Гималайское государство Бутан стало первой нацией в мире, отказавшейся от табака.
«Под Новый год я загадал желание», - писал в начале января Церинг Тобгай, лидер бутанской оппозиции, в своем блоге. «Чтобы первый человек, нарушивший закон о запрете на табак и угодивший в тюрьму, был бы членом парламента».
Мечта оппозиционера не сбылась: первым попался буддистский монах.
Королевская полиция Бутана схватила Сонама Церинга с контрабандным товаром на сумму около 1,90 евро: это были 48 пачек жевательного табака, купленного в индийском пограничном городе Джайгоан. В начале марта 24-летний нарушитель был приговорен к трем годам тюрьмы.
Для курильщиков нет условного срока
Самый строгий закон в мире о запрете табака не предусматривает условных сроков заключения. Продажа табака и курение в общественных местах запрещены с нового года. Туристы и местные жители старше 18-ти лет могут ввозить в месяц в страну лишь 200 сигарет или 150 грамм другой табачной продукции. Таможенная декларация действует в течение месяца с момента составления и должна быть всегда с собой во время курения.
За курение без декларации грозит тюрьма сроком от года до трех лет. Сотрудники органов, контролирующих наркооборот, имеют право заходить в частные дома во время облав, и уже натаскивают первую в Бутане собаку-ищейку для поиска табака.
Первые шаги сделаны еще в 2004 году
Еще в декабре 2004 года Бутан впервые попытался избавиться от курильщиков. Нация хотела показать пример всему миру, произвести фурор, и получила одобрение Всемирной организации здравоохранения. Однако на практике отказаться от табака не получилось: табачная продукция стала привлекательным товаром на черном рынке. Поэтому в июне 2010 года парламент принял новый, более строгий закон.
Приговор для Сонама Церинга, самый мягкий из предусмотренных законом, вызвал в крошечном королевстве в Гималаях невиданную волну протеста. Газета „Kuensel“ с самым большим в Бутане тиражом назвала наказание „драконовским». В социальной сети Facebook гражданское движение борется за изменение закона.
Правительство растеряно, но хочет защитить граждан страны от вреда курения даже против их воли. «Три или пять лет в тюрьме – это действительно много», - соглашается премьер-министр Джигме Йосер Тинлей, - «Однако наказание имеет смысл, если оно остановит других от совершения преступления».