/sri-lankas-debt-crisis-is-so-bad-the-government-doesnt-even-know-how-much-money-it-owes/#5bc3c1414608
6. Sri Lankans protest against Chinese investment http://www.economist.com/news/asia/21714374-its-one-way-pay-debts-china-sri-lankans-protest-against-chinese-investment
7. Шелковые путы. Индийский слон не влез в китайский пояс https://lenta.ru/articles/2017/05/17/silk_trap/
8. Зоны свободной торговли ЕАЭС и Китая не будет https://24.kg/ekonomika/50427_zonyi_svobodnoy_torgovli_eaes_ikitaya_nebudet/
9. Китай обещал опоясать полмира https://www.kommersant.ru/doc/3297741