В республике Татарстан не перестают удивлять. Сначала глава муниципалитета Зеленодольского района Татарстана предложил изымать детей из семей, имеющих долги по ЖКХ. А уже сегодня «Новая газета» сообщает, что Всетатарсткий общественный центр (ВТОЦ) озаботился сохранением татарского языка. На днях центр распространил обращение к депутатам разных уровней, политическим и общественным организациям республики, озаглавленное «Спасти татарский язык».
Национальные активисты утверждают, что их соотечественники всё меньше читают, говорят и мыслят на родном татарском языке.
Сейчас по Конституции Татарстана в республике два равноправных государственных языка — русский и татарский. В то же время ВТОЦ отмечает, что фактически в республике только один государственный язык — русский. В центре утверждают, что Госсовет Татарстана ни разу не провёл ни одного заседания на татарском языке, а в Казанской Гордуме отменили синхронный перевод.
Кроме этого в обращении также сообщается, что в республике закрыто 699 татарских школ и в двух вузах - татарские факультеты. В то же время активисты не сообщают - по каким причинам и за какой срок. Вполне может быть, что это связано с закрытием школ в малонаселённых районах республики, каковое проходило во времена министра образования Фурсенко, и которое ещё помнит вся Россия.
Однако меры по исправлению ситуации, которое предлагает ВТОЦ в своём обращении несут на себе печать сепаратизма, под видом заботы о татарском языке:
«В Татарстане должен быть один государственный язык — татарский. Радикально? Может быть, есть другие предложения, как сохранить татарский язык?»
В связи с этим ВТОЦ хочет провести широкую общественную дискуссию.
Безусловно, дискутировать – дело полезное, но надо и меру знать. Однако активисты сего предложения разбором причин отказа татар от родного языка себя не утруждают. Почему сами татары переходят на русский язык? Почему татарский язык не востребован? Или им не важна суть вопроса, а важна та общественная волна, которую они пытаются поднять? С какой целью?
Не с той ли самой, о которой только что подумали читатели данной статьи? Уж больно много в последнее время подобных предложений. Взять хотя бы в качестве примера инициативу по искусственному выведению «российской нации», каковая идея является мертворожденной и кроме разлада в обществе ни к чему хорошему привести не может по определению.
Если бы татары переживали о своём языке, то они и в быту выбирали бы его, а не разговаривали на русском.
Если они хотят сохранить родной язык, то это самая действенная мера в свете недавнего открытия учёных из южно-корейского университета, которые полагают, что знание родного языка, которое дети получают в первые пять месяцев жизни, не утрачивается никогда.
В их исследовании принимали участие говорящие по-голландски взрослые корейцы - усыновлённые из Южной Кореи. Как выяснилось, несмотря на то, что корейского языка они не знают, но возможность правильно произносить слова на корейском у них сохранилась.
По мнению руководителя исследования Джиун Чои навыки владения языком могут быть восстановлены без каких-либо серьёзных усилий в короткий срок даже через десятки лет.
В результате исследования он пришёл к выводу, что важнейшие языковые навыки ребёнок получает в первые месяцы жизни и снабжает родителей практическим советом:
«Помните - изучение языка начинается в самые первые месяцы жизни ребенка, и тогда же закладываются полезные языковые навыки. Старайтесь говорить со своими малышами как можно больше, потому что они поглощают и усваивают то, что вы говорите».
Таким образом, процесс утраты татарами своего языка вызван не какими-то умозрительными причинами, а отсутствием практики общения на родном языке в семьях. В результате они не то что читать, а перестают понимать даже устную речь, о чём свидетельствует отмена синхронного перевода на татарский язык в Казанской думе. И правильно, - а зачем, если мало кто понимает?
Но преодолеть нежелание сородичей говорить на родном языке запретом русского языка нельзя. Ведь всегда останется русская литература, русские школы, русскоговорящие головы в телевизоре. Наконец целые поколения татар, которых их мамы и папы воспитывали на русском языке, а значит, они вряд ли захотят говорить и читать на татарском. Как с этим товарищи предлагают бороться – запретами что ли?
Но это путь Великого Турана, которому с Россией не по пути.
Таким образом, мы видим, что инициатива ВТОЦ если кого и должна заинтересовать, так это органы, отвечающие за государственную безопасность страны, ибо великотуранческая составляющая в ней проявляется достаточно отчётливо.