День Воли (белор. Дзень Волі) — парадоксальный неофициальный праздник на территории Республики Беларусь, ежегодно отмечаемый различными слоями националистически-ориентированного населения. Также его празднуют некоторые представители белорусских диаспор за рубежом.
День Воли отмечается в Беларуси ежегодно 25 марта. Исключениями стали акции 1996 и 2002 годов, проведённые 24 марта. Этот праздник посвящён принятию 3-й уставной грамоты Рады БНР в условиях германской оккупации (!) во время Первой мировой войны, объявлявшей независимой Белорусскую Народную Республику (25 марта 1918 года). Обычно в этот день проводятся митинги и шествия с использованием бело-красно-белого флага, который был принят в качестве официального в 1918 году, а потом разрешался к использованию нацистами во время оккупации в 1941—1944 годах в полном соответствии с их программой поддержки националистических настроений с целью противопоставления оккупированных территорий друг другу для более удобного управления ими за счёт формируемых на националистической почве разногласий. Всё в полном соответствии с утверждением:
«Разделяй, стравливай и властвуй!»
Далее этот же принцип был применён к республикам Советского Союза в 1991 году, а бело-красно-белый флаг, соответственно, стал опять государственным символом теперь уже криптоколониального режима страны.
И вот этот вот «праздник» отмечается разнообразными акциями протеста, организованными националистическим меньшинством. И в этом году оппозиция возлагает большие надежды на этот день, готовя как согласованные с официальными властями акции, так и не согласованные. Что может принести в этом году 25 марта Беларуси — об этом наша статья.
Многие почему-то слепляют две революции в России в некое одно революционное целое, тогда как на деле Февральская буржуазная революция организована одними людьми, а Октябрьская социалистическая — совершенно другими, с иными политическими целями. Но «пипл хавает». Причём «пипл» — это не народ, а толпа, покорно бегущая за разнообразными морковками, заботливо подвешиваемыми перед её носом теми, кто желает властвовать над нею.
Одной из таких морковок всегда были националистические идеи, отличающиеся от национального самосознания, признающего и ценящего уникальность культуры своего народа наравне с другими культурами, тем, что не признавали такого права уникальности за другими культурами и провозглашали единственность и неповторимость собственной культуры. А когда такого рода идеи подкреплялись политикой подавления других культур, возникал нацизм, как логичное продолжение национализма.
Политические силы, организовавшие февральскую буржуазную революцию, играли в регионах на националистических идеях, что отразилось в символике флага и герба Беларуси того периода. Во время Февральской революции в Российской империи белорусские организации Петрограда обратились к молодому архитектору Клавдию Дуж-Душевскому для создания флага белорусского национального движения. Он сделал несколько проектов флага, из которых был принят бело-красно-белый. Точная дата утверждения эскиза неизвестна.
25 марта 1917 года в Минске проходил Первый Белорусский конгресс. Участница конгресса Зоська Верас вспоминала, что над зданием конгресса был вывешен белый флаг как символ Белой Руси, но делегаты конгресса посчитали белый флаг символом контрреволюции. Как следует из резолюции Белорусского национального комитета, основным доводом в пользу принятия бело-красно-белого флага стали не гербовые цвета «Погони» или другого символа, а распространенность на территории Белоруссии красно-белых орнаментов:
«Поскольку в белорусском народном искусстве преобладают белые и красные узоры, было решено использовать эти цвета для национального флага. Таким образом, комитет постановил, что флаг должен состоять из трёх горизонтальных полос одинаковой ширины — белой, красной и белой, и длина его в два раза больше ширины».
С другой стороны, утверждается, никаких решений о флагах Всебелорусский конгресс не принимал. Факты использования белорусского флага зафиксированы в нескольких газетных публикациях 1917 года. В том же году бело-красно-белым флагом пользовалось Белорусское культурно-просветительское товарищество. 15 декабря под бело-красно-белыми флагами прошёл Первый Всебелорусский конгресс.
Открытка времён БНР
В 1918 году в условиях германской оккупации провозглашается Белорусская Народная Республика, символами которой стали герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг.
Это произошло в заключительный этап Первой мировой войны, когда в результате немецкого наступления большевики эвакуировались из Минска, что создало благоприятные условия для деятельности белорусских националистов, рассчитывавших создать независимое государство под протекторатом Германской империи (что само по себе анекдотично: «зависимая независимость»).
БНР фактически не являлась государством, несмотря на провозглашение себя в таком качестве. Государственные структуры были сформированы только частично, территория находилась под контролем германской военной администрации. Правительство БНР смогло добиться от немцев лишь ограниченных полномочий в культурной сфере. На международном уровне провозглашение БНР не получило никакого признания, хотя поддерживались неформальные контакты с Украиной, Польшей и Литвой.
После денонсации Брестского мира Германия начала вывод своих войск с оккупированных территорий. Уже в декабре 1918 года части РККА вновь заняли Минск.
В 1919—1920 годах бело-красно-белый флаг использовали белорусские военные формирования в составе армии Литвы (ещё одни «зависимые независимые»). После эвакуации германских войск в конце 1918 года и занятия Минска Красной Армией правительство БНР (Белорусская Рада) переехало в занятую поляками Вильну, где действовало до 1925 года. Флаг Рады 1920—1925 годов представлял собой бело-красно-белый флаг, дополненный двумя узкими, вероятно чёрными (траурными), полосками, разделяющими белый и красный цвета.
Бело-красно-белый флаг активно использовался белорусским национальным движением в Западной Белоруссии: как политическими движениями, такими как Белорусская христианская демократия, Белорусская крестьянско-рабочая громада, так и неполитическими общественными организациями, такими как Общество белорусской школы.
В 1927 году обсуждался проект герба БССР, который в общих чертах повторял герб СССР, но имел бело-красно-белую ленту вместо красной. Проект прошёл несколько инстанций, но Президиум ЦИК в результате всё же постановил сделать ленту красной.
Национальный академический театр имени Янки Купалы, июнь 1943 года
В период германской оккупации (1941—1944) во время Великой Отечественной войны бело-красно-белый флаг вместе с гербом «Погоня» был разрешён к использованию 27 июля 1942 года на территории генерального округа Белоруссия рейхскомиссариата Остланд. Он также использовался как отличительный символ белорусскими коллаборационистами в германской армии и войсках СС.
В декабре 1943 года немецкие оккупационные власти позволили белорусским коллаборационистам выбрать Раду и де-юре создать своё «зависимое независимое» государство. Белорусский парламент успел прозаседать полгода и даже провести мобилизацию населения против большевиков. Сегодня Беларусь остаётся последней страной в Восточной Европе, имеющей правительство в изгнании. Поляки в этом отношении оказались умнее.
В 2016 году лидер партии БНФ Алексей Янукевич в комментарии БелаПАН после Дня Воли положительно оценил прошедшую акцию:
«Отметили достойно, на уровне. Людей было не так много, хотелось бы, чтобы было больше, но спасибо каждому из нескольких тысяч, которые пришли в разные места, чтобы отметить День Воли. Было много флагов, много молодёжи», — сказал политик.
Но на вопрос, почему число участников уличных акций растёт незначительно в условиях, когда милиция не задерживает демонстрантов и не подвергает их административным арестам, Янукевич ответил, что за десятилетия нахождения Лукашенко у власти у людей укрепилась мысль, что от них ничего не зависит — ни от их голоса, ни от их действий:
«Эта апатия и неверие, а не только страх — вот из-за чего так мало людей», — сказал Янукевич (http://naviny.by/rubrics/society/2016/03/25/ic_articles_116_191283)».
А в 2017 году, ситуация, как считают некоторые представители оппозиции, изменилась. Они предлагают на День Воли (хотя в контексте вышеозначенной истории этого «праздника» следовало бы говорить — День Безволия) политические лозунги, и собравшиеся на митинг даже готовы прокричать «Лукашенко, уходи!» Но, как показала акция в Пинске 11 марта, где волею правоохранительных органов не оказалось оппозиционных политиков, рядовые граждане и сами по себе собирались вокруг журналистов, при этом говорили, что им нужны работа и зарплата, а не «Лукашенко, уходи!»
Основным лозунгом, под который и собираются собирать людей, является требование именно рабочих мест и зарплат. Но у оппозиции-то желание, чтобы такие социальные протесты переросли в политические. Они в общем-то и не сильно скрывают такие свои намерения, но в оппозиционных кругах нет единства в подходах к организации мероприятий на День Воли.
Ещё в начале января представители Партии БНФ, Объединённой гражданской партии, движения «За Свободу» и оргкомитеты по созданию партии «Белорусская христианская демократия» и движения солидарности «Разам» подали заявку на проведение 25 марта шествия в Минске от здания Национальной академии наук до парка имени Янки Купалы.
Параллельно Николай Статкевич собирает участников акции под лозунгом «Баста!» — это протест против декрета № 3. Статкевич не намерен просить разрешения на акцию у городских властей, уже заявил о своих планах привести народ к Дому правительства (а там, мол, решим, что делать).
Ещё 14 марта Статкевич в интервью «Радыё Свабода» (https://charter97.org/ru/news/2017/3/17/244016/) заявил:
«Насколько я понимаю, никто не будет против, если я возьму руководство акцией на себя. Это будет очень сложная демонстрация для организаторов. Поэтому управление должно быть единоличное».
В оргкомитете празднования Дня Воли из лидеров партийных структур остался на свободе только председатель Партии БНФ Алексей Янукевич. Николай Статкевич в этот оргкомитет не входит, но у него там есть сторонники. 17 марта лидер Партии БНФ в интервью телеканалу «Белсат» констатировал, что оргкомитет не смог ни о чём договориться:
«Какого-то определённого результата на данный момент нет. Есть настоящая принципиальная разница в подходах».
«Умеренные» оппозиционеры настроены пессимистично:
«Роль оппозиции в марафоне региональных акций протеста — назвать место и время, а ещё, если получится, подержать в руках мегафон, в который могут высказаться все желающие и даже депутаты и руководители городов. В общем пока революционная ситуация, судя по всему, не нарисовалась (http://naviny.by/article/20170320/1490008189-po-kakomu-scenariyu-proydet-den-voli-2017)».
Но есть те, кто смотрят на ситуацию иначе. Вот как комментируют её уже сторонники Статкевича:
«Часто приходилось слышать от активистов оппозиции причины, по которым не удалось добиться перемен в стране раньше — в 1996, 2001, 2006 и 2010 годах. Главные из них — проблемы с планом, раздробленность оппозиции, отсутствие сильного лидера. Сегодня всё изменилось — мы имеем все необходимое для достижения успеха.
Есть сильный лидер. Николай Статкевич неоднократно давал понять, что готов отвечать за свои слова. Он прошёл через тюрьмы режима, не сломался и продолжил борьбу сразу после выхода на свободу. Лидер БНК первым предложил выступить против Декрета №3 и стал инициатором Марша рассерженных белорусов. Результат акции — пробуждение всей страны, протесты в регионах и жалкая попытка властей «отмотать назад». Уверен, что с таким лидером мы сможем победить. [ … ] Таким образом сегодня у нас есть все, чтобы спокойно и уверенно добиваться поставленных целей. Следуем плану, держимся вместе, верим лидеру и защищаем его — и всё у нас получится! (https://charter97.org/ru/news/2017/3/20/244267/)».
Ситуацию в данный момент пытаются всеми силами раскачать, формируя общественное мнение, привязываясь к социальным проблемам, которые, несомненно есть в Беларуси, но митингами и шествиями эти проблемы не решить. Однако, оппозиционеры упорно пытаются концентрировать усилия и развить то, что, по их мнению, было достигнуто на Марше рассерженных беларусов. И цели этой раскачки особенно не скрываются самими оппозиционерами:
«Когда люди рассержены — никто не может контролировать эту силу, только лишь Бог. Лукашенко — абы кто, он всем надоел. Как я написала вчера на своей странице в «Фейсбуке»: «и не президент, и не человек, и не белорус». Это какое-то существо, которое узурпировало власть. Хотим ли мы, чтобы Лукашенко превратил Беларусь в Донбасс? Лукашенко окончательно сошёл с ума и не способен к анализу. Видно, что он идет путём Януковича (https://charter97.org/ru/news/2017/3/22/244546/)».
И, видимо совершенно бесполезно показывать последствия таких же по своей алгоритмике процессов, что привели к нынешней ситуации на Украине. Некоторых оппозиционеров ни история, ни современность ничему не учат. Вместо того, чтобы формировать стратегические программы развития Республики Беларусь, запуская долгосрочные тенденции, воспитывать кадры. Нет.
Легче искать простых решений «здесь и сейчас», а на вопросы о том — «что же вы будете делать, когда придёте к власти», искренне недоумевая отвечать: «Там разберёмся!» — не понимая, что с такой глубиной стратегического планирования вся деятельность оппозиции будет вписана в интересы третьих сил, что показывает вся белорусская история, что начала, что середины, что конца XX века.